Классный час по теме "Искусство общения, часть 2". 10–11-й классы

Разделы: Русский язык, Классное руководство

Классы: 10, 11


Цель: обсуждение проблем коммуникации в современном мире, определение путей их решения.

Форма проведения – сочетание беседы и практической работы учащихся в группах.

Оборудование: телевизор и ДВД-проигрыватель, фильм 1984 года «Формула любви» (реж. Марк Захаров), сериал «Доктор Хауз», сезон 7, серия 9 «Больше, чем жизнь» (реж. Дэвид Шор) (диски с фильмами общедоступны), распечатки материалов из приложений.

Этапы проведения классного часа:

  • Вступительное слово учителя.

В предыдущую встречу (см. разработку классного часа для 10-11 классов «Искусство общения», «Открытый урок» 2011-2012) мы уже говорили о том, что людьми заинтересованными сформулированы правила, которые могут помочь сделать общение более эффективным. ( Напомним, что речь шла о советах американца Дейла Карнеги). Мы выяснили, что не так уж редки ситуации, когда возникают проблемы коммуникации. Примеры мы можем в изобилии увидеть и в произведениях художественной литературы, и в художественных фильмах, и в жизни.

  • Обратим внимание на экран. Перед нами фрагмент известного фильма реж. Марка Захарова «Формула любви» (1984). Герои эпизода – сельский помещик Алексей Федяшев и его тётушка Федосья Ивановна - ведут диалог за завтраком (найти эпизод в начале фильма, это первые сцены появления Алексея – 16:16 – 18:53, продолжительность 2 мин. 53 сек). Смотрим фрагмент и ищем ответ на вопросы:

- Почему эпизод заканчивается почти ссорой героев?

- О чём и как говорили герои?

Примерный вариант рассуждений: Алексей изъяснялся словами высокой поэзии, говорил о вечности, о смысле жизни. Тётушка все темы обсуждала с бытовой позиции. В итоге оба раздражаются, сердятся друг на друга – на этом, кстати, основан комический эффект.

- Мы уже знаем, что подобных проблем можно избежать. Мы помним о советах Дейла Карнеги (см. Приложение 1), повесить таблички с советами на доску.

  • Нельзя не согласиться с тем, что эти правила выполнять довольно легко.

Представим сейчас, что люди настроены на общение. Вступая в общение, люди как бы «условливаются» о том, что они на время общения становятся сотрудниками. Всем своим поведением – взглядом, мимикой, жестом, тоном голоса, интонацией, выбором слов и других средств – партнеры как бы сообщают друг другу: «Сейчас мы станем собеседниками. Постараемся же помогать друг другу. Я хороший, доброжелательный, воспитанный человек. И вы, конечно, тоже. Теперь мы партнеры». Вступив в эту «игру», люди должны следовать неким правилам, чтобы «игра» состоялась.

  • Образ дикобразов. Выдающийся немецкий ученый 19 века Артур Шопенгауэр (1788-1860) создал неожиданный, но яркий образ для того, чтобы показать, как ведут себя люди, общаясь друг с другом. Он сравнил людей с дикобразами зимой. Животным холодно, и они стараются теснее прижаться друг к другу, чтобы согреться. Но мешают иглы, и звери вынуждены сохранять между собой определенную дистанцию. Мы тоже в некотором смысле такие дикобразы: с одной стороны, человек жаждет тепла, эмоционального контакта, а с другой – он стремится сохранить свою индивидуальность, не желает «потерять себя» в общении, не хочет чрезмерной близости. Есть люди более «тёплые», эмоционально открытые, а есть более «холодные», сдержанные. Эти свойства личности проявляются в общении. Одни люди стремятся к близости, к контакту, другие – к отдалению друг от друга, сохранению собственного «я». Каждый из нас достигает этого равновесия на определенной точке следующей оси:

  • Иногда не слишком «светские», не слишком искушенные собеседники совершают ошибки, которые губительны для настоящего общения. Рассмотрим эти «антипримеры», при которых неумелые собеседники заменяют настоящий разговор, требующий известного мастерства, суррогатами.

Работа в группах (3 группы). Задание (см. Приложение 2):

  1. Прочитать текст.
  2. Кратко его пересказать.
  3. Дать оценку ситуации: что герои делают неправильно?
  4. Как бы вы назвали подобную модель общения?
  5. На основании выводов сформулируйте одно из правил поведения собеседников (или чего следует избегать при общении).

Материалы для обсуждения в группах (распечатать в достаточном количестве) см. в Приложениях 3, 4, 5.

  • Обсуждение результатов работы в группах. Примерные выводы:

Ситуация № 1 (отрывок из романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение»). Леди Кэтрин просто «допрашивает» Элизабет, свою гостью – о семье, о сёстрах. Она всё критикует, задает личные вопросы. Подобную модель общения можно назвать так – «Обсуждение интимных, личных тем», «Вопросы личного характера». Тактика «бомбардировки» партнера личными вопросами, тактика «интервью» используется эмоциональными, несдержанными людьми, которые готовы избегать молчания любой ценой. Они искренне считают, что так и должны вести себя «светские», «воспитанные» люди. Общение превращается в пытку. Нельзя ломать личностные границы, индивидуальный суверенитет друг друга. Для более пассивного партнера это может быть болезненно, а иногда возникает чувство брезгливости. Вывод – «Не следует касаться личных тем».

Ситуация № 2.

Отрывок из рассказа Дробиза «Нашли время». Герой жалуется на всё, что его окружает, ему не нравится абсолютно всё. Подобную модель общение можно назвать так – «Жалобы». Это такие разговоры, когда собеседники «жалуются на жизнь» (денег нет… родители – тираны… дети – чудовища… в школе плохо учат… времени не хватает…) Усиливается чувство катастрофичности бытия.

Диалог Чацкого и Софьи из комедии А.Грибоедова «Горе от ума». Чацкий осуждает всех московских знакомых, что вызывает неодобрение Софьи. Подобную модель общения можно назвать так – «Осуждение». Отрицательной оценке подвергается всё вокруг: незнакомые люди, попавшиеся на глаза; общие знакомые, окружающие; прошлое, будущее; политические фигуры и т.п. Это тоже избегание молчания, но самым лёгким способом – «нытьём». Вывод – «Хороший собеседник не может не быть оптимистом, хотя бы внешне. Воспитанный человек предпочитает подбодрить другого в самых сложных обстоятельствах, а не «нагонять ужасы».

Жалобы, осуждение, обсуждение личных тем свойственны людям, которые стремятся к близости, к контакту. А как иногда поступают люди, которые стремятся к отстранению?

Ситуация № 3. Монолог Хлестакова из комедии Н.Гоголя «Ревизор» (знаменитая сцена вранья). Избегать молчания можно, часто рассказывая какие-либо истории (о себе, о других, анекдоты), то есть использовать сплошную серию «цитат». Подобную модель общения можно назвать так – «Цепь рассказов». Суперрассказчик оккупирует внимание всей компании, думает, что всех развлекает. Вывод – «Не следует превращать беседу в «театр одного актера».

Итак, вот какие модели общения можно иногда встретить – и не только в художественной литературе, но и в реальной жизни!

В качестве своеобразного итога можно попросить учащихся написать правила ведения беседы во время обсуждения маркером на листах и повесить их на доску. Примерные правила см. в Приложении 6.

  • Подведём итоги. Если поступать так, как описано в наших ситуациях, то, как минимум, общение не будет продуктивным. Но всё может закончиться более серьёзно. Смотрим отрывок из 9 серии 7 сезона сериала «Доктор Хауз» (25:48 – 29:54, продолжительность 4 минуты). Обсуждение ситуации. Чем закончился ужин Хауза с Лизой Кадди и её матерью? Герой подмешал снотворное в еду матери своей возлюбленной. А почему? Мать Кадди придерживалась тактики «личных вопросов» и «осуждения»: учащиеся называют, какие правила, по их мнению, нарушили собеседники. Нельзя забывать, что не все люди могут терпеть ошибки собеседников, что не все любят, когда нарушают «правила игры», что кто-то может и отомстить, как знаменитый доктор из популярного сериала.
  • Как же поступать, чтобы не нарушать такта, чтобы беседа состоялась? Помните о правилах речевого поведения (см. таблички в Приложении 7)
  1. «Будь дружелюбен!»
  2. «Выслушай собеседника!»
  3. «Не навязывайся!»

Можно повесить таблички на доску и раздать памятки «Принципы сотрудничества собеседников» (см. Приложение 8)

Немного усилий, и общение с вами будет самым запоминающимся!

Спасибо за внимание.