Правописание чередующихся гласных А и О в корне раст/рос. Путешествие по Африке. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся орфограммы «Правописание гласных А и О в корне РАСТ/РОС».
  2. Развивать у учащихся коммуникативные навыки (ответы на вопросы) и психические процессы (память, внимание).
  3. Расширять кругозор детей, формировать их научное мировоззрение.

Форма урока нетрадиционная (путешествие).

Форма организации фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование – физическая карта Африки, иллюстрации с растениями и деревьями или их проекция на экран телевизора (монитор компьютера), таблички с названиями САМШИТ, КОКОС, КАКАО, КРАСНОЕ ДЕРЕВО, БАОБАБ; сигнальные карточки, тексты, задания по вариантам, дифференцированные задания.

ХОД УРОКА

  • Организационный этап. Сегодня мы будем путешествовать по Африке. Эта земля похожа на гигантский остров, готовый уплыть в океанскую даль. Тысячу километров нужно пройти, пока доберешься от одного берег до другого. Так она велика! Это не простой континент. Чтобы совершить прогулку по Африке, мы должны будем выполнить задания. Мы покажем, что мы умные, мужественные, смелые. В Африке много необычных, интересных растений, и самыми экзотичными из них мы познакомимся. Почему именно с растениями? О каких корнях мы будем говорить? (раст, ращ/рос).
  • Подготовка к работе на основном этапе. За смекалку, находчивость, целеустремленность вы можете заработать хорошую отметку. Мы будем путешествовать вместе, в группах, а несколько человек будут работать индивидуально, а потом присоединятся к нам. (Индивидуальные задания – дифференцированные – на воспроизведение знания правила и умения его применить).
  • Начинаем наше путешествие. 1 задание – рассказать правило правописания корней друг другу в парах (по очереди). Затем несколько учащихся рассказывают правило вслух с примерами.

- Кто знает, что это за красивое дерево? (Изображение самшита). Чтобы узнать это, мы должны пройти первое испытание. (На этом этапе – индивидуальные задания на перфокартах, которые учитель может подготовить с учетом уровней подготовки учащихся). У всех есть сигнальные карточки О и А. Задание – поднять ту букву, которую надо писать в корне слова, называемого учителем.

  1. растение
  2. ростовщик
  3. Ростов
  4. растёт
  5. зàросли
  6. росточек
  7. подросток
  8. росли
  9. подрастает
  10. выросли
  11. подросла
  12. растянуть (!)
  13. произрастать
  14. выращенный
  15. расстилать (!)
  16. водоросли

Выполняя это задание, учащиеся должны проявить умение на слух воспринимать слова, выделять в них морфемы мысленно и определять, какая буква пишется в корне.

Рассказ о дереве. Это самшит. Растет оно крайне медленно – в год по 1 миллиметру. 500-летние растения редко превышают высоту 18-20 метров и толщину 50 сантиметров. Древесина самшита ценится высоко. Издавна она используется для изготовления музыкальных инструментов (флейт, кларнет), шкатулок и даже для изготовления особо прочных деталей самолетов, кораблей. Все деревья являются заповедными. Это единственное в мире дерево, которое тонет в воде!

Идя по солнечной и пустынной Африке, мы видим пальмовый лес. (Изображение кокосовых пальм). А из каких пальм этот лес, мы узнаем лишь тогда, когда сумеем правильно найти именно те слова, в которых есть корни с чередующимися гласными. Работа по вариантам. На партах листочки со словами, в которых пропущены буква. Необходимо вставить буквы, выделить корни, объяснить правописание и подчеркнуть только слова с чередующимися гласными О/А.

1 вариант.

  • Р...стущий, прор...стающий, пр..стейший, р...стрёпанный.
  • Пр...стачок, выр...сли, р...стаять, р...створимый.

 2 вариант

  • Р...скошный, р...стительный, р...столстеть, р...сти.
  • Р...сталкивать, произр...стать, пр...странство, р...сточек.

Для проверки учащиеся меняются тетрадями. Правильный вариант заранее записан на обратной стороне доски. Выставляют оценки: 0-1 ошибка – 5; 2-3 ошибки – 4; 4-5 – ошибок – 3.

Так что же это за лес? Это кокосовый лес. Он тянется на сотни километров вдоль океана. Его бдительно берегут, ведь кокосовая пальма – кормилица африканца. Она не только поит его прохладным молоком своего ореха, в орехе есть мякина – она идет на кондитерские изделия, а твердая наружная скорлупа – на пуговицы и гребешки. Широкими листьями пальмы покрывают крыши хижин, стволы отправляют на строительство. Всё находит применение, даже тень. В тени кокосовых пальм часто и находятся африканские деревушки.

Перенесемся мысленно еще на сотню километров. Посмотрите на дерево, которое приносит радость людям, особенно детям. (Изображение какао). Что же это за радостное дерево? Мы узнаем об этом, записав несколько словосочетаний, объясняя орфограмму. Один человек работает у доски на оценку.

- Выращенный сад, крошечный росточек, собрать водоросли для гербария, долгое расставание, подрастает незаметно, взрастить поколение, мрачный ростовщик, веселый подросток. Отвечающий рассказывает правило. Оценивание.

Вернемся к дереву, которое приносит радость людям. Это дерево – какао. Цвет ствола этого удивительного дерева светло-серый, как у осины, да и листва похожа на осиновую. Не с ветвей, а прямо со ствола тяжело свисают продолговатые, размером с небольшую дыню плоды. Внутри прячутся бобы. Их сушат, потом размалывают в мелкий, как пудра, порошок. Этот плод медно-желтого цвета, словно слиток. Какао называют африканским золотом, ведь оно дарит шоколад, шоколадные конфеты, пирожное, вкусный напиток – какао. Когда вы положите в рот шоколадку, вспомните, что ее родина далеко-далеко от вашего дома – на зеленых холмах Африки.

  • Возможно проведение физминутки.

Продолжим наше путешествие по жаркой Африке. Перед нами «выросли» (см. изображение красного дерева) цветные деревья. А почему цветные? Об этом мы узнаем, выполнив следующее задание. Работа с текстом (распечатан, лежит на партах): прочитать выразительно текст, озаглавить его (Как можно назвать текст? О каких животных шла речь? Какое животное вас поразило?), вставить и объяснить пропущенные буквы. В тетрадь выписываются слова, графически обозначается орфограмма.

Текст.

Саванна – счастливый край для диких животных. В ней встречаются и небольшие рощи, и леса, но особенно много кустарника и травы в р...ст человека.

Путешественники нашли группу близко р...стущих деревьев, которые могли бы служить прикрытием от диких зверей, и стали ждать. Через зар...сли пробирались к поляне слоны. С африканскими слонами шутки плохи, они могут запр...сто р...стоптать. Изящные длинноногие жирафы питаются молодыми р...стками деревьев саванны. Царь зверей, африканский лев, неожиданно выр...с перед людьми. При встрече с ним не помогут никакие р...стения!

Мы убедились, как важно понимать содержание текста и правильно выделять в словах морфемы.

А это дерево цветное, потому что обладает невероятно разнообразной цветовой гаммой – от темно-шоколадной до светло-оранжевой. Древесина этого дерева считается королевской. Из нее делают мебель, которая долго служит человеку и невероятно красива. Перед нами красное дерево.

Итак, мы прошли уже много километров, и Африка сама приготовила нам подарок. Без испытаний мы узнаем о новом дереве, которое славится своими необычными пропорциями. Это баобаб. (Изображение баобаба). Это одно из самых толстых деревьев в мире – при средней окружности ствола 9-10 метров его высота всего 18-25 метров. В сухой период, зимой, когда баобаб сбрасывает листву, он приобретает курьезный вид дерева, растущего корнями вверх.

Африканская легенда гласит, что Творец посадил баобаб в долине реки Конго, но дерево стало жаловаться на сырость. Тогда Творец пересадил его на склон Лунных гор, но и здесь баобаб не был доволен. Рассердившись на постоянные жалобы дерева, Бог вырвал его и кинул на сухую африканскую землю. С тех пор баобаб и растет вверх корнями. Баобаб живет более 5 500 лет. Из коры этих деревьев плетут веревки, из древесины делают лодки и бумагу, листья и плоды употребляют в пищу. Слоны, например, могут съесть баобаб целиком, причем не только листья и ветви, но и ствол.

К сожалению, нам нужно заканчивать путешествие и возвращаться домой. (По мере знакомства с африканскими деревьями на карту Африки прикрепляются таблички с их названиями, на которых выделены непроверяемые гласные – новые словарные слова). Чтобы подвести итог по теме, мы выполним последнее задание. Выберите задание:

  1. На «5» - составить текст экскурсии по Африке (5 предложений) с использованием слов с «корнями жизни».
  2. На «4» - составить словосочетания со словами прорастающий, росточек, водоросль, растение, Ростов.
  3. На «3» - вставить в текст слова с корнями РАСТ/РОС.

Посадили бережные ручки _________в землю, и начала из него ________ вишенка: __________, __________ и ____________ в пышное деревце. Огромная привлекательность заключается в _______________ мире.

Слова для справок: растительный, простейший, раствор, росточек, расти, растолстела, росла, взрастала, растрепанный, выросла.

  • Этап подведения итогов. Возможно еще раз вспомнить правило правописания «корней жизни».

Сегодня мы совершили необычную заочную экскурсию по Африке. Может быть, когда-нибудь вы посетите этот материк, увидите эти деревья своими словами и вспомните, что когда-то в школе вы изучали корни РАСТ (РАЩ)/РОС.

Сдаются листочки с выполненными заданиями, оценивается работа учащихся.

  • Домашнее задание – по тому учебнику, который выбран для занятий. По желанию – составить рассказ (с иллюстрацией) о каком-либо интересном растении, включив в него слова с «корнями жизни».