Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группе. Тема: "Книга – наш друг"

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательная область “Познание”.

Программное содержание:

  1. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
  2. Совершенствовать умение продуктивной деятельности: выполнять работу последовательно, в соответствии со словесной инструкцией.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Воспитывать бережное отношение к книге.

Материал: презентации - “Как делают бумагу”, “История создания книги”; клей, ножницы, номера страниц, картинки для книги (титульный лист, обложка., лучина, свеча, керосиновая лампа, энергосберегающая лампа; лошадь паровая машина, бензиновая машина, современная машина, электромобиль); вывеска “Выставка книг”; книги для выставки разного размера, формата; береста, клинок, птичье перо; мультимедиа.

Ход урока

Дети встают в круг.

Приветствие “Передай улыбку”

- Ребята, скоро у нас будет день именинника. Как вы думаете, что можно подарить на день рождения? (Ответы)

- Считается, что лучшим подарком является… А вот что узнаете когда отгадаете загадку:

Хоть не шляпа, а с полями
Не цветок, а с корешком
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

- Хотите узнать, как книга появилась на свет? (Ответы). Садитесь на стульчики смотрите и внимательно слушайте.

Ещё с древних времён, когда жили первобытные люди, началось зарождение письменности. Сначала люди писали с помощью рисунков, оставленных на камне, но не все умели хорошо рисовать, и поэтому придумали знаки-символы иероглифы. Чуть позже Кирилл и Мефодий изобрели буквы кириллицу. Люди стали писать на дощечках из мягкой глины, на которых писали клинками, это письмо называлось клинопись. Эти первые книги обжигали в печи, чтобы они дольше сохранялись. В Египте делали книги из папируса речного тростника. Это очень трудоёмкий труд, папирус ценился очень дорого. Книги писали специальные писцы, чтобы не испортить папирус его сворачивали в свиток и прятали в футляр.

Из кожи животных научились делать пергамент, на нём писали птичьим пером, чтобы написать одну книгу необходимо сотни шкур животных .

Ребёнок:

Первые книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука
И так продолжались века.

На Руси первые книги были из бересты.Что такое береста? (Ответы). Намного позже научились делать бумагу. Из чего делают бумагу? Книга становится доступной для народа. Иван Федоров изобрёл первый печатный станок.

Ребёнок:

И вот наступил, наконец, этот срок.
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступной книга в сто раз
И был человек этому рад.

Со временем книги стали печататься в цвете. Но люди совершенствовались и изобрели электронную книгу. Хотя и изобрели электронные книги, но большим успехом пользуются печатные книги.

Мы говорили, что бумагу делают из деревьев, поэтому их становится всё меньше. А чтобы их сберечь, мы будем делать бумагу из вторичного сырья, т.е. из старых газет, встаём, смотрим как делают и выполняем вместе со мной.

1. Берём старые газеты и начинаем их рвать. (показываем как рвём и говорим вжик)

2. Взобьём в миксере с водичкой. (Круговые вращения рук и говорим р-р-р-р-р)

3. Выливаем массу в сито. (Показываем и говорим буль-буль)

4. Накрываем газетной бумагой. (Прихлопываем руками и говорим хлоп-хлоп).

5. Переворачиваем и накрываем с другой стороны. (Показываем и говорим вот так)

6. Проглаживаем утюгом. (Показываем и говорим вжик-вжик)

7. И бумага готова прыжки с хлопками.

Вот какие мы молодцы и бумагу сделали и лес сохранили. Посмотрите какая-то вывеска. Подойдём ближе и прочитаем. Дети читают “Выставка книг”.

- Ребята, все ли книги одинаковые? О чём можно узнать из книг? Обратите внимание, какая интересная книга стоит на этой полочке. Давайте её рассмотрим.

- Что есть у книги? (Обложка) У всех ли книг обложки одинаковые7Чем они отличаются? Что это у книги? (Еорешок). А для чего он нужен? Что есть у книги? Что написано на первой странице? (Название, автор, художник) Эту первую страницу называют титульный лист. Что написано на уголке страницы? (Цифры) Что есть на последней странице? (Содержание)

Открываем книгу и потрогаем страницу. Какая она на ощупь? (Мягкая, гладкая). А по цвету, они какие? (Светлые, тёмные, жёлтые)

Если страницы в книге из газетной бумаги, то листы будут какие? (Газетные)

А если блестят как глянец? (Глянцевые)

А если матовая бумага? (Матовые)

Вы теперь знаете, как появилась книга на свет из каких частей она состоит, и как выглядит. А как её делают, вы знаете? А вы попробуйте сами сделать книгу, а потом расскажите? Я вас приглашаю в мастерскую, где изготавливают книги, вы будете не дети, а книжных дел мастера. Перед нами стоит задача сделать две книги, поэтому надо разделится, на две команды. Как можно разделится? Дети расходятся по столам. У каждого из вас лежат на столе листы для создания книги, номера страниц, которые вы будете приклеивать. Для начала надо выбрать обложку, и догадаться какую книгу вы будете делать, а потом подобрать картинки по порядку что сначала, что потом. Прежде чем приступить вспомним правила поведения группе. Дети называют, я вывешиваю на доску эти правила. Если нужна помощь можете обратиться ко мне. Приступаем.

Молодцы собрали книги, давайте проверю. Нам пора отправится в переплётный цех, чтобы, что сделать? (Скрепить листы). Какие у нас получились замечательные книги, кому их подарим? А вы знаете, как надо обращаться с книгами? Сейчас проверю.

Игра “Да, нет”

Если книгу вы читали
Мама стала кушать звать
Можно ли её на кухне
За обедом почитать?

Вам понравилась картинка
На странице номер шесть
Может, вырвешь ты страницу
Чтоб картинку вырезать?

Если в чёрно-белой книжке
Мячик, город или дом
Может можно разукрасить
Их цветным карандашом?

Если маленький братишка
Хочет книжку полистать
Как вы думаете можно
Книжку ему дать?

Если книжка заболела
Надо срочно полечить
Возьмём ножницы и клей
И полечим поскорей.

Скажите, а где можно купить книги? Как называется этот магазин? Нам срочно нужна книга а в магазине её нет, где её можно взять? (В библиотеке)

Молодцы все сегодня потрудились. Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего? А теперь возьмём книги и подарим именинникам на празднике, они будут рады получить такой подарок.