Лето в "Веселом муравейнике" (из опыта организации городского летнего лагеря)

Разделы: Общепедагогические технологии


Лето. Пора каникул. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время для ребят интересным и незабываемым. Кроме загородных лагерей работают городские лагеря с дневным пребыванием детей в учреждениях образования. В течение уже многих лет и мы реализуем программу летнего отдыха детей, которая ежегодно дополняется, корректируется с учетом конкретных условий. Вопреки мнению о городском лагере как о чем-то сером, скучном и неинтересном, мы стремимся организовать работу так, чтобы дети с радостью шли утром в лагерь, с удовольствием проводили в нем день, чтобы все дни здесь были для них яркими и запоминающимися.

Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Единство и взаимосвязь всех направлений работы – целостная система воздействий на ребенка. Основные ориентиры воспитательной работы: Человек, Отечество, Здоровье, Нравственность, Культура.

Обязательная составляющая – экологическое воспитание, поскольку сегодня как никогда актуальной является проблема формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения. Важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Экологическая культура человека – это один из ручейков, впадающих в огромное море общей культуры. Экологическое воспитание идет “рука об руку” и с патриотическим воспитанием, и с эстетическим воспитанием, которые и формируют в совокупности идейно-нравственные ценности и устои личности. Лагерь с дневным пребыванием экологической направленности, как одна из форм оздоровительно-воспитательной работы с обучающимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое воспитание, и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме. Органично сочетая разнообразные формы работы с детьми в условиях лагеря, мы ведем работу по расширению знаний обучающихся об окружающей живой природе, способствуем формированию бережного отношения к ней, воспитываем у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой; формируем эстетическое отношение детей к окружающей среде, как источнику радости и творчества людей; даем представление о влиянии человека на природу, о способах его общения с природой.

Отличительной особенностью лагеря, организуемого в нашем Центре, являются разновозрастные отряды. Это дети, обучающиеся в творческих объединениях и коллективах учреждения, их младшие и старшие братья, сестры, друзья по классу, двору. Такие отряды дают детям возможность приобрести навыки социального общения, реализовать свои возрастные потребности: старшим – утвердиться в роли лидеров, младшим – иметь пример для подражания. В разновозрастном отряде младшие успешно учатся у старших, приобретая знания, опыт деятельности. Старшие с удовольствием учат младших тому, чему научились сами, передают свою увлеченность любимым делом. Педагоги, работая в разновозрастном отряде, могут успешнее решать воспитательные задачи, корректировать недостатки воспитания, ориентируя детей на доброжелательное отношение друг к другу, на проявление заботы о младших, на взаимопомощь и взаимовыручку.

Существует много моделей организации летнего отдыха детей. Но не профиль лагеря – самое важное. Ставя перед собой задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их интеллектуального развития, обеспечения их эмоционального благополучия, приобщения к общечеловеческим ценностям, поддержки их творческих способностей, во главу угла мы ставим личность ребенка. И делаем так, чтобы лагерь существовал для детей. В центре внимания должна быть личность ребенка, а не система мероприятий. И чтобы эта личность развивалась, жизнь в лагере должна быть интересной, увлекательной, содержательной. Каждый ребенок должен иметь возможность как-то проявлять себя, быть главным, пусть только в чем-то, в каком-то конкретном деле, но это так важно для ребенка – почувствовать свою значимость, неповторимость. Поэтому наша задача – не просто создать условия для летнего отдыха ребёнка, а помочь ему реализовать его потребности отдыхать с пользой для себя и социума. Все, что проводится в лагере и есть воспитание, но все должно быть не скучным и нудным, а очень веселым и увлекательным. И главный наш помощник в этом – игра.

Игра – спутник детства, дети живут в игре. Игра в лагере – это развивающая, воспитывающая деятельность детей, интересная, увлекательная, насыщенная образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Правильно организованная, активная игра дает детям большой заряд положительных эстетических эмоций, которые, будучи социальными по своей природе, обуславливают характер отношения ребенка к самому себе, к другим людям, культуре, основным жизненным ценностям.

Эффективность игры в условиях лагеря обусловлена тем, что в процессе отдыха, вступая в игровое общение со сверстниками и взрослыми, каждый ребенок проявляется наиболее естественным образом, реализуя потенциал своих позитивных качеств. Участники игрового взаимодействия реализуют взятые на себя роли, содержащие определенные правила. Добровольное подчинение последним – важнейший момент игры. В игровой деятельности у детей и подростков формируется произвольное поведение и новые личностные ценности. Игровые отношения оказывают влияние на коррекцию навыков неигрового общения детей уже в реальной жизнедеятельности.

Сами дети не осознают игру как специальный педагогический прием: они с удовольствием участвуют в игровых действиях, разыгрывают ситуации, которые помогают им критически взглянуть на себя, свое поведение, свои действия, осмыслить перспективы своего развития как личности.

Педагог же в процессе игрового взаимодействия играет роль руководителя-организатора, партнера, комментатора, наблюдателя, используя игру как важнейшее средство развития коллектива, его нравственного воспитания. Игра дает возможность педагогу сплачивать коллектив, гибко и мягко воздействовать на внутренний мир детей и подростков, укреплять добрый и бодрый дух отряда.

Использование игровых приемов позволяет успешнее реализовать любые поставленные задачи. Так, например, формировать экологическое сознание и экологическую культуру у детей нам помогает то, что на всю смену мы вместе с ними становимся жителями “Детограда”, “Солнечного королевства”, летим на “ЧУДОостров” или переселяемся в лес, в “Веселый Муравейник”. И начальник лагеря уже не начальник, а ЕЕ Величество Королева (МЭР, Президент). И зовут его не Виктор Николаевич Филатов, а Лев Филатыч, не Марина Ивановна, а Муравьина Ивановна. (Приложение 1)

Сами дети превращаются в “графят”, “амазонок”, а то и в лесных жителей “муравьишек” и “комариков”. Примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт позитивного взаимодействия с окружающим миром; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.

Игра становится спутником всех режимных моментов в лагере, будь то утренняя зарядка, операция “Чистота и уют”, экскурсия на природу, в музей или поездка в театр.


Рис. 1


Рис. 2

Мы используем познавательные игры, подвижные, музыкальные, игры-забавы. В основе же жизнедеятельности лагеря – коллективная творческая деятельность с игровым конкурсным содержанием. Почему конкурсным? Потому, что конкурс, состязание стимулируют творчество ребят, активизируют их деятельность. Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, воспитанники познают окружающий мир и реальные взаимоотношения между людьми, реализуют творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления воспитанника, учит его действовать осознанно – по правилам, преодолевать трудности, развивает воображение, фантазию, творческие способности.

Используя различные модели КТД, мы наполняем их содержанием, которое соответствует выбранному направлению, теме, профилю лагерной смены. За несколько лет что-то в нашем лагере стало традиционным. Это: День театра, День рекордов, спортивные олимпиады и др. (Приложение 2)

Хотя каждый раз появляется что-то новое, необычное. Успех работы – в постоянном поиске! Мы убеждены, что в летнем лагере не должно быть никакой заорганизованности, никаких формальных, “обязательных” праздников. Обязательны только два праздника – Праздник открытия и Праздник закрытия. Все дела должны нравиться детям, увлекать их, давать возможность проявить свои творческие способности, выдумку, фантазию. Мы не практикуем длительные подготовки, репетиции. Наше правило – больше импровизации. Иногда мы даем отрядам на подготовку не более часа. Это мобилизует их возможности, помогает проявить инициативу детям с лидерскими качествами, активизирует более пассивных ребят. Очень важным считаем учитывать познавательный характер общего дела. Дети обязательно должны узнавать что-то новое для себя, расширять свой кругозор. При этом никогда не забываем о зрелищности, яркости общих праздников. Обязательно используем песни, танцы, театрализацию. (Приложение3)

Каждый ребенок для нас – потенциальный творец, у каждого есть свой запас “природных богатств”, есть то, что он сможет продемонстрировать своим друзьям. Мы даем возможность детям проявить и продемонстрировать все свои таланты, способности, исходя из специфики нашего учреждения. В распорядок дня в лагере обязательно включаем “Часы творчества”, когда дети под руководством профессиональных педагогов становятся “художниками, скульпторами-дизайнерами, парикмахерами…”.


Рис. 3


Рис. 4


Рис.5

Они создают свои творения из бумаги, картона, глины, листьев, травы, пластилина, пробок, цветных лоскутков и т.п. Лепка птиц и животных из пластилина, создание аппликаций из природного материала, рисование под музыку помогает детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем сознании.

Свои способности дети могут реализовывать, выпуская стенгазеты, участвуя в конкурсах юных художников, тематических конкурсах прикладного творчества, создавая костюмы для выступлений на праздниках, делая рекламу и т.д.

Такие события в лагере, как “Музыкальный хит-парад”, конкурс поэтов, театральные фестивали, для участия в которых ребята пишут пьесы, сочинения, сказки, активизируют потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами. Так, например, природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, – это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.

Такую же возможность продемонстрировать свои способности к сочинительскому и художественному творчеству, выразить чувства и эмоции в рисунках, рассказах, стихах дают тематические дни: День окружающей среды, День памяти и скорби, День России, Пушкинский день.

Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, используем различные творческие задания: сочинить сказку на экологическую тему, составить “прогноз хорошей погоды в лагере”, создать “запрещающие” и “разрешающие” знаки поведения в лагере. (Приложение 4)

Детские работы: рисунки, плакаты, аппликации, отрядные стенгазеты и др. считаем обязательным использовать в оформлении лагеря, которое должно быть необычным, оригинальным, обязательно соответствовать названию лагеря, его направленности и, конечно же, содержать максимум информации, необходимой для детей и родителей. Каждую смену мы используем различные варианты оформления. Например, план мероприятий на всю смену мы расписываем то на лучах солнца, то на листках календаря, то на листьях пальмы, растущей на “Чудо-острове”, то на колокольчиках в “Весёлом муравейнике”. Кроме этого, используем в оформлении плакаты в виде цветов, листьев, изображение ярких насекомых, цветов, ягод и т.д.


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8

Свои отрядные места дети оформляют самостоятельно в первые два-три дня работы лагеря. Приобщение детей к оформлению является такой деятельностью, где ребенок, участвуя в доступных ему формах художественного труда, проявляет себя как конструктор, как художник-дизайнер, как мастер. Дети получают возможность проявить свою фантазию, изобретательность, творчество.

И именно нетрадиционный, творческий подход к решению самых обычных задач помогает детям преодолевать возникающие трудности, справляться с ними, обучаться новому, расширять свой кругозор.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место и с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для этого необходимо:

  • ставить реальные цели, планировать результаты программы и создавать благоприятный психологический климат;
  • заинтересовывать в реализации программы, прежде всего, педагогов, которые затем смогут передать этот интерес детям, увлечь их;
  • учитывать удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы (если что-то не нравится, не интересно детям, в следующий сезон уже не используется);
  • использовать как основу всей деятельности творческое сотрудничество взрослых и детей.

Программа лагеря с дневным пребыванием – это непрерывный поиск вариантов, позволяющих ребенку расширить как пространство внешнего взаимодействия в среде детского лагеря отдыха, так и раздвинуть границы пространства собственного мироощущения; а взрослому, педагогу, понять и яснее увидеть проблемы детей сегодняшнего дня и помочь каждому ребенку – участнику программы в решении его проблем.


Рис. 9