Интегрированное учебное занятие по теме "Соборы Древней Руси"

Разделы: Начальная школа


Учебные предметы: окружающий мир, изобразительное искусство.

Программа по окружающему миру: Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. Допущена Министерством образования Российской Федерации (Программы четырёхлетней начальной школы: Проект “Начальная школа XXI века”. Руководитель проекта проф. Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Графф, 2011.

Программа по изобразительному искусству: “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы”. Авторы: Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, А. Неменская, Я. А. Горяева, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Г. Е. Гуров, А. А. Кобозев. Научный руководитель Б. М. Неменский; Изд-во “Дрофа”, 2010 г.

Интегрированное содержание:

  • по изобразительному искусству: “Древние соборы”;
  • по окружающему миру: “Памятники архитектуры Древней Руси”.

Тип учебного занятия: интегрированное учебное занятие введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

Форма проведения учебного занятия: интегрированное учебное занятие с элементами лекции, беседы, самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, работы в парах постоянного состава и практической творческой работы.

Тема: “Памятники архитектуры Древней Руси”

Цель занятия для учителя изобразительного искусства и учителя начальных классов: создать условия для формирования представлений о целостности мира.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия (соотнесение научно-познавательного текста с изображениями храмов и определение их названий, освоение навыка работы с графическим материалом – мелом, рисование собирательного образа храма на основе изученных элементов).

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (храм, собор, виды и основные элементы храмов, мозаика, фрески, памятники архитектуры Древней Руси: Десятинная церковь или храм Пресвятой Богородицы, церковь Покрова на Нерли, церковь Вознесения в Коломенском).

Задачи интегрированного занятия:

  • отбор интегрированного содержания предметных областей, которое позволит воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание обучающимися разнообразных связей между объектами и явлениями;
  • формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД: формирование интереса к выполнению рисунка графическим материалом (мел) (смыслообразование); умение выполнять правила личной гигиены при работе с мелом; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий (составление композиции); формирование гражданской идентичности личности, толерантности, интереса к мировому наследию, к истории Древней Руси.

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по образцу; действовать по плану (работа по алгоритму); в сотрудничестве с учителем определять последовательность работы (правильное расположение рисунка на листе); использовать в своей деятельности художественные материал: мел; освоение организации рабочего места для работы с графическим материалом (под руководством учителя).

Познавательные УУД: развитие способности смыслового восприятия научно-познавательного текста (выявление особенностей архитектуры Древней Руси); выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; понимание информации, представленной в виде рисунков, схем; умение сравнивать предметы, объекты (находить общее и различие, группировать, классифицировать), на основе существенных признаков по заданным критериям; умение осуществлять анализ научно-познавательного текста; умение устанавливать последовательность в решении задачи, связанной с выполнением графического рисунка.

Коммуникативные УУД: выслушивать и слышать учителя, одноклассников; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении коллективных заданий; устанавливать и соблюдать очерёдность действий.

Практическая работа: рисование цветным мелом церкви на черном фоне (тонированный картон).

Инструменты и материалы для учащихся: тонированный черный картон, цветной мел.

Оборудование и материалы для учащихся: колокольчик, карточки для работы в парах постоянного состава с научно-познавательными текстами.

Техническое оснащение: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Зрительный ряд: авторская презентация в программе Notebook 10 с включением коллекции LAT 2.0.

Состав электронной презентации:

Визуальный ряд: цифровые фотографии памятников архитектуры: Десятинная церковь, церковь Покрова на Нерли, церковь Вознесения в Коломенском, статуя Зевса Олимпийского в древнегреческом храме, витражи в соборе Нотердам (Франция), фотография алтарной части собора. Цифровые изображения репродукций А.М. Васнецова “Москва при Иване Грозном”, “Площадь Ивана Великого в Москве”, “Оборона Москвы”, “Московский Кремль при Иване III” .

Практический интерактивный ряд: ОМС (образовательные модульные системы). Практическая часть №2 “Виды храмов”; “Архитектура Древней Руси; практическая - творческая работа “Собрать пазлы с изображением церкви Покрова на Нерли).

Видеоряд: видеофрагменты (церковь с колокольным звоном, церковь Покрова на Нерли), лекция ЦОР “Архитектура Древней Руси”, видеофрагмент с изображением церкви Покрова на Нерли.

Звукоряд: песня “Моя Россия”, фоновая музыка “Колокольные звоны Русского Севера” (“Праздничный звон”, “Московский звон”).

Научно-познавательные тексты: карточки для работы в парах постоянного состава.

Ход учебного занятия

Этапы учебного занятия в рамках деятельностного подхода, дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность обучающихся Приемы и средства обучения
1. Организационный момент.

Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин.)

– Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке:
– актуализация требований к обучающемуся со стороны учебной деятельности “надо”;
– создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность “хочу”;
– устанавливание тематических рамок “могу”;
– самоопределение обучающегося в учебной деятельности и самополагание в ней.

Учитель начальных классов на фоне звучащего колокольного звона читает наизусть:

– Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И князь Владимир в ней.

– О какой Руси идёт речь в стихотворении?

– Почему вы так решили?

– Какие факты из истории Древней Руси вам известны?

В 988 году по указу князя Владимира Русь приняла крещение. Христианская религия была заимствована из Византии.

В этом же году князь Владимир издал Указ: “…собирать детей и отдавать их в обучение книжное”. Так в Древней Руси были открыты первые школы.

– К описанию Древней Руси очень подходят слова “впервые”, “первое”: первая летопись, первая школа, первый православный храм…

Слушают.

Отвечают на вопросы:

– О Древней Руси.

– В стихотворении упоминается князь Владимир.

Древняя Русь существовала с VIII по XIII век.

В Древней Руси появились первые литературные памятники – летописи. Летопись – это запись исторических событий по годам, так как слово “лето” в Древней Руси означало год. Таким литературным памятником является “Повесть временных лет. Она составлена летописцем Нестором и рассказывает о событиях, которые происходили на Руси до 12 века.

– Звучит “Московский” колокольный звон.

Приложение 1, слайд 1

Слайд 2

Работа обучающихся на интерактивной доске. Составление анаграммы.

2. Первичное усвоение новых знаний.
(10 мин.)
Учитель изобразительного искусства рассказывает:

– Первый православный храм… Разговор об искусстве этого времени мы начнем с архитектуры – зодчества. В 10 веке первыми на Руси крестились киевляне, великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их по местам, где прежде стояли языческие идолы.

Язычники привыкли считать эти места для себя священными, привыкли собираться на них для поклонения своим идолам. Теперь, приходя на эти места, киевляне видели уже христианские храмы. И со временем забывая прежних богов, они стали поклоняться новому Богу. Вслед за Киевом, храмы стали возводиться по всей Руси. Одним из первых каменных храмов был храм Пресвятой Богородицы или Десятинная церковь.

Основанная в 989 г., она строилась семь лет, мастерами, вызванными из Греции.

Учитель начальных классов:

В 996 г. князь Владимир в присутствии бояр и бесчисленного народа изрек: “Даю церкви сей святой Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть” – и, написав клятву, положил её в церкви, которая и начала называться Десятинною — по десятине, определенной на содержание ее.

После принятия христианской веры на Руси повсюду стали возводиться храмы. Каждое княжество гордилось своим собором.

Собор – это главный храм. Он строился обычно в центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади.

Издалека были видны его позолоченные купола и слышался колокольный звон.

Слушают.

Приложение 1, слайды 3–4.

Показ образовательного модуля “Архитектура Древней Руси. Видеолекция”

Слайды 5–6

 

– Ребята, как вы думаете, с каким глаголом созвучно слово собор?

Жители всей округи собирались на церковные службы в соборе, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел большое значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и князя. И строить собор было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.

Постройка здания была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далекими потомками.

 

Отвечают:

– Слово собор созвучно с глаголом собираться.

 

Слайд 7
 

Учитель изобразительного искусства:

– Представьте себе, какое впечатление посреди деревянных изб производил на современников каменный храм, его мощный и светлый облик.

– Присмотрись, образ кого он напоминает?

– Если деревянная церковь была похожа на женский облик, то каменный храм очертаниями напоминал мужской образ.

Словно уперся крепкими руками в родную землю – выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нем ничего устрашающего, лишь ощущение величавой простоты, и уверенной в себе силы.

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Над стенами храма высится глава. Ёе венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем.

– Напоминает образ богатыря.

Обучающиеся работают на интерактивной доске, называют составные части храма.

Приложение 1

Слайды 8–12

Проверка первичного усвоения знаний.

 

– Внутрь помещения свет льется из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба.

– У каких народов при постройке архитектурных сооружений встречался такой же прием? Приведите примеры.

– Древняя Греция, храм Зевса (освещение);

– Франция, собор Нотер Дам в Реймсе
(витражи).

 

Слайды 13–16

 

– Все в храме не случайно, имеет особый смысл.

Ставят здание храма алтарной частью на восток – навстречу солнцу. Алтарь – самая главная и сокровенная часть храма. Устройство храма – это строго определенный порядок.

И, тем не менее, каждый собор имеет своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем.

В городе, кроме главного собора, почти на каждой улице строили свою церковь.

– Со временем появляются два вида церквей: шатровая и крестово-купальная. Давайте рассмотрим две церкви, самые яркие и значимые в Древней Руси. Эти церкви по сей день существуют и открыты для всех верующих людей. Как вы думаете, какая церковь относится к крестово-купольной, а какая к шатровой?

Обучающиеся работают на интерактивной доске.

 
3. Выявление места и причины затруднения
(1 мин.)
Учитель начальных классов:

– Ребята, а как называются эти памятники архитектуры?

– Вам интересно узнать?

  Слайд 17
4. Построение проекта выхода из затруднения
(2 мин.)
– Сейчас вы в парах поработаете с текстами (Приложение 2) по алгоритму (алгоритм на слайде).   Слайд 18
5. Реализация построенного проекта
(5 мин.)
  Работают в парах по алгоритму:
  1. 1-й ученик читает свой текст, 2-ой слушает.
  2. 2-й ученик задает 1-ому ученику вопросы по тексту.
  3. 2-й ученик читает свой текст, 1-ый слушает.
  4. 1-й ученик задает 2-ому ученику вопросы по тексту.
  5. Сравнивают тексты с иллюстрациями на слайде, определяют название церквей.
 
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(7 мин.)
– Давайте с вами снова вернемся к фотографиям церквей и попытаемся определить их названия по прочитанному материалу.

– Что вы узнали о церкви Покрова на Нерли?

– С какими сведениями о церкви Вознесения в Коломенском познакомились?

Ответы учащихся. Слайд 19
 

Учитель изобразительного искусства:

– Правильно, вы справились с заданием. А теперь полюбуемся на церковь Покрова на Нерли и церковь Вознесения в Коломенском с разных сторон.

– Но не только внешняя красота этих церквей завораживает, но и их внутреннее убранство.

Интерактивно рассматривают церкви.

Показ образовательного модуля “Архитектура Древней Руси. Практическая часть №2. Виды храмов”.
 

Учитель начальных классов:

– Храмы богато украшались мозаикой, фресками, резьбой по дереву и камню.

Что же такое мозаика? Ответ на этот вопрос вы найдете в статье учебника “Окружающий мир” на странице 76.

Самостоятельно работают с текстом учебника, ищут определение.

– Мозаика – это картина или узор, выложенные из разноцветных стеклянных или каменных кусочков.

Слайд 20
 

– Лучи солнца, падая на мозаичные рисунки, “заставляли” их переливаться всеми цветами радуги.

– Другое украшение храмов – фрески.

– Что такое фрески?

Красками для фресок служили мелко растёртые цветная глина и камешки. Мастер должен был работать очень быстро, пока не высохла штукатурка. Иначе всю работу приходилось начинать сначала.

Фрески являлись обязательным украшением православного храма. Так же как пение в соборе или чтение молитв, фрески рассказывают об истории христианской веры, о судьбе и страданиях святых.

Так называют живопись по сырой штукатурке.

 
 

Учитель изобразительного искусства:

– Сегодня вы познакомились с архитектурой Древней Руси, с первыми каменными церквями и их внутренним убранством. И уже уверенно можете определить по фотографиям названия церквей.

Работают на интерактивной доске. В правильном порядке размещают названия церквей (Храм Пресвятой Богородицы или Десятинная церковь, церковь Покрова на Нерли, церковь Вознесения в Коломенском. Слайд 21
7. Самостоятельная практическая работа
(10 мин.) 
– Сегодня мы будем графически изображать образ церкви. Работа выполняется мелом на черном картоне (без предварительного рисунка).

Этапы практической работы.

  1. Выбрать понравившийся собор или на основе увиденного представить свой образ собора.
  2. Правильно выбрать формат бумаги (вертикально, горизонтально).
  3. Закомпоновать изображение на бумаге без предварительного рисунка (сразу мелом).
  4. Прорисовать мелкие детали.

– Ребята, кто закончит работу, оформляет выставку на доске.

Желающие могут собрать вид церкви из пазлов на интерактивной доске.

Выполняют рисунок.

Оформляют выставку работ.

Собирают вид церкви из пазлов на интерактивной доске.

Слайды 22–23

Музыкальный фон. Песня “Россия”.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(5 мин.)
– Вы замечательно изобразили образы церквей. Можно с легкостью узнать и церковь Покрова на Нерли, и церковь Вознесения в Коломенском, и полюбоваться собирательными образами церквей. И если повнимательней приглядеться, возможно, в ваших работах можно услышать колокольный звон.

 

Слайд 24
 

– А вы что чувствуете, глядя на ваши рисунки?

– Я вам сейчас хочу зачитать отрывок из стихотворения Наума Коржавина который, увидев церковь Покрова на Нерли написал такие строки:

По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты,
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты...
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени – белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал – и зарделась ты.
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали...
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.

Анализируют работы, высказывают свои впечатления. Слайд 25
9. Закрепление учебного материала Учитель начальных классов:

– С какими памятниками архитектуры Древней Руси мы познакомились?

– Какой памятник архитектуры вам понравился и почему?

– Мы познакомились с Десятинной церковью, церковью Покрова на Нерли, храмом Вознесения в Коломенском. Слайд 26
 

Учитель изобразительного искусства:

Ребята, а эта церковь вам знакома?

– К какому виду церквей она относится?

Правильно, два вида соединено вместе. В современной архитектуре встречается такое сочетание.

Ребята, посмотрите на ваши великолепные работы. Быть может, среди них есть эскизы будущих памятников архитектуры. Если на уроке вам было интересно, и вы получили удовольствие от своей работы, возьмите колокольчик и присоедините его звон к звучащему колокольному звону.

– Церковь города Лангепаса.

– И шатровая, и крестово-купольная.

Слайд 27

Звучит “Праздничный” колокольный звон.

Библиографический список

  1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального образования [Текст]: 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Л.С. Глебова.- М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2003.
  3. Ильясов Д.Ф. Современные образовательные технологии урочной и внеурочной деятельности, их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов [Текст] /Д.Ф. Ильясов //Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Сборник. – Челябинск: издание челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2011. – С. 113–131.
  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2004.
  5. Межшкольный методический центр информационных технологий г.Оханск. Понятие "педагогической технологии" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ohansk-mmcit.narod.ru
  6. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. Окружающий мир: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учереждений., – М.: Вентана-Граф, 2005.
  7. Неменская Л.А. Каждый народ – художник: учеб. для 4 кл. нач. шк. / Л.А.Неменская;под ред. Б.М. Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  8. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. № 393 [Электронный ресурс] //Образование и наука. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в РФ. – М.: Информационные системы и технологии, государственная академия инноваций, 2006.
  9. Приоритетный национальный проект “Образование” [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.educom.ru
  10. Проблема выбора и применения современных педагогических технологий в учебных заведениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: library.krasu.ru
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.