Урок русского языка по теме "Части речи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: закрепление.

Цель: обобщить и систематизировать знания о частях речи.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу. Формировать контроль и самоконтроль в работе, умение адекватно оценивать результат работы. 

Оборудование:

  • Карточки с заданиями.
  • Рисунок одуванчика.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2.  Актуализация знаний. Сообщение темы урока

(На доске записаны слова:  пч..линый, упл..тнить, п..рина, лё..кий, пл..чо, безрука..ка, см..нить, ло..кий).

– Определите признак, по которому данные  слова можно разделить на группы. (Дети могут распределить слова по орфограммам и по частям речи).
– Запишите слов столбиками в 3 группы. По каким признакам вы распределяли слова? Какие правила вы вспоминали, когда записывали слова? Оцените правильность выполнения работы.

(Дети оценивают свою работу: 1 балл за правильное распределение и 1 балл, если буквы вставлены верно)

– Попробуйте определить тему урока: ЧАСТИ РЕЧИ.
– Как мы узнаём части речи? (По вопросу и по тому, что слово называет: предмет, признак, действие и т.д.) Сегодня мы потренируемся определять части речи.

3. Работа по теме урока

3.1. Карточка №1

– Определите, по какому правилу связаны слова в паре и допишите пропущенное слово.

(Даны слова-антонимы)

Ч..ловек – нос, слон – … (хобот)
Бедный – богатый, бли..кий – … (далёкий)
Д..р..жить – ц..нить, грустить – … (печалиться)
Три – третий, четыре –…  (четвёртый)
Я – ты, мы – … (вы)
На – под, в – … (из)

– Укажите, какой частью речи являются слова в строчке. Дайте определение каждой части речи.

(Дети оценивают работу: за каждое правильно написанное слово по 1 баллу. Ребёнок, давший определение части речи, получает дополнительный балл)

3.2.  Карточка №2 (Работа в парах)

– Можно ли обойтись в речи без какой-либо её части? (Можно попробовать)
– Но речь становится бедной, малоинтересной, тусклой.  Прочитайте текст. Отредактируйте его, чтобы  текст стал понятным.
– Какие слова вы вставили?
– Какими частями речи они являются?
– Для чего служат предлоги и союзы?

Толя возвращался леса лагерь. Он бежал мост. Навстречу шла старушка ведром воды. Мальчик помог ей услышал в ответ «спасибо».

(За каждое, правильно вставленное слово, добавляется по 1 баллу)

– В выделенном предложении подчеркните грамматическую основу. (1 балл)
– Выпишите словосочетания: гл. + сущ., сущ. + сущ.   (2 балла)

3.3.  Карточка №3 Задание на время.  (Можно предложить задание для работы в парах или подгруппах)

– Попробуйте указать части речи в этом тексте, написанном на языке, придуманном российской писательницей Людмилой Петрушевской. Для выполнения работы вам даётся 4 минуты.

Сяпала калуша с калушатами по напушке, увазила бутявку и волит:
– Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
А калуша волит:
– Оёё! Оёё! Бутявка-то некузявая! Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и  некузявые. От бутявок дудонятся.

(Оценка работы: 3 балла – без ошибок, 2 бала – 1 (2) ошибки, 1 балл – 3 (4, 5) ошибок, 0  баллов – более 5 ошибок)

– Как определяли части речи? На что ориентировались? Можете назвать существительное? Какого оно рода? В каком падеже? Оно одушевлённое или неодушевлённое? Назовите прилагательное в единственном числе? Назовите прилагательное во множественном числе?

3.4. Карточка №4 (Работа по вариантам)

– В русском языке есть слова-омонимы, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение. Попробуйте определить часть речи выделенных слов.

  • Мы стали работать лучше.
  • Коньки сделаны из стали.

  • Кошка пила молоко.
  • Пила хорошо наточена.

– Обменяйтесь карточками, проверьте, оцените работу.

(Дети выставляют друг другу баллы по количеству правильных ответов)

3.5.  Карточка №5 Творческое задание

– Отгадай загадку, напиши отгадку на первой строчке.

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.

– Я предлагаю вам написать синквейн*. Он должен состоять из пяти строк. Первая строчка у вас уже есть – это название предмета. Что должно быть в других строчках указано в карточке. 

*(Синквейн  – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях...
Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка – два слова – эпитеты (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка – одно-два слова-резюме, метафора характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи).

Вариант:

Одуванчик.
Солнечный, лёгкий.
Растёт, пушит, радует.
Как хорош одуванчик в период цветения.
Маленькое солнышко.

(Дети записывают и читают свои работы)

4. Итог урока. Оценка своей деятельности

– Что мы учились делать на уроке?
– Подсчитайте количество полученных баллов. Оцените результат своей работы по следующей таблице:

Количество баллов Оценка
22 – 20 5
19 – 16 4
15 – 11 3
10 и меньше 2