Основы светской этики. Тема: "Дружба". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием «дружба»
  • познакомить учащихся с лексическим значением этого слова
  • учить умению сравнивать и анализировать
  • развивать речь и обогащать словарный запас
  • развивать мышление, воображение
  • воспитывать уважение к мнению других

Задачи:

  • систематизировать знания о значении слова «Дружба»
  • развивать коммуникативные способности, умение работать в группе
  • развивать речевую активность, умение отстаивать собственную точку зрения,  вести диалог
  • развивать интерес к уроку
  • воспитывать навыки общения, чувство доброжелательности

Формы и виды учебной деятельности: беседа, песня, викторина , тестирование, дискуссия.

Оборудование:

  • карточки со словами
  • аудиозапись
  • картинки на интерактивной доске

Планируемые результаты изучения материала: развитие доброжелательности, понимание дружбы и дружеских отношений, толерантности.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний. Тема и цель урока

Звучит куплет песни из мультфильма Бременские музыканты «Песня друзей»

– Ребята, попробуйте догадаться, о чем на уроке мы будем говорить? (Ответы детей).
– Девизом нашего урока будут слова В.Шекспира:

– На доске записаны пословицы. Прочитайте, как вы их понимаете.

  • «Друг за друга держаться – ничего не бояться»
  • «Где дружба прочна, там хорошо идут дела»
  • «Добро потеряешь – опять наживешь, друга потеряешь – уже не вернешь»

 – Кто догадался, какова тема нашего урока?
– О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:

  • Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
  • Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
  • Один за всех …… /и все за одного/.
  • Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
  • Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.
  • Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

2. Беседа

А у вас есть друзья?
Как вы думаете, какие личные качества должен иметь человек, чтобы называться другом? (Ответы детей)
– Давайте вместе составим портрет хорошего друга. У меня есть  шкатулка. В нее вы положите слова, которые называют качества, относящиеся к хорошему другу. (Ученики по одному подходят к доске и снимают карточку со словом, зачитывают его и объясняют,  почему они кладут данное слово в шкатулку (слова прикреплены обратной стороной)). 

Искренность, зависть, сочувствие, вежливость, храбрость, агрессивность, правдивость, злость, трусость, справедливость, грубость, хвастливость.

– Вы отлично справились с этим заданием и хорошо объяснили значения слов.
Кто может добавить свои слова, которых не было на доске, а вы считаете, что они также подойдут к человеку, которого вы считаете своим другом. (Ответы детей)
– Теперь мы видим, какими качествами должен обладать настоящий друг.
– У вас есть такие друзья?
– А кто может сказать про себя, что он может быть настоящим другом.
– А какое вы могли бы дать определение понятия «ДРУЖБА»? (Ответы детей).

3. Работа с учебником. Изучение новых понятий

– Обратимся к учебнику на стр. 32 и прочитаем, какое определение понятия «Дружба» дает автор.
– Послушайте, как об этом написано в Толковом словаре Ожегова. (Читает заранее подготовленный ученик)
«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

– Продолжаем работу с учебником, объясняем такие понятия как:

– избирательность;
– бескорыстность;
– взаимная симпатия
– взаимная привязанность;
– общность интересов.

4. Формирование умений и навыков

– Умеете ли вы в житейской ситуации вести себя правильно, по-дружески?
– Сейчас мы с вами разобьемся на 3 группы. И каждой группе будет предложена своя ситуация, из которой надо найти правильный выход.

Проблемная ситуация. Работа в группах

Ситуация 1.

Две подружки Аня и Даша пришли в гости. Аня надела красивое дорогое новое платье, Даша надела красивое платье, но в котором она уже ходила раньше.
Аня – Тебе что, нечего надеть? Опять пришла в том же платье!
Даша – Оно мне нравиться, в нем я выгляжу красиво.

(Обсуждение:
– Кто прав?
– А кто нет?
– Почему?
– Что бы вы ответили Ане?)
– Какой совет вы бы дали Ане? Почему она не права? (Делаем вывод: О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ)

Ситуация 2

Гена и Коля дружат давно, еще с детского сада. Оба мальчика начитанные, много знают. Гена на перемене в классе затеял игру с ребятами. Все были довольны, всем было весело.
После уроков Коля обиделся на Гену. Гена спросил: «Почему ты не хочешь разговаривать со мной»?
А Коля ответил: «Ты играл со всеми, тебе с ними интереснее, с ними и разговаривай.

(Обсуждение:
– Кто прав?
– А кто нет?
– Почему?
– Что бы вы посоветовали  мальчикам?)

Делаем вывод: ДРУГ НЕ ТВОЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ОН НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ТЕБЕ ОДНОМУ).

Ситуация 3

Миша и Алеша хорошие друзья. Один раз, когда ребята были в магазине, Алеша подложил в карман шоколадку. Миша заметил это и сказал: «Алеша, положи на место. Так делать нельзя». Алеша обиделся, положил шоколадку и ответил: « А  еще друг называется!» Из магазина друзья вышли порознь.

(Обсуждение:
– Кто прав?
– А кто нет?
– Почему?
– Что бы вы посоветовали  мальчикам?)

(Делаем вывод: ДРУГ НЕ ТОТ, КТО ПРОМОЛЧИТ, А ТОТ, КТО ПОМОЖЕТ ИСПРАВИТЬСЯ).

– Надеюсь, теперь вы найдете правильный выход из непростых жизненных ситуаций и не обидите своего друга.

 На интерактивной доске высвечиваются таблички:

Умей дружить.

  • Вкусы бывают разные.
  • Друг тебе не принадлежит.
  • Друг не промолчит, если ты не прав.

– На доске уже есть некоторые правила. Постарайтесь составить еще несколько. (Ответы детей)

Домашнее задание

Составить свод правил для настоящих друзей.

5. Тест “Хороший ли ты друг”

– Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы тесты.

1. Вы собрались в кафе, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег. Как ты поступишь? А) Пойдешь одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кафе.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе пойти в кино, но она (он) уже обещал (а) своей маме сходить в магазин. Как ты поступишь?

  • Пойдешь в кино одна (один).
  • Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
  • Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

  • Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
  • Бросишься на помощь подруге (другу).
  • Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом пошли в поход. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

  • Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поход.
  • Поделишься с ней (с ним) своим ужином.
  • Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

  • Больше ответов: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
  • Больше ответов: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
  • Больше ответов: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. 

6. Рефлексия. Подведение итогов

– Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ответы детей).
– Ребята, а сейчас обведите свою ладонь на листе цветной бумаги и  напишите на ладони качество, которым должен обладать настоящий друг, прикрепите на доску.
– Вы все хорошо поработали. Молодцы. Все поют песню «Вместе весело шагать по просторам»