"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…" (воспитание творчества в начальной школе)

Разделы: Начальная школа


Введение

Актуальность данной работы (критерии выбора темы
методической разработки и каково ее место в содержании образования)

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- ориентацию на результат образования, как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; ...

Там же дается "портрет выпускника начальной школы":

- любящий свой народ, свой край, свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Задачи данного проекта сформулированы с учетом требований Стандарта к личностным характеристикам выпускника.

Новизна методической разработки

Во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении и начальной школе ежегодно изучается тема “Осень”. Часто эти занятия носят шаблонный характер, формируют у детей стереотипы, гасят познавательный интерес. Серия учебных занятий, разработанных в рамках проекта “Дары осени”, позволяют внести новизну в изучение одного из времен года, организовать работу так, чтобы задействовать помимо когнитивной сферы, эмоциональный, духовно-нравственный, деятельностный и творческий компоненты.

Цель и задачи методической разработки

Цель: помочь детям увидеть нематериальные дары осени, понять смысл слова “ДАР”.

Задачи:

Направленные на формирование личностных компетенций:

- через осмысление понятия “малая Родина” воспитывать патриотизм;

- повышение познавательного интереса и расширение кругозора;

- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;

- формировать эстетические потребности детей;

- воспитывать у младших школьников поэтический взгляд на мир;

- расширение опыта разновозрастного общения в детском коллективе;

Направленные на формирование предметных компетенций:

- обогатить словарный запас заимствованиями из японского языка;

- расширить читательскую эрудицию детей знакомством с разными поэтами;

- учиться выразительно читать стихи об осени;

- познакомить с достопримечательностями родного города;

- познакомить с мировыми шедеврами живописи и с японскими гравюрами;

- выполнять художественные работы с использованием различных материалов и в разных техниках;

- учить слушать музыку, любоваться красотой природы;

Направленные на формирование метапредметных компетенций:

- провести пешие и выездные экскурсии, для ознакомления с достопримечательностями и помогающие оздоровлению школьников, их физическому развитию;

- учить слушать чтение товарищей;

- обучить детей правилам безопасного поведения во время во время коллективных выходов из школы;

- расширять ИК компетенции.

Условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка
была бы реализована в практике образования)

Наш опыт может быть использован воспитателями детского сада, учителями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, преподавателями музыки, ИЗО, МХК. Реализовать проект можно как во внеурочной деятельности, так и в группах продленного дня в рамках кружковой работы.

Для успешной работы над проектом необходимы Интернет – ресурсы. Реализация поставленной цели, в условиях крупного города и маленького поселка будет иметь некоторые особенности.

Посетить музей, картинную галерею, филармонию, культурный центр могут городские школьники, зато сельские педагоги могут использовать близость к природе, народные традиции.

Трудоемкость, ограничения

Ограничений нет.

Проект покажется Вам менее трудоемким, если Вы найдете единомышленников среди коллег и родителей учащихся.

Основная часть

Специфика методической разработки

  1. Данная разработка является межпредметным образовательным проектом.
  2. В процессе реализации поставленных задач применяется педагогическая технология “Образ и мысль” (Приложение 1. Приложения), клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций.
  3. Система заданий предусматривает активное включение учащихся в разнообразные виды деятельности.
  4. В ходе реализации проекта широко используются возможности образовательной среды (привлечение родителей, библиотечных фондов, экскурсии, …)

Существующие требования (рекомендации)
к методической разработке с учетом ее специфики

Наиболее полный эффект от реализации проекта возможен при соблюдении всех направлений (образовательных областей). Это поможет детям получить целостную картину мира и его отображения в искусстве, так же дает детям возможность выбора направлений и видов деятельности для самореализации.

Если проект реализуется преподавателем музыки или изобразительного искусства, то можно проработать только те темы, которые касаются предметных компетенций данного педагога. И это тоже будет полезно.

Замысел автора и логика разработки
(основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части)

Проект начинается со стартовой презентации, (Приложение 2, Входная презентация), которая помогает начать работу по четырем направлениям: языкознание, окружающий мир, искусство, технология.

Образовательная область: Языкознание

1. Подготовка к конкурсу чтецов стихов об осени по выбору детей. Практический выход проекта: все дети учат стихи и рассказывают их классу. По итогам этой работы учитель формирует группу чтецов для выступления на более широкую аудиторию.
2. Опираясь на программу Чураковой, познакомиться с традиционной японской поэзией – хокку или хайку (2 класс 1 часть, глава “Секреты чайного домика”)

Знакомство с особенностями жанра.

Практический выход проекта: сочинение детьми своих подражаний японской поэзии. Возможно оформление детских работ в книгу. Организовали выступление группы детей перед учащимися других классов. (Приложение 3)

Приложение несколько

3. Клоуз-тест по хокку. (Приложение 4)
4. Составление словаря заимствований из японского языка. Кимоно, оригами, бонсай, икебана, Фудзияма, момидзигари, татами, цунами,...

Образовательная область: Искусство

1. Опираясь на программу Чураковой, познакомиться с традиционной японской гравюрой (2 класс 1 часть, глава “Секреты чайного домика”, музейный дом Хиросиге “Тростник под снегом и дикая утка”) Рассматривание японских гравюр по технологии “Образ и мысль”
2. Знакомство с биографией и циклом “Времена года” А. Вивальди и П.И. Чайковского. Слушание музыки. Слушание музыки. (прим. Музыкальные занятия проводились под руководством мамы одного из учеников, окончившей консерваторию).
3. “Аргентинская осень” Пьяццолла в исполнении автора на бандонеоне. Практическое занятие “Музыкальные инструменты со всего света”. (Приложение. 10, 11, 12)
4. ДДТ “Что такое осень”. Практический выход проекта: песня ДДТ “Осень” была разучена и исполнена на школьном концерте.
5. Знакомство и разучивание современных детских песен про осень. Практический выход проекта: дети завели песенники.
6. “Мертвая природа или тихая жизнь вещей” – натюрморт, как жанр живописи. Символика в натюрморте 16-17 веков. Рассматривание картин по технологии “Образ и мысль”.
7. Знакомство с биографией и циклом портретов “Времена года” Дж. Арчимбольдо. http://museumdoma.ru/giuseppe-arcimboldo/

Образовательная область: Технология

1. Проведение интегрированного занятия по сказке С.Козлова “Красота” и выполнение пластилинового барельефа “Осенний букет на окне”. Практический выход проекта: выставка детских работ. (Приложение 5, 6)
2. Детская работа “Осенний листок” в технике оригами.
3. “Бабушкин погребок” детская работа в технике монотипия.
4. “Осенний лес” гуашь
5. “Осенние листья”, монотипия, листья, гуашь.
6. Декоративная работа “Осенний базар”

Образовательная область: Окружающий мир

Изучение традиций любования в Японии. Знакомство с основными символами любования – сакура, Фудзияма, японский клен, хризантема, первый снег. Практический выход проекта: вырезание из вареной морковки кленовых листиков – Момидзигари. (Приложение 7)
Экскурсия в ботанический сад. Фотографирование объектов любования.

Практический выход проекта: создание презентаций “Наши объекты любования”. (Приложение 8)

Экскурсия в центр японской культуры Сибирь – Хоккайдо. (Приложение 9)

Заключение

Основные выводы по теме разработки

Тема нашей работы: “Межпредметный образовательный проект "Дары осени" (серия учебных занятий), творческое воспитание в начальной школе.

В процессе реализации поставленных задач учащиеся знакомятся с творчеством музыкантов, художников, фотографов, писателей.

Проект насыщен разными формами работ, позволяющих учитывать индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащает коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Материалы нашей работы структурированы в соответствии с образовательными областями. В реальной жизни разные образовательные линии могут переплетаться в рамках одного занятия или одного дня, что помогает детям представить целостную картину мира.

Проект может быть реализован без ограничений. В зависимости от географического расположения ОУ, возраста учащихся, национальной и конфессиональной принадлежности наполнение предметных линий может меняться. Это придаст новому проекту своеобразие.

К материальным результатам проекта можно отнести выставки детских художественных работ, выступление на школьном концерте, создание фото – презентаций “Объекты любования 1 и 2 классов”, написание детьми хокку, оформление их в книгу и выступление перед другими классами в форме “Живой газеты”. Эти результаты были внедрены в практику. Но ведь есть еще и нематериальные продукты деятельности, “внедрение которых в практику” пролонгировано, отсрочено на некоторое время ...

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать
(Ф. Тютчев)

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М.:Просвещение, 2011.

2. Чуракова Н.А. Литературное чтение, 2 класс, 1 часть, М.:Академкнига/учебник, 2012.

3. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. Методическое пособие. М.:Академкнига/учебник, 2012.

4. Ссылки на Интернет-ресурсы в приложениях.

20.03.2014