Урок химии по теме "Растворение, растворимость, растворы"

Разделы: Химия


Данная методика применима для изучения темы: “Растворы. Растворимость. Растворение веществ ” в 8 классе § 34 (учебник О.С.Габриеляна Химия 8 класс).

Технология. Технология проблемного обучения с мультимедийным приложением.

I. Методы и методические приёмы:

– совместная работа с учащимися по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности, постановке задач урока;
химический эксперимент;
– работа по учебнику Химия 8 кл;
– работа с дополнительной учебной информацией;
– информационные технологии (использование ресурсов Интернет);
– применение Электронного учебника;
– применение мультимедийных презентаций Power Point – 5видов;
– применение видео-файла;
– планирование и коррекция учебной деятельности;
– использование маршрутного листа для организации учебно-познавательной;
– деятельности – “навигатора”;
– самооценка полученных знаний;
– дифференцированное домашнее задание;
– учет возрастных особенностей школьников;
– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
– нестандартная форма проведения урока;
– создание ситуации успеха;
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
– эмоциональная речь учителя;
– применение поощрения и порицания;
– выбор действий в соответствии с возможностями ученика.

Форма учебной деятельности: сочетание воспроизводящей, исследовательской, парной и индивидуальной работы.

Тип урока. Урок формирования знаний.

Способ оценивания ожидаемых результатов: самооценка, оценка учителя индивидуальных ответов и оценка сообщений обучающихся с применением мультимедийных презентаций с использованием Интернет и дополнительной литературы.

Время, отведённое на урок: 1 час.

Учитель формирует умения вырабатывать своё мнение. Обращается к небольшому, но уже накопленному жизненному опыту обучающихся прийти к определённым умозаключениям о составе и роли воды в организме, её значении в жизни природы и человека, растворимости веществ, растворителе, растворах при выполнении самостоятельных вариативных заданий, формирует химическую компетентность учащихся при проведении химического эксперимента, формирует предметные знания по теме: “Растворы. Растворимость. Растворение веществ”, подводит учеников к осмыслению новой информации, пробуждает любопытство, тем самым создаёт все условия для создания потребностей, мотивации и желания действовать.

II. Основная часть.

Формирование УУД на уроке: познавательных: формирование химической компетентности – опыта исследовательской работы учащихся, устойчивой потребности в знаниях, здоровом образе жизни, развитие способностей к анализу и синтезу, к самоконтролю, самоорганизации, наблюдательности и внимания, умения обобщать и делать выводы.

Формирование коммуникативных УУД: умение слушать других, вести диалог в соответствие с целями и задачами общения в паре, проведение презентаций результатов своих исследований и полученных результатов, высказывать свою точку зрения, рассуждать и приходить к единственно-верному решению проблемы.

Формирование регулятивных УУД: умения формулировать тему урока, ставить цели и определять задачи своей деятельности, планировать и корректировать свою работу, обобщать и прогнозировать результаты своей деятельности, проводить самооценку по навигатору.

Формирование личностных УУД: развитие позитивной самооценки, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма, гуманизма, развитие личности, открытой для общения и сотрудничества, способной найти выход в проблемной ситуации.

Цели для учащихся:

Прописаны в навигаторе.

При изучении темы я буду уметь: пользоваться таблицей растворимости веществ, выполнять вычисления, по кривым растворимости веществ, определять типы растворов по агрегатному состоянию вещества, по количеству растворённого вещества, по количеству растворяемых частиц, проводить химические опыты, связанные с процессами растворения веществ;

Знать: определения растворов и растворителя, растворимости, факторы, влияющие на растворимость, сущность физико-химической теории растворов, основоположников данной теории, гидратов, роль воды в природе и в организме человека, классификацию растворов и особенности их применения на практике

Я смогу на практике: приготовить раствор для любых целей и правильно их применять, использовать правильно воду для питья и бытовых целей, сохранять своё здоровье и здоровье окружающих правильно применяя воду и растворы на её основе. Охранять водные источники.

Оборудование и реактивы: ПК, проектор, таблица растворимости, дидактический материал – “навигатор”, лабораторная посуда, акрилат натрия, твёрдая щёлочь-гидрокисд натрия, кристаллические соли сульфат кобальта (II), сульфат никеля (II ), бихромат аммония, мел, песок, хромат калия.

Дидактическая цель урока: сформировать представление о растворах, растворителе, растворяемом веществе, процессе растворения, кривых растворимости; познакомить обучающихся с явлением растворения как физико-химическим процессом, с двумя точками зрения на процесс растворения: физической и химической и их сторонниками, современными точкой зрения на процесс растворения; с видами растворителей, особенностями процесса растворения с использованием растворителя воды, гидратах и кристаллогидратах, классификацией растворов и их значением в жизни природы и человека.

Воспитательная цель: воспитывать патриотизм и гуманизм, нравственные качества личности, бережное отношение к водным ресурсам и своему здоровью.

Развивающая цель: коммуникативные качества, логическое мышление, химическая компетентность.

Планируемые результаты деятельности:

Предметные: давать определение растворов, растворимости, растворителя, кривых растворимости, гидратов, знать виды растворов, классификацию веществ по растворимости , способы их приготовления растворов и их применения в жизненных ситуациях, делать выводы из наблюдаемых явлений, проводить химический эксперимент.

Метапредметные – использование основных интеллектуальных операций анализ, сравнение обобщение, выявление причинно-следственных связей. ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи.

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применить их на практике. Использование различных источников для получения химической информации.

Личностные – воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизм, целеустремлённость, ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих, за природные богатства России.

В познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью, работая по навигатору.

I. 1. Ход урока:

Была проведена предварительная подготовка 6 обучающихся к уроку. Необходимо найти мультимедийную презентацию в сети Интернет или составить самим о влиянии эмоций и чувств человека на структуру молекулы воды – это задание было дано 2 ученикам. Двум другим нужно было найти информацию о Мёртвом море, составить электронную презентацию и представить своё выступление на уроке. Самостоятельно рассмотреть состав воды Мёртвого моря и её влияние на организм человека. Ещё 2 ученика должны найти интересные факты о воде. Всего предварительно к уроку должны были быть готовы 6 учеников.

II. 1.1.Организационный момент. 1–2 минуты. Учитель объясняет работу на уроке по навигатору – маршрутному листу. У каждого ученика свой лист. Он в нём пишет и сдаёт в конце урока учителю, где производит самооценку. Работа по навигатору осуществляется обучающимися по двум вариантам. (Приложение 1 и Приложение 2). Навигатор лежит на столе страницей № 2 , где не прописана тема урока.

II.1.2. Постановка целей. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. 5 минут. Настрой на позитивное отношение к уроку. Мотивация обучающихся, положительный настрой на урок.

Учитель: Какое время года на улице? И сегодня солнце нам что делает? (Улыбается.) Давайте и вы улыбнитесь друг другу хорошей улыбкой. Подарите друг другу улыбку и подумайте, почему я вас попросила улыбнуться. Как улыбка связана с нашим сегодняшним уроком?

Внимание на слайд. (Приложение 3. Слайд 1) Почему в стакане знак ? [6] Обсуждение проблемы. Поиск решения. Ученики должны прийти к выводу, что в стакане налито не одно вещество, а несколько, то есть смесь. Демонстрация двух больших химических стаканов с водопроводной и дистиллированной водой. Почему мы не видим в воде других веществ? Обычная вода – это раствор. (Слайд 2) На столе демонстрационном находятся растворы различного назначения (Слайд 3) .Учитель спрашивает. Можно ли назвать содержимое бутылок на столе растворами? Почему? Содержится несколько веществ. Они прозрачны. Перечисляют область применения растворов находящихся на столе. Туалетная вода. Это раствор. А чем он отличается от минеральной воды, газировки, корвалола? Это важные для человека системы. В чём можно растворять? Учащиеся должны прийти к выводу, что растворять можно не только в воде, но и в спирте и ещё в чём? Обсуждение других растворителей. Кратко ученики отмечают область их применения с помощью учителя. Как вы думаете, а что происходит с веществом, когда его смешивают с водой? Растворяется, дробится, этот процесс называется .... Обучающиеся должны назвать слово растворение.

Проговаривается тема урока. Растворы. Растворимость Растворение веществ. (Слайд 4)

  • Постановка целей урока.

Что на уроке мы будем изучать? Чему научимся?

Готовить растворы. Изучим, что такое растворитель и растворимость, кривые растворимости. Виды растворов и их использование человеком. Важно правильно готовить растворы и их использовать!!! Затем обратиться к навигатору, где прописано что должны знать , чему должны научиться восьмиклассники.

II. 1.3.Изучение нового материала строится на оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

30 минут.

  • Дать определение раствор, растворитель.

Значение растворов в жизни природы и человека. Возникновение жизни на Земле. Роль воды в клетке и в организме человека. Содержание воды в организме в раннем детстве и в старости. (Слайд 5–12 слайды презентации) Далее выступление двух обучающихся с представлением мультимедийной презентации Power Point “Послание воды” . После выступления учитель возвращается к началу урока об улыбке, создании хорошего настроения на уроке. (Приложение 4. Power Point “Послание воды”).[7]

Давайте проведём исследование. Всегда ли при смешивании веществ с водой получится раствор. Работа по навигатору (Приложение 1, 2).

Лабораторный опыт № 1. Учитель.

Напомнить правила техники безопасности при работе с химическими веществами и стеклянной посудой.

Готовим растворы. Когда мы пьём чай, то кладём сахар в воду. Если не положить чай, а просто насыпать сахар в воду, у раствора будет какой цвет? А при растворении поваренной соли, будет у раствора цвет? Нет. Всегда ли получится раствор при смешивании веществ с водой? Проведите исследование. На столе у вас есть реактивы. Они насыпаны в пробирках и подписаны.

Работайте по навигатору.

1-й вариант.
Бихромат калия K2Cr2O4 (оранжевый )
Мел CaCO3(белый) седиментация!
Сульфат кобальта (||) CoSO4(розовый)

2-й вариант.
Сульфат никеля (||) NiSO4(зелёный)
Хромат калия K2CrO4(жёлтый)
Песок (коричневый)

Где вы получили раствор? А где не получили? Почему? Отвечают учащиеся, выполняющие вариант-1, а затем вариант-2. Растворы могут быть только бесцветными ? Ответ дают ученики.

Ответы: мел и песок не дают раствор. Эти вещества не растворяются в воде. И вы приготовили не раствор , а суспензию. Частицы начинают медленно оседать и это явление называется седиментацией. (Электронный учебник. Понятие эмульсий, суспензий, седиментация). Остальные вещества растворились в воде и получили растворы солей, это окрашенные красивые растворы бихромата калия, сульфат кобальта (||), сульфата никеля (||), хромата калия. Растворы могут быть не только бесцветными , но и окрашенными. Понятие раствор, растворитель, полярный растворитель, неполярный растворитель. Называют ученики. Где мы будем их использовать? Они будут применяться на лабораторных и практических работах.

  • Изучение сущность процесса растворения. (Приложение 3, Слайд14–17) Две точки зрения на процесс растворения:

Физическая теория. Сторонники этой теории (см. слайд 14).

Химическая теория растворения. Сторонники (см. Слайд 14). Физико-химическая теория растворения (Слайд 17). (Схематично рассмотрим процесс растворения – картинка со стульями (Слайд 15–16, электронный учебник “Электронные уроки и тесты” CD “Растворы”, видео-файл растворение марганцовки. Показать явление диффузии. (Приложение 5).Это признак физического явления. Дробление!

Проделаем ещё один опыт № 2. Работаем по навигатору.

  • Лабораторный опыт № 2. Учитель. Можно ли отнести процесс растворения к химическим явлениям? Почему?

Растворение щёлочи в воде. В стакане находится гидроксид натрия. Что это за вещество? Щёлочь. Напомним свойства щелочей. Едкие и мылкие, агрессивные вещества.

Исследуем её растворимость. Прилить в стакан воды. Ускорить процесс растворения. Что для этого нужно сделать. Перемешивание. Поставить стакан на ладонь. Что вы ощущаете?. Стакан нагревается, значит при растворении происходит выделение тепла, а это признак какого явления? Учащиеся. Химического. Образуются непрочные соединения-гидраты.

  • Определение гидратов. Определение и демонстрация кристаллогидратов. Это медный купорос, глауберова соль. Привести пример их формул, например медный купорос CuSO4•5H2O. Показать его обезвоживание. Выделение кристаллизационной воды. А в растворе, добавление концентрированной серной кислоты. От чего ещё зависит растворимость? От температуры, перемешивания. Как это доказать . Растворение в холодной и горячей воде, например того же сахара. А если незнакомое вещество и у вас его нет дома, существуют кривые растворимости. А что такое растворимость?

Мел не растворяется. Сахар растворяется. Определение дают учащиеся с помощью учителя корректируется формулировка. (Внимание на Слайд 18, 19.)

  • Учитель. Растворимость показывает, сколько грамм вещества может раствориться в 100 г растворителя. Дать понятие кривой растворимости. (Обратить внимание на учебник стр 189. Химия 8 кл. Москва, Дрофа 2010 год, автор О.С. Габриелян).[2]

Смотрите на Слайд 20. Например. В 100 граммах воды растворится 34,4 г соли хлорида калия при 20°С. Разбор задачи по слайду. Нахождение массовой доли раствора с использованием кривой растворимости. Решение задач. Смотрим на слайд.

  • Пользуясь кривой растворимости определите массовую долю хлорида калия , содержащегося в насыщенном растворе при 20°С.

Попробуем сами! Работа по навигатору.

Задача: Найдите массовую долю сульфата калия, насыщенного при 80°С.

Самостоятельное решение по алгоритму. Учитель выполняет роль консультанта. Проверка ответа.

Влияние давления на растворимость. Опыт . Попросить одного их учащихся открыть бутылку с минеральной водой. Почему газ устремляется вверх из бутылки? Сформулировать зависимость растворения газов с изменением давления в системе. (Слайд 21)

  • Работа по таблице растворимости.

Слайд 22–24. Как узнать растворимость неизвестного вещества по химической формуле? В кабинете находится таблица растворимости веществ. Учитель обращает внимание на правила пользования этой таблицей. Обратить внимание на учебник, на нахождение в нём таблицы растворимости. Далее школьники работают по навигатору, выполняют по вариантам сначала задание 2, а потом задание 3.Отводится 5 минут. Затем учитель показывает правильные ответы, ученики оценивают свой ответ, выставляя себе два балла. Критерии оценивания прописаны в навигаторе.

  • Выполним опыт № 3. Куда спряталась вода?

В колбе находится интересное вещество. Это акрилат натрия. Работаем по навигатору. Предложите, где можно использовать это свойство воды. Переверните колбу вверх дном. Что наблюдаете? Даётся определение гигроскопичности. Привести примеры других гигроскопичных веществ.

Учитель. Приводит примеры других гигроскопичных веществ. Упоминание концентрированной серной кислоты. Области применения называют учащиеся. Показать памперс. Продемонстрировать наличие акрилата натрия под подкладкой. Целесообразность его использования. Действие на кожу младенца.

Классификация растворов. Работа по Приложению 3. Слайд 25–27. В учебнике найти определения растворов (насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные, концентрированные, разбавленные). Обратить внимание на все виды классификации.

Удивительное явление в природе. (Приложение 8. Слайд 1) Почему можно читать газету на поверхности воды. Учащиеся находят ответ. Затем выступление обучающихся о Мёртвом море с мультимедийной презентацией (Power Point, Приложение 6) не более 2-х минут.

Учитель . Классификация растворов:

А) по количеству растворённого вещества.
Б) по количеству частиц, переходящих в раствор (насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные) (видео-файл).
В) по агрегатному состоянию.

Классификация веществ по растворимости (слайд) и учебник стр 191.

II. 1.4.Рефлексия. 3 минуты.

Выполнить тест по навигатору. Задание №3 . Поставить себе балл. Проверка (Приложение 7, Слайд 5). Подсчёт баллов.

Далее учитель просит поднять руки тех учеников, кто набрал 15 баллов за три задания, затем от 11–14, далее 8–10, и меньше 8. Всем определяет разное домашнее задание по слайду (Приложение 7 , Слайд 6).

Учитель объявляет оценки тем ученикам, которые готовили домашнее задание и активно работали на уроке. Собирает листы-навигаторы. Выставляет оценки с навигаторов в журнал.

II. 1.5.Заключение. Итоги урока. Домашнее задание. 2–3 минуты.

Далее учитель просит поднять руки тех учеников, кто набрал 15 баллов за три задания, затем от 11–14, далее 8–10, и меньше 8. Всем определяет разное домашнее задание по слайду (Слайд 6).

Учитель объявляет оценки тем ученикам, которые готовили домашнее задание и активно работали на уроке. Собирает листы-навигаторы. Выставляет оценки с навигаторов в журнал.

В оставшееся время подготовленные ученики могут сообщить приготовленное заранее домашнее задание “Интересные факты о воде ”.

(Приложение 8).

III. Заключение.

На этом занятии, построенного из экспериментов проблемного и исследовательского характера, учащиеся были поставлены в условия, при которых они получили возможность прогнозировать результаты своей деятельности, активно использовать приемы анализа, синтеза, абстрагирования, систематизации, обобщения, учились выдвигать гипотезы, аргументировать свои суждения и выводы, теоретически обосновывать результаты, полученные в эксперименте. Учащиеся формулировали тему урока и осуществляли целеполагание, планирование своей деятельности, использовали в своей познавательной деятельности навигатор, осуществляли коррекцию действий при выполнении химического эксперимента, а также была проведёна школьниками самооценка своей работы на уроке. Часть обучающихся готовили самостоятельно информацию с использованием сети Интернет о свойствах воды, как универсальном растворителе, свойствах воды Мёртвого моря, самостоятельно составляли мультимедийную презентацию. Такое участие в поисковой деятельности, самостоятельное решение проблемных ситуаций теоретического и экспериментального характера создавало высокий уровень заинтересованности. Учащиеся с большим интересом включались в обсуждение проблемных вопросов, в проведение химических опытов, самопроверку полученных результатов выполнения упражнений. Это позволило им открыть неизвестную интересную информацию о свойствах воды и растворах, и проявить свои способности, эрудицию, самостоятельно решить поставленную проблему, провести самоанализ. Полученные данные самоанализа по этой теме показали хороший результат: 30% получили оценку “5”, 50% получили “4”, 20% получили оценку “3”. Отрицательную оценку никто не получил. Урок проведён в классе со средним уровнем учебных возможностей. Проведение разнообразных проблемных и исследовательских экспериментов, создание постоянных проблемных ситуаций на уроке, самостоятельный поиск и представление информации перед классом, выходящей за рамки учебника, заметно влияет на повышение мотивации, способствует повышению уровня развития учащихся, правильному применению полученных знаний на практике.

IV. Используемая литература

  1. Борисенко А. И. // Электронный ресурс http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/37403 // Регион: Саратовская область открытый класс сетевые образовательные сообщества.
  2. Габриелян О.С. Химия 8 кл. М., Дрофа, 2010.
  3. Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия 8–9 кл. – М., Дрофа, 1999 , 128 с.
  4. Картинки для презентации . Электронный ресурс //images.yandex.ru//
  5. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельные технологии в обучении. Министерство образования и науки РФ ОмГПУ Институт непрерывного профессионального образования Омск – 2004.
  6. Пчёлкина Г. // Электронный ресурс https://sites.google.com // Почему в стакане знак?
  7. Мультимедийная презентация Послания воды //Электронный ресурс http://www.myshared.ru/slide/57042//