Урок русского языка по теме "Правописание гласных "о–а" в корнях "гор–гар", "зор–зар"". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты обучения:

предметный результат:

  • знать об исторических изменениях в корнях слов (чередовании гласных и согласных);
  • уметь различать омонимичные корни с проверяемыми безударными гласными и чередующимися;
  • уметь находить в морфеме изучаемую орфограмму;
  • понимать условия написания гласных О – А в корнях -ГОР- / -ГАР-, -ЗОР- /-ЗАР- ;
  • уметь графически обозначать орфограмму;
  • применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста;

метапредметный результат:

  • уметь составлять устное монологическое высказывание;
  • уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, выстраивать цепочку логических рассуждений;
  • уметь обобщать, классифицировать, делать выводы;
  • уметь осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
  • уметь работать в группе, находить общее решение;
  • уметь участвовать в речевом общении, соблюдая правила речевого этикета.

Оборудование: таблица, опорная схема (алгоритм), карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока Содержание урока Универсальные учебные действия

Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, акцентирование внимания на готовность учащихся к работе, фиксирование отсутствующих.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

Проверка домашнего задания.

– Вызвало ли затруднение выполнение домашнего упражнения?

(комментирование нескольких примеров из упражнения 578)

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения при выполнении домашнего задания, самоконтроль.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами литературного языка.

Подготовка к изучению новой темы.

Задание по рядам. В процессе работы представитель от каждой группы записывает свой пример на доске.

1 ряд. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте орфограмму:

Прил…гай труд к справедливому делу. Не сиди сл…жа руки – не будет и скуки.

2 ряд. Отгадайте, что задумано, объясните правописание пропущенных гласных:

Гладит всё, чего к…сается, а дотронешься – кусается. Сидит девица в темнице, а к…са – на улице

– В каком предложении пропущенная гласная не соответствует правилу правописания корней с чередованием?

3 ряд. Прочитайте вслух предложение, вставьте пропущенные орфограммы, графически обозначьте её условие:

Прор…сли р…стки, повыр…сли, да ростом р…стки не выр…сли.

– Почему к данным словам нельзя подобрать проверочные?

– Правописание каких корней мы с вами сейчас повторили?

– Каковы условия выбора гласных букв в корнях -ЛАГ- / -ЛОЖ- , -КАС- / -КОС-, -РАСТ- / -РАЩ- / -РОС-?

– Назовите слова-исключения в последней группе корней.

– К каким жанрам фольклора относятся данные примеры? Какую роль они играют в нашей речи?

Сегодня на уроке мы продолжим изучать правописание гласных О - А в корнях с чередованием.

На центральной части доски записано предложение: прочитайте его, объясните пропущенные орфограммы, правописание которых вы уже знаете.

Нужна ли здесь запятая? Почему?

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно); планирование (определение промежуточных целей с учетом конечного результата); высказывание предположений на основе наблюдений; оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня изученного).

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: свободно излагать свои мысли; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Изучение нового материала.

Ч…рные глаза девушки заг…рались радос(?)ным блеском и щ…ки оз…рялись ещё сильнее пылающим румянц…м.

– А какие слова вызвали затруднение?

– Подберите к ним однокоренные.

Например, загорались – загар

озарялись – зорька.

– Выделите корни в данных словах.

– Что мы наблюдаем? (перед нами ещё одна группа корней с чередованием)

– Какое условие необходимо учитывать при написании гласных в данных словах? (ударение)

– Что общего и что различного при написании корней?

– Сделайте вывод (под ударением в корнях

-ГОР- / -ГАР – пишется А, без ударения – О; в корнях -ЗОР- /-ЗАР- под ударением пишется О, А, без ударения – только А).

– Какое значение имеет первая группа корней

(«пламенеть, гореть»)

– Запишите с учетом изученной орфограммы предложение, графически обозначьте корни и поставьте ударение.

– Правописание этих слов вы должны запомнить: зоревать («бодрствовать на заре»)

зорянка («перелетная птичка»)

выгарки («остатки от сгорания»)

пригарь («привкус дыма, гари в пище»)

изгарь («что-либо горелое», разг.)

Регулятивные: целеполагание, планирование своих действий,

поиск пути решения проблемы, умение высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока,

прогнозирование действий, осуществление контроля и самоконтроля, коррекции своей деятельности.

Коммуникативные: свободно излагать свои мысли, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Первичное закрепление материала.

Задание по группам на различение корней с безударной проверяемой гласной и чередующейся (устно).

– «Третий лишний»:

1 группа: озарение, зарядка, зарница;

2 группа: горение, горняк, погорельцы;

3 группа: заряд, озарённый, заря;

4 группа: подгорелый, загородный, угар;

5 группа: пригорок, загар, разгореться;

6 группа: взор, озарять, зарево.

– Докажите, что «лишние» слова не относятся к изученной орфограмме.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и в выборе информации, умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений), слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, умение управлять поведением партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: анализ объектов с целью выявления признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждений, создание способов решения проблемы.

Регулятивные: понимание и планирование действий, проверка производимых действий.

Работа по отработке знаний и умений.

Дифференцированные задания.

Низкий уровень задания: распределите слова по колонкам, графически обозначьте орфограмму.

О А
 

Подг…ревшая каша, наг…р от свечи, алая з…ря, вечерняя з…рница, несг…раемый шкаф, г…рящий танк, внезапное оз…рение, дог…рающий закат, оз..рилось сиянием.

– Проверьте себя по ключу или поменяйтесь с товарищем, выполнявшим это же задание, тетрадями.

Средний уровень задания: вставьте пропущенные гласные, выберите те словосочетания, с которыми можно составить связный текст из 3-4 предложений.

– Прочитайте вслух получившийся текст; если нужно, отредактируйте его.

Высокий уровень задания: вставьте пропущенные гласные, сгруппируйте слова (Какие признаки будут положены в основу классификации?)

Таблица может получиться в двух вариантах:

1) в зависимости от гласной в корне слова;

2) в зависимости от условия написания чередующейся гласной.

– Составьте обобщающую таблицу «Правописание гласных О – А в корнях с чередованием» (возьмите за основу второй вариант таблицы). <Приложение 1>

Сг…реть дотла, едва к…снуться, сл…жить вещи, южный заг…р, утренняя з…ря, буйная пор…сль, писать изл…жение, к…сание рукой, ясно изл…гать, зелёный р…сток, внезапное оз…рение, разг…р лета, выр…щивать урожай.

– Расскажите, пользуясь таблицей, о правописании корней с чередованием ( Не забудьте слова-исключения!)

Для тех, кто быстро справится с предыдущим заданием, предлагается работа (по желанию).

На отметку «4»: вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

Зах…дящее со…нце дог…рало на зап…де. В воздухе ст…ял зап…х гари и сухой гв…(з, зь)дики. День уг…сал. (К.Г.Паустовский)

На отметку «5»: исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.

Дагарала румяная заря и на землю лигли вичернии тени. Вдрук всё азорилось мяхким сеянием. Вирхушки диревьеф загарелись нежнм светам.

– Выполните упр. 580. Какая из форм слова заря является устаревшей?

– Отгадайте слова по данным значениям (упр.581). Какие слова вызвали затруднение? Почему?

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и в выборе информации, умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений), слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: анализ объектов с целью выявления признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способов решения проблемы.

Регулятивные: понимание и планирование действий, самостоятельная проверка производимых действий и взаимопроверка.

Подведение итогов урока.

Подводя итоги сегодняшнего и предыдущих уроков, давайте попробуем разработать алгоритм наших действий при встрече с орфограммой «Безударная гласная в корне».

Алгоритм. <Приложение 2>

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами литературного языка.

Регулятивные: осуществление контроля, коррекции, оценки производимых действий.

Домашнее задание.

Упр.584, читают текст ознакомительным чтением, записывают его, находят слова с изученными орфограммами, графически их обозначая.