Карточки на развитие речи учащихся

Разделы: Русский язык, Начальная школа


1. Спиши, переведи и объясни.

Наш класс радос..но сме..тся. Вошёл гор..чо л..бимый учитель.

2. Отгадай загадку.

Зашумела, загремела, всё промыла и ушла.

Напиши, что ты знаешь о грозе.

Словарь: летом часто, чёрные тучи, страшный гром, яркая молния, сильный дождь, боюсь (не боюсь) грозы.

1. Спиши, переведи и запомни.

Гри..ов было много. Маша стала сл..дить за белкой. Маше стало стра..но.

2. Отгадай загадку. Ответь на вопросы.

Качается стрелка туда и сюда,
И север, и юг укажет без труда.

Где  ты   видел  компас?   Какой  он? Как компас помогает человеку? Есть ли у тебя компас?

1. Спиши, дописывая окончание.

Гайда была весёл.. девочка. Она сделала больш.. букет.

2. Отгадай загадку. Ответь на вопросы.

Вдруг из чёрной темноты в небе выросли кусты. Распустились в них ... небывалой красоты.

Какие цветы ты знаешь? Какие цветы любишь? Сажаешь ли ты летом цветы?

1. Спиши и переведи.

Со..нце спряталось за тучами. Лист..я п..ют воду.

2. Отгадай загадку.

Пушистая вата плывёт куда-то,
Вот вата ниже, и дождик ближе.

Напиши о летнем дожде. Словарь: дождь сильный – тихий, долго – быстро проходит, тепло – холодно.

1. Составь словосочетания и запиши.

Лена – подошёл к кому? Объяснил кому? Клюнет у кого? Ведёрко у кого?

2. Отгадай загадку. Ответь на вопросы.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Есть ли у тебя удочка? Умеешь ли ты удить рыбу? Когда ты удил рыбу? С кем?

1. Составь словосочетания, запиши и переведи.

Голубой, синий, зелёный – небо, река, лес.

2. Отгадай загадку.

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

Напиши о речке. Видел ли ты речку? Какая бывает речка летом? Что делают ребята на речке летом?

1. Спиши пословицу и запомни.

Тру.. человека кормит, а лень – портит.

2. Составь рассказ на тему "У каждого своё дело".

Кем работают близкие тебе люди, как они работают? Чем полезен их труд?

1. Спиши, вставляя предлоги.

Самолёт летит ... пашней. ... самолётом тянется пушистый хвост.

2. Отгадай загадку.

Я не бабочка, не птица, но лечу – куда хочу.

Расскажи о самолёте.

1. Составь по вопросам словосочетания и запиши.

Какой  сад? Какая страна? Какие ребята?

2. Назови, какие деревья ты знаешь? Расскажи о них: какие они, где растут? Какие деревья растут в саду?

1. Переведи и запиши.

Биир кус, икки хаас, ?с уол, т??рт булчут.

2. Отгадай загадку.

В воде купался, а сухим остался.

Напиши о гусе. Словарь: дикие и домашние, крупная птица, ноги, крылья, ходит, летает.

1. Спиши, прочитай и переведи.

Пу..истый сне.. кружится в во..духе и ло..ится на землю. Вот при..ли моро..ы.

2. Прочитай и спиши стихи.

Первый зимний снежок белым пухом летит,
Первый зимний мороз веселит и бодрит.

1. Спиши, подчеркни стечение согласных.

В тёмный лес дремучий заглянула осень,
Сколько свежих шишек у зелёных сосен!

2. Ответь на вопросы.

Расскажи о птицах. Какие птицы улетают на юг? Видел ли ты стаю птиц?

1. Спиши.  Найди слова с разделительным Ь.

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад...
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

2. Напиши о том, как ты ходил осенью в лес. Какой был день?

1. Спиши.  Найди слово с разделительным Ь.

Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот последняя стая
Крыльями машет вдали.

2. Напиши об осени. Чем отличается осень от весны?

1. Спиши. Поставь в выделенных словосочетаниях вопрос от главного слова.

Маленькое дело лучше бол..шого безделья. Кто много говорит, тот мало делает.

2. Составь рассказ на тему "Маленькое дело лучше большого безделья": как можно помочь маме, учительнице.

1. Запиши слова с противоположным значением:

Новый – ... , левый – ... , белый – ... .

2. Прочитай пословицу. Ответь на вопросы.

Не имей сто рублей, а имей сто рублей.

Есть ли у тебя друзья? Как ты дружишь с ними, что вы вместе делаете? Как надо относиться к друзьям?

1. Составь по вопросам словосочетания и запиши.

Какая книга? Какие герои? Какой подарок? Какое слово?

2. Отгадай загадку. Расскажи о книгах.

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

Словарь: разные, толстые – тонкие, сказки.

1. Запиши слова с противоположным значением.

Хорошо – ... , лучше – ... , запомнила – ... .

2. Отгадай загадку. Ответь на вопросы.

В школьном домике живу,
Как ты учишься – скажу.

Что нужно для того, чтобы учиться хорошо? Как ты учишься? Почему?

1. Составь по вопросам словосочетания и запиши.

Какой лес? Какая малина? Какие корзины?

2. Расскажи, какие ягоды растут у нас, какие они, когда поспевают, что из них делают.
Словарь: крупная, мелкая, красная, вкусная, в июле, в августе.

1. Спиши, дописывая окончание.

Река замёрзл.. . Рыбаки поехал.. на санях к реке. Они наловил.. много рыбы.

2. Ответь на вопросы.
Каких рыб ты знаешь? Где они водятся? Как их ловят? Какую рыбу ты сам видел? Какую рыбу ловил?

1. Составь словосочетания и придумай предложения.

Нет чего? – огурец, помидор, лук, чеснок, картошка, капуста, репа, редиска, морковь.

2. Отгадай загадку.

По огороду ходит Федот,
Из длинного носа вода течёт.

Расскажи, как работают на огороде?

1. Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

Килограмм чего? – капуста, картошка, репа, редиска, помидор.

2. Составь рассказ на тему "Откуда что берётся?". Откуда берутся мясо, молоко, масло? Что для этого нужно? Откуда берутся варенье, печенье, колбаса?

1. Спиши. Пропусти слово, которое не подходит по содержанию.

Глухарь, куропатка, ворон, суслик, синица, воробей, клёст.

2. Отгадай загадку.

Сторожем не служит, а всех рано будит.

Расскажи каких птиц ты знаешь?

1. Запиши слова без суффикса. Составь предложения.

Дождик, снегирёк, уголок, шарики, фонарики, рыбаки, водяной.

2. Напиши. Когда у вас можно кататься на санках и коньках? Почему? Как играют у нас дети во время зимних каникулах?

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

Гора – стоит где?, растёт где?, подошли к чему?, ходил по чему?, живу около чего?, доехали до чего?

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

 Не боится кого? чего?– мороз, собака, мышка, гроза.
Много кого? чего? – олень, конь, день, ночь

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

Переносит что? – жара, холод. Ест что? – трава, кустарники. Вяжут что? – варежки, носки, шарф, фуфайка.

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

Идёт по чему? – лес, покатил по чему? – земля, поднял куда? – горка, покатил куда? – горка, была где? – горка.

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

Жили где? – жаркая страна, густой лес. Залезла куда? – верхушка. Кинулся куда? – обезьянка. Уцепилась за что? – ветка. Таскали за что? – хвост.

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

Схватил чем?, связал чем?, махал чем?, топтал чем?

Словарь:  рука, хобот, верёвка, канат, лапы, нога.

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

Вымой что?, береги что?, чисти что?, стриги что?

Словарь: руки, ноги, лицо, шея, уши, зубы, глаза, ногти, волосы.

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.
Стирает что?, гладит что?, чистит что?, пришивает что?

Словарь: платок, воротничок, носки, майка, рубашка, пуговица, ботинки.

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

Кресло чего? – космический корабль. Берег чего? – широкая река. Вершина чего? – высокая гора. Поля чего? – наш край.

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

Ходил куда? – разведка, ночевал где? – деревня, посадили куда? – изба, отправили куда? – деревня, вышел куда? – крыльцо, отвезли куда? – город.

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

Пахнет чем? – весна, трава, земля, цветы, листья.

Составь словосочетания и запиши. Придумай предложения.

Стать кем? – лётчик, моряк, геолог, врач, инженер, повар, продавец, агроном.

Образуй по вопросам новые слова и запиши.

север – какой?     холод – какой?
юг – какой?         жара – какая?
лес – какой?        степь – какой?

Образуй по вопросам новые слова и запиши.

камень – какой?    железо – какое?
Якутия – какая?    море – какое?
река – какая?         океан – какой?

Образуй по вопросам новые слова и запиши.

ручка – какая?          дом – какой?
урок – какой?          небо – какое?
заяц – какой?          дым – какой?

Образуй по вопросам новые слова и запиши.

весна – какая?      трава – какая?
солнце – какое?   луч – какой?
волк – какой?       герой – какой?

Образуй по вопросам новые слова и запиши.

луна – какая?         лиса – какая?
мороз – какой?      цветы – какие?
пар – какой?          класс – какой?

Образуй по вопросам новые слова и запиши.

одеяло – какое?     майка – какая?
буря – какая?         пёс – какой?
свет – какой?        помидор – какой?

Образуй по вопросам новые слова и запиши.

тучка – какая?      луч – какой?
ведро – какое?     сани – какие?
мел – какой?       слово – какое?

Образуй по вопросам новые слова и запиши.

мышка – какая?      сон – какой?
ручка – какая?        ребёнок – какой?
лев – какой?            берёза – какая?

Переведи и запиши.

Уруучука суох, харандаас суох, кинигэ суох, тэтэрээт суох, учебник суох, дневник суох, линейка суох, суумка суох, үөрэнээччи суох.

Переведи и запиши.

А5ам көстүүмэ, ийэм былааччыйата, эбэм былаата, эhэм бэргэhэтэ, быраатым бачыыӊката, балтым түүппүлэтэ, уол соно, кыыс үтүлүгэ, о5о оонньуура

Переведи и запиши.

А5атын кытта үлэлиир, ийэтин кытта барар, быраатын кытта оонньуур, балтын кытта до5ордоhор, эбэтин кытта кэпсэтэр, эhэтин кытта телевизор көрөр.

Переведи и запиши.

Үүттээх чэй, саахардаах чэй, кэмпиэттээх чэй, арыылаах килиэп, халбаhыылаах килиэп, барыанньалаах килиэп, хортуоскалаах миин.

Переведи и запиши.

Уокка умайбат, ууга тимирбэт.
Ойуурга төрөөбүт, ууга олорор.

Переведи и запиши.

Быраат, биригэдьиир, кинигэ, куурусса, ыстакаан, испиискэ, сибиинньэ, турба.

Переведи и запиши.

Кылаас сурунаала. Нуучча тыла. Үчүгэй кэпсээн. Мас дьиэ. Таас сибэкки. Уhун быа. Сааскы халлаан. Күhүӊӊү ойуур.

Переведи и запиши.

Күн тыгар. Үөрүүлээх күн. Сайыӊӊы бырааhынньык. Дьоллоох о5олор. Сүрэх үөрэр. Хойут бүппүтэ.

Переведи и запиши.

Мин сайын сынньаммытым. Мин куруук үчүгэйдик сынньанабын. Мин кэлин сынньаныа5ым..

Переведи и запиши.

Эн сааhын хаhый? А5аӊ ханна барбытай? Кини хаhан кэлэрий? Эhиги дьиэ5ит ханна турарый?

Расскажи о дружбе народов нашей страны.

Словарь: много разных народов, на разных языках, по-русски, дружат.

Расскажи о себе: как тебя зовут, где ты родился, где работают твои родители, где ты учишься, где живешь.
Расскажи, что где находится в твоей комнате или в вашем доме: в чём? (туох иhигэр?) и на чём? (туох үрдүгэр?) Расскажи о своей семье, кто с кем что делает.
Расскажи, где (по чему?) и на чём люди ездят, летают, плавают.

Словарь: земля, улица, вода, озеро, река, воздух.

Расскажи, чего (каких учебных принадлежностей, игрушек, какой одежды) у тебя нет.
Расскажи, кто в вашей семье ходит в магазин за продуктами, какие продукты он покупает. Расскажи о белке: белка какая, где она живёт, что умеет, что ест белка.
Расскажи об еже: ёж какой, где он живёт, как он проводит зиму.
Словарь: колючий, у него, медленно, днём, ночью, выходит на охоту, мышей, из сухих листьев, спит.
Составь текст на тему "На уроке физкультуры". Расскажи, когда у вас бывают уроки физкультуры, что вы там делаете, где занимаетесь осенью, зимой. Любите ли вы урок физкультуры?
Расскажи об орле: какая это птица, где он живёт, чем питается. Почему орла называют царём птиц. Расскажи о лосе: какое это животное, на кого он похож. Где живёт лось, чем питается?
Расскажи, как человек заботится о домашних животных. Каких домашних животных ты знаешь? Где они живут, что едят? Какую пользу приносят они? Расскажи об олене и о коне: какие они, где они живут, что едят, какую пользу приносят людям. Словарь: рога, хвост, тундра, тайга, мох, трава.
Расскажи о нашей зиме: назови зимние месяцы, как изменяется природа зимой, чем хороша и чем плоха якутская зима. Расскажи, когда у нас можно кататься на коньках и санках? Почему? Как играют у нас дети во время зимних каникул?
Расскажи, каким инструментом ты умеешь пользоваться? Словарь: пилой, топором, рубанком, молотком, иголкой, ножницами. Расскажи об огурцах. Словарь: зелёный, длинный, вкусный, много семечек, на грядке, в теплице, тепло, свет, много воды.
Расскажи, какую пользу приносит олень людям. Словарь: ездят, возят, едят, из молока делают, из шкуря шьют, из лапок делают. Расскажи о белке и о волке:  какие они, где живут, что едят, как они проводят зиму. Что они приносят (пользу или вред)?
Прочитай пословицу.

Сам погибай, а товарища выручай.

Как ты понимаешь эту пословицу. Напиши.

Прочитай пословицу.

Семеро одного не ждут.

Как ты понимаешь эту пословицу. Напиши.

Прочитай пословицу. Напиши.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Как ты понимаешь эту пословицу.

Прочитай пословицу.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Как ты понимаешь эту пословицу. Напиши.