Тема урока: "Решение задач с помощью пропорции"

Разделы: Математика


Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели урока:

Образовательные:

закрепление понятия пропорции и основного свойства пропорции; отработка умения решать задачи с помощью пропорции, решать уравнения , записанные в виде пропорции; продолжение формирования навыков самоконтроля.

Воспитательные:

содействие формированию интеллектуальных умений и мыслительных навыков учащихся: обдуманность действий, выбор рационального пути решения, умение работать в коллективе, самоконтроль;

Развивающие:

развитие умения выделять главное в изучаемом материале, обобщать и систематизировать изучаемые факты; развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности; развитие творческой деятельности и познавательного интереса школьников.

Оборудование: компьютер, мультимедиа,

ХОД УРОКА

Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели.

Сегодня у нас урок по теме “Решение задач с помощью пропорции”. Попробуйте сформулировать, каждый для себя цель урока.

Учащиеся формулируют цели. Далее обобщая всё ,что сказали учащиеся учитель делает вывод:

– Итак, на предыдущих уроках мы рассматривали прямую пропорциональную зависимость величин, обратную пропорциональную зависимость величин. Сегодня на уроке мы будем решать разные задачи, анализируя условия которых находить прямую или обратную пропорциональные зависимости величин, составлять пропорции. 
Перед вами стоит цель – показать свои знания и умения при решении задач с помощью пропорции. Эти знания вам пригодятся при решении задач по химии, физике, геометрии, географии, черчению и технологии. А умения могут пригодиться и водителю в дороге (чтобы рассчитать количество бензина) , и хозяйке на кухне (чтобы рассчитать необходимый расход продуктов). 

Графический диктант.

“Да” и “нет” не говорите,
А значком изобразите.
“Да” значком “+”, нет значком “-”.
Ученики работают самостоятельно.

Затем обмениваются тетрадями в парах для проверки.

  1. Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в 3 раза, другая уменьшается в 3 раза.
  2. Зависимость между временем и расстоянием при постоянной скорости является прямой пропорциональностью.
  3. Возраст человека и размер его обуви обратно пропорциональны.
  4. Скорость и расстояние при постоянном времени движения обратно пропорциональны.
  5. Число дней работы трактора и площадь, которую он вспашет, прямо пропорциональны.
  6. Покупают одинаковые тетради. Количество тетрадей и стоимость покупки прямо пропорциональны.

Карта ответов: -, +, -, -, +, +.

Ребята проверяют работу соседа и выставляют оценку по следующим критериям.

  • 5– 6 правильных ответов – “5”.
  • 4– правильных ответов – “4”.
  • 3– правильных ответов – “3”.
  • 2– это “2”.

Решение задач. На предыдущем уроке были введены понятия прямой и обратной пропорциональности, отработаны данные понятия на задачах. На данном уроке решаем задачи с помощью пропорций. Мы вывели алгоритм решения задач: слайд 6.

1. За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна.

Составим краткую запись условия задачи:



Краткая запись заранее оформляется на плакате. В процессе устного обсуждения выясняем, что время и путь уменьшились в одно и то же число раз, так как при постоянной скорости эти величины прямо пропорциональны.

Затем, составляем пропорцию и решаем её: ; Х= 160 (км)

2. Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние, со скоростью 40 км/ч? 

Решение.



В процессе устного обсуждения выясняем, что скорость уменьшилась, а время увеличилось в одно и то же число раз, следовательно, эти величины при одном и том же расстоянии являются обратно пропорциональными.

(ч)

3. За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймали за 3 ч?

Физкультминутка. Слайд 9.

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Самостоятельная работа. Цель: проверка сформированности умений и навыков, выявление недостатков и причин их появления, побуждение учащихся к самообразованию. Уч-ся получают листы с печатной основой.

Вариант №1

1) Из 5 кг свежих слив получается 1,5 кг чернослив. Сколько чернослива получится их 17,5 кг свежих слив?

Закончите решение задачи.

Свежие сливы Чернослив
5 кг - 1,5 кг
17,5 кг - х кг

Так как величины пропорциональны, то можно составить пропорцию:

Ответ:

2). На путь от одного поселка до другого со скоростью 12,5 км/ч велосипедист затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч?

Закончите решение задачи.

Ответ:

Вариант №2

1) 3а 4 ч поезд, не останавливаясь, прошел 280 км. Сколько километров он пройдет с той же скоростью за 6 ч?

Закончите решение задачи.

Так как величины пропорциональны, то можно составить пропорцию.

Ответ:

2) Чтобы вывезти товар, прибывший на железнодорожную станцию, потребуется 21 автомашина грузоподъемностью 2,5 т. Сколько потребовалось бы автомашин грузоподъемностью 3.5 т?

Закончите решение задачи.

Ответ:

Задание на дом №210, 212.

Цель: дать домашнее задание, которое дало бы возможность ребятам реализовать себя творчески, применить полученные знания в новой ситуации.
– Подобрать, а лучше придумать самим, задачи с использованием прямой и обратной пропорциональных зависимостей. Оформить красочно содержание и решение задач на альбомном листе.
– Спасибо за работу!

Итог урока. (Ставим оценки)

Цель: проанализировать степень успешности овладения знаниями, выявить недостатки и наметить пути их устранения.

– Итак, наш урок близится к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Удалось ли их достичь? Что запомнилось на уроке?

Рефлексия. Слайд 9.

Презентация