Урок-лекция с элементами заочного путешествия с ИКТ "Петербург Достоевского". 10-й класс

Разделы: Литература, Информатика, МХК и ИЗО

Класс: 10


Город, основанный Петром I в 1703 году, в 1712 году становится русской столицей и почти сразу же художественным образом. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные архитектурные памятники, царственные площади и набережные, его белые ночи и туманы навсегда заворожили русское искусство. Петербург, по мнению многих, явление мировой цивилизации и необычен на русской земле. Город рядится в античные одежды, что не соответствует ни его климату, ни его географии, ни его истории, ни его культуре. Да и само название города Санкт-Петербург означает на русском языке город Святого Петра, и лишь в 1914 году название зазвучало по-русски – Петроград. Сегодня, вновь став Петербургом, он по-прежнему влечет к себе поэтов, художников, фотографов, сюда прибывают толпы туристов со всех концов света, чтобы восхититься одним из красивейших городов мира. Необходимо помнить, что Петербург не просто город. Это особый мир, весьма значимый и в русской культуре, и в русской литературе.  Как художественный образ Петербург – город-призрак, город – фантасмагория, где соседствуют торжественное и повседневное, реальное и фантастическое.

Цели урока:

  • Показать учащимся своеобразие изображения Петербурга Достоевским;
  • Добиться понимания причин подобного изображения города.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер; проектор; экран; виды современного Петербурга; фрагменты художественного фильма режиссера Л. Кулиджанова “Преступление и наказание”; презентации учащихся, посвященные иллюстрациям к роману “Преступление и наказание”.

Слайд № 1. Тема урока и эпиграф

Великий и священный град,
Петром и Пушкиным созданный.

И. Бунин

Учитель: Город, основанный Петром I в 1703 году, в 1712 году становится русской столицей и почти сразу же художественным образом.

Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные архитектурные памятники, царственные площади и набережные, его белые ночи и туманы навсегда заворожили русское искусство.

Петербург, по мнению многих, явление мировой цивилизации и необычен на русской земле. Город рядится в античные одежды, что не соответствует ни его климату, ни его географии, ни его истории, ни его культуре.

Слайды № 2-6. Поочередный показ:

– Летний сад.
– Статуя Красоты.
– Статуя Милосердия.
– Статуя Правосудия.
– Бронзовая статуя Персея.

Да и само название города Санкт-Петербург означает на русском языке город Святого Петра, и лишь в 1914 году название зазвучало по-русски – Петроград.
Сегодня, вновь став Петербургом, он по-прежнему влечет к себе поэтов, художников, фотографов, сюда прибывают толпы туристов со всех концов света, чтобы восхититься одним из красивейших городов мира.
Его улицы, площади (Дворцовая площадь), набережная (Набережная Мойки) – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов, перевитых ажурными мостами (Дворцовый мост).
Как и Рим когда-то, Петербург начинался со строительства административного центра: Петропавловской крепости и Адмиралтейства, башня которого стала своеобразным символом города. XIX век по праву считается “золотым” не только для русской литературы, но и для всей русской культуры. Именно он подарил Петербургу Зимний дворец, Казанский собор, знаменитый Исаакиевский собор, массивное здание высотой 101 м, завершенное куполом.

(Показ слайдов № 8-15 во время рассказа учителя.)

Так выглядит город сегодня. (Естественно, речь не идет о новостройках.) И если с этих прекрасных улиц убрать современный транспорт, электричество, а людям надеть одежды в соответствие с модой XIX столетия, то, при известном воображении, легко себе представить, как выглядела когда-то эта Северная Пальмира.
Необходимо помнить, что Петербург не просто город. Это особый мир, весьма значимый и в русской культуре, и в русской литературе. Об этом хорошо сказал С. Маршак.

(Слайд № 15):

Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

Как художественный образ Петербург – город-призрак, город – фантасмагория, где соседствуют торжественное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.
Пушкинский Петербург – это и великолепный город вступления к поэме “Медный всадник”, и город, разоренный взбунтовавшейся Невой, это и жестокий город “Станционного смотрителя”, оскорбивший Самсона Вырина, лишивший его последней надежды, это и город пышных особняков и сумрачных белых ночей “Евгения Онегина”.
Именно А.С. Пушкин первым сказал о многоликости, о контрастности Петербурга (слайд № 16):

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид.
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…

Так возникло понятие антиномии города. Давайте запишем, что такое антиномия.

Слайд № 17

Антиномия – это противоречие между положениям, каждое из которых признается логически доказуемым.
Антиномия стала главной чертой поэтического образа Петербурга.

Учитель. Пушкин воздал “державному” городу положенные почести. Прочтите, пожалуйста, отрывок из вступления к поэме “Медный всадник” от слов “Прошло сто лет…”

(Чтение отрывка учеником)

Учитель. Пушкин открывает и другую эпоху петербургской темы: Петербург становится городом “маленького человека”. На первый план выступают “переулки”, “трущобы”, “углы”, “каморки” и “щели”. В.Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Петербург, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Н.В. Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой (“Ночь перед Рождеством”) скрыта бедная и убогая жизнь, показанная в “Шинели”: “Пустынные улицы даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже; пошли деревянные домы, заборы, нигде ни души; сверкал только один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки”. Перед читателем XIX века предстает город холодный и безжалостный для обездоленных, город иллюзий и обманов: “Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него…” (“Невский проспект”).

Учитель. Глубоко отрицательные впечатления и горестные размышления отразились в “Петербургских повестях” Гоголя.

Н.А. Некрасов, в свою очередь, внимательно всматривается в очертания города и передает пышность северной столицы в стихотворении “Кому холодно, кому жарко”:

Серебром отливают колонны,
Орнаменты ворот и мостов,
В серебре лошадиные гривы,
Шапки, бороды, брови людей,
И, как бабочек крылья, красивы
Ореолы вокруг фонарей.

Но постепенно со страниц произведений исчезает удивительная красота города. Так, в стихах поэта о Петербурге (цикл “О погоде”) традиционный компонент лирики, пейзаж, становится не только унылым, он провоцирует человека на безнравственные поступки.

Чтение учащимися отрывков их стихов Некрасова. Например:

Там высох человек, погрязнув в барыши,
Улыбка на устах, а на уме коварность:
Святого ничего – одна утилитарность!

“Дружеская переписка Москвы с Петербургом”.

Все больны, торжествует аптека
И варит свои зелья гуртом;
В целом городе нет человека,
В ком бы желчь не кипела ключом…

“До сумерек”

Учитель. Такой подход будет усвоен Достоевским. Более того, эпизод с лошадью, творчески переработанный, войдет в роман “Преступление и наказание”.

В создании художественного образа города Достоевский развивает традиции предшественников: Пушкина – город контрастов, Гоголя – город фантасмагория, Некрасова – очерковое бытописательство и внимание к деталям. Но при этом у Достоевского свой образ Петербурга.
В одном из писем Достоевский так писал о Петербурге: “Петербург, не знаю, почему, для меня всегда казался какой-то тайной. Еще с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то все боялся его…
“Люблю тебя, Петра творенье…” Нет, не люблю…”
Для Достоевского Петербург всегда “оставался самым угрюмым городом, который может быть на свете”. “Редко, где найдется столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге”, – говорил Свидригайлов, выражая тем самым мысли автора. Этому влиянию на душу способствует и желтый цвет, который как появился в Петербурге Достоевского, так и остался в нем. И этот цвет не случаен: именно он создает ощущение “неправильности” происходящего.
К тому же после строк “Медного всадника” о погоде в городе она испортилась навсегда. Напомню:

Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.

Приведите примеры описания погоды в Петербурге.

Учитель. Таким образом, климат Петербурга становится своеобразным символом душевного состояния жителей города, которому более всего подходят строки из романа “Подросток”:

Слайд 18 “А что как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет, как дым…”

Ф.М. Достоевский. “Подросток”

Итак, изображение Петербурга Достоевским, с одной стороны, тяготеет к очерковому бытописательству (детализация, внимание к мелочам), с другой – это некое заколдованное место. Если мы возьмем в руки роман Достоевского и пройдем с ним по современному Петербургу, то убедимся, прежде всего, в предельной конкретности и топографической достоверности изображения. Давайте совершим заочное путешествие по Петербургу, ставшему одним из основных художественных образов романа “Преступление и наказание”.
(Рассказ учителя сопровождается показом слайдов 19-29 с изображением всех называемых объектов.)
Крохотная клетушка Раскольникова находилась в доме на Столярном переулке. Переулок этот, состоявший из 16 домов, насчитывал 18 питейных заведений. Поэтому крики и брань постоянно сопровождали героя.
Через грязную Сенную площадь, где еще в XVIII веке был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса, лежал путь Родиона Романовича в город. Здесь же, на этой площади, Раскольников попытался испросить у мира прощения себе.
С площади путь лежал в улицу Садовую. “В последнее время его даже тянуло шляться по всем этим местам, когда тошно становилось, чтоб еще тошней было”. По Садовой и Гороховой шел Раскольников к старухе-процентщице (всего 730 шагов от его дома).
Столярный переулок находился на Екатерининском канале, поэтому основные маршруты героя пролегали либо вдоль этого канала, либо по его пересечению, то есть по мостам (например, по Кокушкину).
Здесь же, на канале, находилась квартира Сони Мармеладовой и здесь же, на набережной канала, погибает Катерина Ивановна.
Друг Раскольникова Разумихин жил на Васильевском острове, и Родион Романович добирался к нему по Вознесенскому проспекту. Именно на этом проспекте, в одном из дворов, находился камень, под которым Раскольников зарыл украденное. Проходя этим маршрутом, герой встретил пьяную девушку на Конногвардейском бульваре. Далее, идя по Вознесенскому проспекту, Раскольников выходил к Неве и по Николаевскому мосту попадал на Васильевский остров.
Тот, кто прочитал роман, никогда не сможет забыть сон Раскольникова о забитой клячонке. Произошло это на Петровском острове, куда герой попал, направляясь к Разумихину и не дойдя до цели, прошел весь Васильевский остров, вышел на Набережную Малой Невы, перешел Тучков мост и оказался на острове, где упал в траву и заснул.
В своих лихорадочных блужданиях по городу герой любил останавливаться на мостах и глядеть на воду. Однажды на Вознесенском мосту (на том же Екатерининском канале) Раскольников стал свидетелем попытки самоубийства. Среди мостов у героя были свои излюбленные места. Помните панораму на Зимний дворец и Исаакиевский собор, великолепную картину, от которой “веяло необъяснимым холодом”. Вот этот вид открывается с Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта).

Вопрос: Похоже то, что мы видели, на описание в книге? (Ответ – нет).

Учитель. Этому есть объяснение. Ведь мы идем по городу вместе с героем и видим все его глазами. Вы не задумывались, каким маленьким и тесным предстает в изображении Ф.М. Достоевского столичный город Санкт-Петербург?

Задание: Докажите, что герои встречаются в нем так часто, как будто дело происходит в деревеньке.

Вопрос: Что исчезло из художественного образа Петербурга Достоевского?

Учитель. В XIX веке строили много и не только шедевры архитектуры, часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов и фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами, с мрачными черными лестницами. В таких домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, и поселил своих героев Ф.М. Достоевский.
И сейчас мы вместе с Раскольниковым войдем в его “каморку”. Мы совместим чтение текста книги с просмотром фрагментов из фильма 1969 года, режиссера Льва Кулиджанова, и решим затем, насколько текст романа отличается от кадров фильма.

В ролях: Георгий Тараторкин, Ефим Копелян, Валерий Носик, Иннокентий Смоктуновский.

  1. Чтение описания каморки.
  2. Видеофрагмент (комната Раскольникова).

Вот в таком проходном углу жил бывший чиновник Мармеладов.

  1. Чтение описания жилища Мармеладовых.
  2. Видеофрагмент (жилище Мармеладовых).

Подобные лестницы вели ко всем чердакам и бедным жилищам. Видеофрагмент (лестница в комнату Сони).

Безобразнее всех остальных была, наверное, комната Сони.

Чтение описания комнаты Сони. Видеофрагмент (комната Сони).

Вопрос: Может быть, это мы с вами и режиссер фильма так восприняли страницы романа? А другие талантливые люди, известные художники, например, представляют себе все иначе?

Ученик. Презентация “Иллюстрации к роману художника И.С. Глазунова”.

Ученик. Презентация “Иллюстрации к роману художника Д.А. Шмаринова”.

Учитель. Как видите, перед нами те же мрачные краски, угрюмые здания и улицы, страшные дворы, стены… Мы уже видели это во фрагментах фильма режиссера Л. Кулиджанова, который тоже именно так прочел роман.

Почему же такая разница между реальным городом и Петербургом Достоевского? Видите ли, роман Достоевского по большей части представляет собой своеобразный внутренний монолог Раскольникова, рассказанный от лица “невидимого, но всеведущего” автора. И пейзаж, окружающая обстановка прочно связаны с образом Раскольникова, пропущены сквозь призму его восприятия, сквозь его несогласие с унизительной безысходностью:

В дымном городе душно,
Тесно слуху и взору.
В нем убили мы скучно
Жизни лучшую пору.
В небе – пыль, либо тучи,
Либо жар, либо громы;
Тесно сжатые в кучи,
Кверху кинулись домы…

Н.М. Коншин. “Жалобы на Петербург”

Кажется, именно так мог бы сказать главный герой романа. Все вместе: пейзажные картины, сцены уличной жизни, интерьеры “углов” – создает общее впечатление города, который враждебен человеку. В нем все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Эта страшная жизнь пробуждает возмущение, уверенность в том, что так жить человек не должен. Страницы романа проникнуты болью о человеке, вынужденном страдать. Образ Петербурга помогает понять главную мысль романа: оправдание униженных и всеми отринутых парий общества, осуждение общественного строя, обрекающего людей на подобную жизнь.

Домашнее задание.

  1. Материал урока.
  2. Повторить: тема “маленького человека” в русской литературе.

Литература:

  1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. – М., 1988.
  2. Петербург в русской поэзии XVIII – начала XX века. Поэтическая антология. – Л., 1988.

Презентация