Урок географии по теме "Ледники". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель: Организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителями при изучении темы “Ледники”.

Задачи:

  • Образовательные: Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движении, роли в природе Земли.
  • Развивающие: развитие навыков работы с учебником, картой, формирование географического мышления. Способствовать развитию умений анализировать информацию, делать выводы, обобщения.
  • Воспитательные: раскрытие причин в необходимости экономного расходования воды, формирование эстетического отношения к компонентам неживой природы как к источнику жизни и красоты. Способствовать развитию интереса к географии, любви к природе, стремления расширять кругозор.

Тип урока: Урок - сообщение новых знаний.

Используемые технологии: проблемно-диалогические (при  объяснении   нового  материала)  ИКТ  при   объяснении  и  закрепление  нового   материала,  элементы  критического   мышления,  технология  оценивания,   здоровье  сберегающего.

Методы:

  • частично-поисковый;
  • наглядно-иллюстративный;
  • словесный;
  • практический.

Формы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная.

Компетентности:

  • познавательная;
  • коммуникативная.
  • общеучебные

Оборудование: Компьтерное оборудование, презентация (Приложение 1, Приложение 2), видеофрагмент (Приложение 3), учебники, атласы, раздаточные технологические карты для учащихся (Приложение 4), тест (Приложение 5), дополнительный материал (Приложение 6).

Ход урока

1. Организационный момент: Успокоить, настроить на плодотворную работу.

- Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки.

Работаем по обычному плану.

Новая тема:

Вспомните какие виды вод суши мы уже изучили. Что осталось?

Приложение 1. Слайд 1

Отгадаем загадку

Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его... (ледник)

- “Ледники”

Слайд 2

- Запись в тетради числа и темы урока.

На доске “Мешок знаний”

Слайд 3

Оцените свой мешок знаний по данной теме

  1. Какой мешок знаний по этой теме у вас есть?
  2. Какие знания о ледниках уже лежат в ваших мешках?
  3. Что вы хотите узнать по этой теме?

А я хочу помочь вам ответить на интересующие вас вопросы.

Эти вопросы и есть задачи нашего урока.

Слайд 4

1. Что такое ледник?

Работа с картой

  • Как воды суши показаны на карте?
  • Посмотрите в легенду карты.
  • Показаны ли на карте ледники?
  • Каким условным знаком они показаны?
  • Найдите на карте ледники.
  • Где они находятся? Где их больше всего?
  • Почему на карте не показаны льды на реках и озёрах?

После получения ответов я прошу записать определение ледника в тетрадь.

Ледник — это многолетнее скопление льда на суше.

Слайд 5, 6

  • В каком агрегатном состоянии находится вода в изученных видах вод суши?
  • А что такое лед? Примером какого агрегатного состояния воды является лед?
  • При какой температуре образуется лёд?
  • Как вы думаете, чем лед в реке отличается ото льда в леднике? (Лед рек и озер образуется из воды при ее замерзании, а лед ледника образуется из снега).

Лед, из которого состоит ледник, совершенно не похож на лед, который вы видели на реках, озерах зимой. Он образуется из снега при его накоплении и постепенном уплотнении.

Условия образования ледника

- А что такое лед? Примером какого агрегатного состояния воды является лед?

- При какой температуре образуется лёд?

- Какие же условия необходимы, чтобы из снега образовался лед, ледник? Ведь снег выпадает на большей части территории нашей страны, за зиму образуются большие сугробы. Почему из них не образуется ледник? (заслушивание ответов)

- Вот мы и установили одно из основных условий образования ледника - это температура.

- Какой она должна быть? (Заслушивание ответа.)

- Сколько должно выпадать снега? (Снега должно выпадать больше, чем может растаять).

- Чтобы снег накопился и превратился в фирновый лед – что еще необходимо?

- Для накопления и уплотнения снега необходимо значительный период времени. Запишите условия образования ледника.

Итак. Какие условия нужны для образования ледника?

  1. Температура воздуха должна быть ниже 0°С в течение всего года.
  2. Осадки в виде снега.
  3. Снега должно выпадать больше, чем может растаять.

Слайд 7

Вывод:

- Значит, где можно встретить ледник? (там, где постоянно низкая температура)

- Посмотрим в окно: температура низкая, осадки в виде снега, к весне лед утрамбовался, можно ли сказать, что у нас в Хабаровском крае – ЛЕДНИК? (нет) Почему?

Образование ледника

- Как образуется ледник?

Если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, пронизанным порами, т. е. превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который в дальнейшем под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед.

Слайд 8, 9

Это можно представить в виде схемы:

СНЕГ>ФИРН>ЛЕДНИК (фирн - утрамбованный снег)

Слайд 10, 11

Физкультминутка Представим, что вы капля воды в озере. Пригрело солнышко и вы становитесь лёгкими, испаряетесь, летите ввысь. Вам становиться холодно, вы сжимаетесь и превращаетесь в снежинку, которая плавно опускается на землю. (повтор) Теперь сели за парты. Что мы представили в физминутке? (круговорот воды)

Снеговая линия

Задание: на физической карте полушарий найдите территории с такими условиями где может образоваться ледник, назовите их. (Заслушивание ответов).

- А как вы думаете, есть ли ледники у экватора?

Однако ледники есть и в Африке.

Слайд 12 “г. Килиманджаро”.

- Это одна из высоких гор Африки. Как она называется? Гора расположена близко к экватору, в жарком тепловом поясе. Значит, ледники могут образовываться не только в областях с холодным климатом, но и с жарким, в горах. Почему? (Заслушивание ответов.)

Слайд 13

1. Абсолютная высота горы — 5895 м.

2. На каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С. Сколько раз произойдет понижение температуры воздуха?

5895 : 1000 = 5,9 раз.

3. На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой?

6° х 5,9 = 35,4°С.

4. Какой будет температура воздуха на вершине?

t = (+25°С) - 35,4°С = -10,4°С.

Есть ледники в горах, которые имеют меньшую высоту, чем г. Килиманджаро.

- От чего же зависит высота образования ледников в горах? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование.

Слайд 14

Рассмотрите рисунок на вашем информационном листе (такой же рисунок на слайде). По вертикали указана высота в м. над уровнем моря, параллельно ей линии, на которых вы укажете изменение температуры с подъемом на каждые 1000м. По горизонтали Г.Ш. и условное расстояние от экватора к северному полюсу. На (рис.) нанесены горы Килиманджаро, Джомолунгма, Монблан, Мак-Кинли, о.Гренландия, Антарктида, их абсолютные высоты.

Задание: определите высоту образования ледника (отметку с температурой 0°)

  • 1 пара на г. Килиманджаро,
  • 2 пара – г. Монблан,
  • 3 пара – Мак–Кинли.
  • 4 пара – о.Гренландия, Антарктида
  • 5 пара - г.Джомолунгма

Зная, что температура воздуха у подножия Джомолунгма - +250С, Килиманджаро - +25°С, Монблан - +20°С, Мак-Кинли - +100С , о.Гренландия - 00С, Антарктида - 00С.

На каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С.

Слайд 15

Учащиеся высчитывают высоту нулевой температуры для указанных гор, наносят ее точкой на склоне гор. Затем учащиеся подходят друг к другу и обмениваются своими результатами. Сверяют с рисунком на доске, который выполнен учеником под руководством учителя. Полученные точки соединяют.

Учащиеся находят Килиманджаро на карте и определяют его абсолютную высоту.

На доске запись:

(там, где температура воздуха будет около 0°С

  • Килиманджаро - +25°С, высота 25/6*100=4166м.
  • Джомолунгма - +25°С, высота 25/6*100=4166м.
  • Монблан - +20°С, высота 3333м.
  • Мак-Кинли - +100С, высота 1666м.
  • о.Гренладндия - +00С, высота 0м.
  • Антарктида - +00С, высота 0м.
  • Мак-Кинли - +100С, 630с.ш., 1510з.д. (6138)
  • Монблан - +20°С, 450с.ш., 60в.д. (4810м)
  • Джомолунгма - +25°С, 280 с.ш., 870в.д. (8848)
  • Килиманджаро - +25°С, 30ю.ш., 370в.д. (5895)

Вы получили линию. Где, относительно этой линии, образуется ледник? Закрасьте эту часть гор. В тексте учебника на стр. 98 найдите как называется эта линия. Слайд 16,17

Снеговая линия — это граница, выше которой снег не тает, а накапливается, образуя ледник. Слайд 18

Подпишите ее на рисунке. Изучите ход снеговой линии от экватора к полюсам, сделайте вывод и запишите его под рисунком. Сверьте свой вывод с выводом соседа по парте. В случае затруднения или разногласия обращаются к учителю.

Выводы: уровень снеговой линии изменяется от экватора к полюсам. На островах С.Л.О. снеговая линия находится на уровне моря, а на экваторе в горах на высоте около 5000м

Слайд 19, 20, 21

Виды ледников

Среди ледников выделяют два вида. Как вы назовете их, глядя на рисунок?

Рассмотрим виды ледников:

  • горные
  • покровные.

Слайд 22

- Почему такое название? В какой части горы они образуются?

- Почему горные ледники расположены именно на вершине гор? (низкая температура)

- На всех ли горах можно обнаружить ледник? (их нет на низких горах, расположенных в теплых широтах)

- Правильно. Наибольшая вероятность обнаружения ледника - на вершинах высоких гор.

Горные ледники разнообразны по форме и размерам. Одни из них покрывают горные вершины как шапки, другие лежат в чашеобразных углублениях на склонах или заполняют горные долины.

Слайд 23, 24

Дополнительный материал“Ледник Федченко” Приложение 6.

Сделаем вывод:

  • Горные ледники образуются в горах, где температура ниже 00С.
  • Покровные ледники образуются в полярных широтах, на островах там, где земная поверхность находится выше снеговой линии

Строение горного ледника

У горных ледников можно выделить части. Слайд 25

Задание: Постарайтесь дать определение частям ледника

(область питания, область таяния, снеговая линия, язык.)

Слайд 26

Проверка:

  • область питания - место накопления снега.
  • область таяния - часть ледника, где происходит таяние;
  • язык ледника - перемещающаяся вниз часть ледника.

Слайд 27-31

Ледники обладают пластичностью и под действием собственной силы тяжести могут течь (скорость до 80 м/сутки). Их языки спускаются из области питания иногда значительно ниже снеговой линии. При этом они тают, образуя ручьи и реки. На поверхности остаются обломки горных пород, принесенных ледником (размеры от песчинки до крупных валунов), которые называют мореной).

Слайд 32, 33

МОРЕНЫ - это скопление обломков горных пород при таянии ледника.

Стр.99 учебника

Итак, вы узнали, что такое ледник и условия его образования. При исключении любого из этих факторов образование ледника невозможно.

Значение горных ледников: снабжение водой многих рек (р.Амударья, р.Сырдарья). Назовите и покажите реки, которые берут начало в горах. Найдите на карте.

Покровные ледники

Слайд 34

Покровные ледники занимают 98,5% всей площади ледников Земли.

Слайд 35, 36

Ученики находят условные знаки обозначения ледников и определяют их на карте.

Такие ледники покрывают Антарктиду, о. Гренландия и другие арктические острова. Они имеют форму щитов и куполов.

Рельеф поверхности на форму ледника не влияет, он скрыт под толщей льда, Так, толщина льда Антарктиды достигает 4 км. Лед скапливается в средней части щита и медленно растекается в стороны. Доказательством движения ледника служит такой факт: “В Антарктиде в 1957 г. на американской научной станции Амудсен-Скотт точно в точке Южного полюса полярники установили памятный обелиск. Через некоторое время обнаружили, что обелиск переместился. Его вернули на место точно в точку полюса, он “отъехал” опять. Так как ежегодно перетаскивать тяжелый монумент дело хлопотное, то решили, как и раньше, обозначать это место шестом с флагом, который из-за непрерывного движения льда постоянно “возвращают на место”.

Слайд 37

Непрерывное движение льда приводит к образованию айсбергов. (Демонстрация слайда, картин и рисунка учебника) Я предлагаю записать определение в тетрадь:

Слайд 38

Айсберг (айс — лед, берг — гора) — плавучая ледяная гора.

Как образуются айсберги? Ледниковый щит, сползая с материка, под собственной силой тяжести может обламываться. (Демонстрация схемы образования айсбергов)

Слайд 39-42

Айсберги у берегов Антарктиды достигают гигантских размеров: 45 км в ширину, 170 км в длину при толщине более 200 м). Большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой. Больше всего льда в Антарктиде. Ученые многих стран, в том числе и России, изучают этот материк, т.к. он таит еще много загадок. Вот как описывает очевидец это явление:

“Вдруг все сотрясает глухой гул. Прямо из-под самых моих ног рушится край айсберга. Мгновенно уходит вниз огромная глыба льда. Обвалившаяся масса тяжело ухает, вверх поднимаются брызги, смешанные со снежной пылью. Корабль отбрасывает в сторону. Расходятся крупные волны с крошевом снега и льда”.

Столкновение судна с айсбергом опасно. Всем известна трагическая история “Титаника”. (Приложение 3)

Слайд 43

Можно ли использовать айсберги? Оказывается, что айсберги — не только угроза безопасности судоходства, не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, нехватка которой все более ощутима. Уже разрабатываются проекты “отлова” и буксировки айсбергов в безводные районы, подобные Саудовской Аравии и Юго-Восточной Африки. Не случайно инициатором первой конференции, обсуждавшей проблему использования айсбергов, был король Саудовской Аравии — страны, расположенной в пустыне.

Слайд 44-49

- А разве айсберги могут быть цветными?

- В океане можно встретить айсберги необычных цветов:

Коричневые полосы на айсберге образованы пылью и вулканическим пеплом. Такие айсберги получаются при таянии ледниковых шапок, покрывающие вулканы. Во время спуска с горячей вершины ледник тает и вращается, что придает узорам неповторимый вид.

Голубые полосы определяются из-за замершей пресной воды, заполняющих трещины в айсбергах.

Зеленые образуются из-за морской воды, которая скапливается в ледяных расщелинах. И когда по той или иной причине, лед раскалывается выходят наружу эти необычные айсберги, похожие на мятные леденцы.

- Правда, очень необычно?

Слайд 50-52

- Оказывается, есть ПОЮЩИЕ АЙСБЕРГИ. (слайд 18)

- Ученые сейсмологи, наблюдавшие за поведением земной коры в Антарктике наткнулись на айсберг, который поет.

Немецкие ученые выяснили, что частота, на которой поет свои песни айсберг недостаточна, чтобы человек мог ее услышать.

Но если эти звуки воспроизвести с определенным ускорением, то можно услышать, что песня айсберга напоминает гудение пчелиного роя.

Выяснилось, что звуки исходили от айсберга, который налетел на выступ земной коры. А вода под высоким давлением проносится по его расщелинам и тоннелям и айсберг поет.

- Представьте о чем может петь айсберг?

Закрепление.

Тест Слайд 53-55 и Приложение 5

Итог: Итак, мы узнали на уроке - вернутся к “Мешок знаний”.

Слайд 56 Оцените свой мешок знаний по данной теме

  • Какой мешок знаний по этой теме у вас есть?
  • Какие знания о ледниках уже лежат в ваших мешках?

- Всё ли, что запланировали мы выполнили?

- Где вы сможете применить знания полученные на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

Слайд 57

Домашнее задание:

  • Составить кроссворд по теме.
  • Параграф 32.

Источники.

1. http://pedsovet.su/

2. Яндекс картинки “Ледники”

3. http://www.slovopedia.com/14/203/1015654.html

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%E4%ED%E8%EA

5. Урок географии по теме "Ледники". 6-й класс. Рочев Сергей Алексеевич. https://urok.1sept.ru/articles/617220/

6. http://122.72.0.6www.openclass.ru/