Урок географии по теме "Волны в океане". 6-й класс

Разделы: География


Цель урока: ознакомление с основными видами волн, причинами их образования.

Задачи:

  • сформировать понятия: “волна”, “прилив”, “отлив”, “цунами”;
  • сформировать знания о причинах возникновения разных видов волн;
  • развивать память, логическое, критическое мышление, творческие способности, самостоятельность учащихся;
  • развивать умение самостоятельно работать с источниками географической информации;
  • развивать умение работать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы урока: фронтальная беседа, работа в группах.

Оборудование: карта, раздаточный материал (тексты), компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Стадия вызова. Не объявляя темы урока предлагаю учащимся определить, что объединяет данные слова: зыбь, рябь, прибой, цунами, приливы, отливы.

Таким образом, учащиеся подводятся к изучаемой теме “Волны в океане”.

Используя прием “кластеры” систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде заголовков смысловых блоков. Прошу учащихся предположить, по каким смысловым блокам будем изучать волны в океане. Учащиеся предполагают, что главными блоками изучаемой темы станут ветровые волны, цунами, приливы и отливы.

– Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о волнах?

Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме.

На доске вырисовывается кластер “предположений”.

– Ребята, вы считаете это исчерпывающая информация о волнах в океане? (Нет)

– Что бы вы еще хотели узнать?

Сейчас мы с вами обратимся к тексту, проверим свои предположения и дополним наш кластер новой информацией. Приложение 1.

Стадия осмысления содержания. Для того, чтобы расширить знания по изучаемому вопросу учащиеся в группах работают с текстовыми фрагментами. У каждого участника свой фрагмент текста.

1 группа – тексты про ветровые волны;
2 группа – тексты про цунами;
3 группа – тексты про приливы и отливы. Результаты работы участники группы обсуждают и оформляют в кластерах (вырисовывая их в тетради можно на ватмане), ту часть, которая относится к прочитанному.

Стадия рефлексии. Возвращаемся к первоначальным записям на доске (кластерам).

Каждая группа проводит презентацию своей работы, используя демонстрационный материал. В процессе отчета группы остальные ученики дополняют ранее составленные кластеры в тетради, задают вопросы.

На втором этапе рефлексии учащиеся делятся впечатлениями об уроке:

  • насколько проделанная работа была интересной и эффективной;
  • помогала ли лучшему пониманию материала работа в группе;
  • каким образом участники группы договаривались о порядке работы.

III. Домашнее задание.

§ 26, вопрос № 4. Отметить на контурной карте полушарий штриховкой районы, где часто случаются цунами.

По желанию: подобрать загадки, стихи про волны.

Литература:

  1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 2011
  2. http://www.oceanology.ru/how-wind-waves-form
  3. http://www.stepandstep.ru/catalog/know/129529/interesnye-fakty-pro-cunami.html
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki

7.04.2014