Подготовка к сочинению по картине Александра Дейнеки "Девочка у окна". 6-й класс

Разделы: Русский язык


Цель урока: формирование культуры устной и письменной речи при работе над произведением живописи.

Задачи урока:

  • совершенствовать умения строить текст-описание;
  • активизировать мышление и речь путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей;
  • формировать у учащихся умения употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка;
  • расширить лексический запас;
  • воспитывать бережное отношение к национальному культурному наследию.

Оборудование: мультимедийная презентация для доски Smart; презентация с видеорядом картин А. Дейнеки; рисунки учащихся на тему “Зима” (цветовые ассоциации).

Ход урока

– Школьный этимологический словарь, устанавливающий историю происхождения слов в языке, содержит следующую запись об одном из них: “тот, кто с умелыми руками”. Именно таким было первоначальное значение этого хорошо знакомого нам имени существительного. Попробуйте определить, о каком слове идет речь.

(мастер, умелец, художник)

– Каково современное значение этого слова?

(Ответы учащихся + работа с толковым словарем: “тот, кто создает произведения искусства; тот, кто работает в области изобразительного искусства; тот, кто достиг высшего мастерства в какой-либо сфере деятельности”)

– В чем различие между первоначальным значением слова и его современным значением?

(Современное значение связывает деятельность художника с творчеством)

– Сегодня мы будем говорить об уникальной личности, о человеке, который, работая в области изобразительного искусства, достиг высшего мастерства в этой сфере человеческой деятельности, став создателем многочисленных произведений искусства. Как, я думаю, вы уже догадались, мы будем говорить о личности конкретного художника и его картине. Итогом этого разговора должно стать сочинение-описание картины.

– Какой важной информацией о работе над сочинением-описанием картины вы уж владеете?

– Что вы ждете от этого урока?

– Сформулируйте цель занятия?

(Ответы учащихся + дополнение ответов: собрать необходимый языковой материал для написания сочинения; определить замысел художника; учиться слушать и слышать своего одноклассника и т.д.)

– Картина, как и художественный текст, – это произведение искусства. Но если текст – это произведение словесного искусства, то картина – произведение живописного искусства. При знакомстве с неизвестным нам литературным текстом или художественным полотном мы хотим одного – понять. Понять – значит постичь замысел автора.

– Личность художника, безусловно, ассоциируется с написанными им картинами. Предлагаю вам познакомиться с художником, имя которого пока для вас загадка, по созданным им картинам. Вашему вниманию сейчас будет представлена подборка полотен живописца. Постарайтесь определить круг интересов художника. Кто и что интересует его в окружающем мире?

(Демонстрация видеоряда картин А. Дейнеки)

Приложение 1

– Каков круг интересов художника. Какова тематика его произведений?

(Спорт, город, труд)

– Кто для художника стал главным предметом изображения? (человек)

– Имя художника, чьи работы вы только что видели, Александр Александрович Дейнека. Перед вами его фотография.

<Рисунок 1>

Но гораздо больше для понимания личности живописца имеет автопортрет. Что такое автопортрет? (автопортрет – это портрет художника, написанный им самим)

(Знакомство с автопортретом)

img2.jpg (86793 bytes)

<Рисунок 2>

На нас смотрит человек чувствующий, пристально всматривающийся в окружающее; он слово смотрит нам глаза в глаза и хочет о чем-то спросить, а может быть, и сказать. Но за художника говорят его картины.

– В 1930 году близкий друг Александра Дейнеки поэт Николай Асеев создает цикл стихотворений для сборника под названием “Кутерьма”. У этого сборника есть и подзаголовок – “Зимняя сказка”. Поэт предложил А. Дейнеке создать иллюстрации к сборнику. Определите лексическое значение слова кутерьма? (“суета, беспорядок”).

– Предположите, зная название и подзаголовок книги стихов, какие иллюстрации создал для нее А. Дейнека.

(Ответы учащихся)

– Вы тоже поработали дома художниками и передали с помощью цвета свое видение зимы. Прокомментируйте выбор цвета.

(Ответы учащихся)

В созданных вами рисунках преобладают белый, голубой, синий цвета.

– Обратимся к рисункам А. Дейнеки.

<Рисунок 3>

Удивил ли вас этот рисунок? Чем? (выбором цветовой гаммы и предметов изображения)

<Рисунок 4>

– Где происходит действие? Что хотел передать своим рисунком художник? Какое ощущение зимы донести до нас – зрителей и возможных читателей книги стихов?

(Ощущение холода, разобщенности людей, застигнутых морозом; каждый спешит по своим делам, не обращая внимания на других)

<Рисунок 5>

– Что общего между рисунками? В чем вы видите различие? (события снова происходят на улице; большая схематизация изображаемого, художник прорисовывает только контуры предметов)

Вывод: художник, создавая иллюстрации, следовал главному принципу своего творчества: писать для человека о человеке.

<Рисунок 6>

– Контурность характерна и для четвертого рисунка. Определите, сравнив с изображенным на предыдущих рисунках, позицию, которую занимает человек по отношению к видам зимнего города?

(Ответы учащихся)

– Человек, а это девочка, находится в комнате и смотрит через окно на улицу.

– Понимаем ли вы, что чувствует девочка? По каким деталям мы об этом догадываемся?

(Ответы учащихся)

А ребята сидят по домам,
За окошком – холодный туман.
На окошке – в два пальца лед
Даже в щелку взглянуть не дает…
Если лампочка не зажжена,
В темной комнате тишина:
Ни звонкого смеха, ни бодрого крика…
Скучно… Печально… Темно и тихо.

– Именно к этим строчкам создавался представленный рисунок. В чем совпадают текст и рисунок? (совпадение в настроении)

– 1930 год – время создания иллюстрации для сборника стихов. Через год в 1931 году Дейнека пишет картину, которую называет “Девочка у окна”.

<Рисунок 7>

Крайне редко художники превращают рисунок-иллюстрацию в целостное живописное полотно. А. Дейнека это сделал. Значит, ему интересна эта тема.

– Какая тема? Почему автор дает картине название “Девочка у окна”? Можете ли вы предложить другое название?

(Ответы учащихся)

– А у картины оно есть – “Зима”. Меняется ли наше понимание картины в зависимости от ее названия?

– Остановимся на названии “Девочка у окна”. Что первым обращает на себя ваше внимание на этой картине?

(Контрастная цветовая гамма; небольшое число деталей и т.д.)

– Запишем важные для понимания картины понятия (запись на доске): полярность (= контрастность) светлых и темных тонов, почти монохромное (=одноцветное) цветовое решение.

– Определите значение слова “монохромный” (одноцветный).

– Часто, описывая картину, мы обращаем внимание на ее композицию: рассматриваем задний и передний план, центральную часть. Подходит ли к этой картине традиционное трехчастное деление?

(Ответы учащихся)

– Перед нами полотно, где только два плана: передний и задний. А между ними окно. Но удивительно не только расположение этих двух планов относительно друг друга, но и то, какое место отводится каждому из них на картине.

Проведем небольшой эксперимент: листом бумаги закройте задний фон…, а теперь передний… Что вы увидели?

И изображенное за окном, и изображенное в комнате значимо для художника, занимая равное место на картине. Своеобразной связующей нитью, объединяющей мир за окном и мир в комнате, является девочка, которая, находясь в комнате, смотрит на улицу.

– Можем ли мы назвать данную картину сюжетной?

(Ответ учащихся)

– Опишем то, что находится по ту сторону окна. Перед вами таблица, которую необходимо заполнить, работая в парах. Это своеобразный план описания: что изображено? каким изображено по цвету и по настроению? Используем при заполнении таблицы словарик эпитетов в вашем учебнике (словарные статьи: “день”, “снег”).

(Вариант ответа)

Что изображено?

Каким изображено (цвет, настроение)?

С чем (кем) можно сравнить?

Зимний день Недолгий, томительный, серый, сумрачный, безотрадный, грустный, скучный, унылый  
Снег Белый-белый, кипенно-белый (цвет белой пены, появляющейся при кипении), чистый, падающий, печальный, обильный.  
Деревья и скамья Запорошенные, задумавшиеся, мохнатые, окутанные свежевыпавшим снегом.  

(Чтение материалов таблицы)

– О чем говорят блики на оконном стекле?

– Комната. По сравнению с улицей она окрашена в темные тона. Замечательно небольшое стихотворение нашего современника Валентина Берестова:

День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?

– Опишем мир комнаты (заполнение таблицы)

Что (кто) изображено (изображен)? Каким изображено/ изображен?

С чем (кем) можно сравнить?

Комната Тихая, теплая, уютная,  
Девочка Вполоборота стоящая к зрителю и смотрящая в окно;  

– В комнате тепло? (кошка свернулась клубочком на коврике у батареи, героиня в платье с коротким рукавом)

– К этим двум строчкам я добавлю третью: “Тишина”. Если бы мы волей какого-то волшебства перенеслись в эту комнату, какие бы звуки мы услышали в тишине?

(Ответы учащихся: тихое постукивание часов, сопенье спящего кота, одинокий гул проехавшей мимо дома машины).

– Но ведь мы не можем слышать звуки. Мы только предполагаем, что они есть. Как тогда правильно оформить запись? (использовать конструкции:

(я словно слышу…, мне слышится…; и т.д.)

(Запись фраз на доске)

(Устное проговаривание)

– Не забудем название картины. Главной для художника стала девочка? Что необычного в ее изображении? (не видим лица).

– Мы точно не знаем, мы только догадываемся о том, что она переживает в душе. Как же тогда нам писать о чувствах героини картины? (использовать вводные слова: наверное, возможно, вероятно, может быть, быть может)

– Нам остается составить план будущего сочинения. Перед вами возможные названия пунктов. Как бы вы их расположили. От чего бы отказались?

Главная тема в творчестве А.А. Дейнеки.

Тема картины А.А. Дейнеки “Девочка у окна”.

История создания иллюстраций для сборника “Кутерьма”.
Композиция картины, ее значение.
Описание заднего плана.
Описание переднего плана.
Цветовая гамма картины, ее значение.
Собственное отношение к картине.

(Ответы учащихся)

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине, используя материалы, собранные на уроке.

При подготовке видеоряда картин А.А. Дейнеки были использованы материалы сайта http://www.youtube.com/watch?v=ovvknAXU_Fs

12.04.2014