Урок русского языка по теме "Написание букв И-Ы после Ц". 5-й класс

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Деятельностная цель: организация работы для открытия и закрепления нового материала.

Задачи урока: Обеспечение формирования у школьников культуроведческой компетентности и целостной системы ведущих знаний по теме “Буквы И–Ы после Ц”.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания: грамотно писать слова с данной орфограммой, видеть её в тексте и слышать.

Личностные УУД:

  • Развитие творческих способностей и интереса к словарному богатству русского языка;
  • Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Регулятивные УУД:

  • Умение сопоставлять смешиваемые орфографические явления
  • Проговаривание вслух последовательности производимых действий.

– Коммуникативные УУД:

  • Развитие умения связно излагать мысли;
  • Сохранение и развитие умения слушать и слышать;

– Познавательные УУД:

  • Извлечение новой информации, преобразование и применение её.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации, слова-исключения /слайд №2/

Ход урока: /Слайд №3/

I. Вступление учителя:

  • Мы сегодня, ребята, заканчиваем своё путешествие по какому княжеству?/Словообразование/.
  • Теперь вы мне можете сказать с уверенностью, чем же занимается мастер Словообразования? – /образованием новых слов/.
  • При помощи чего?
  • Завтра мы подведём итог нашему путешествию, ну а сегодня на уроке мы ещё познакомимся с одним интересным орфографическим правилом.

II. Орфографическая разминка: /Слайд №4-7/

Работа с перфокартами на компьютере. Ученики вставляют –З- или –С- в приставки, -о- или –а- в корни –раст- -рос- и –лаг- -лож-! /взаимопроверка – в парах, ключ к проверке на компьютере/

  1. Бе..шумный, бе..численный, ..давать.
  2. Ра..бег, ..бегать, бе..брежный.
  3. Ра..мотреть, ра..писание, ..делать.
  4. Ра..дать, и..пугаться, ра..читать.
  5. Ра..жать, ра..шевелить, ра..резать.

 

  1. Зар..сли, пор..сль, подр..стёт.
  2. Отр..сль, водор..сли, прор..сли.
  3. Выр..сти, р..стение, р..сток.
  4. Изл..жение, предпол..гать, сл..жение.
  5. Р..сток, выр..с, выр..щенный.

III. Объяснение нового материала. Лингвистическая сказка. /Слайд №8/

Ну а сейчас наше новое орфографическое правило. Отгадайте, кто спешит к нам на урок? Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля Кто же это? Цапля. /Слайд № 9 /

  • Какая же буква стоит в начале слова? – Ц.

Вот с этой буквой -Ц- связана удивительная история. Послушайте. Когда-то она была очень красивой царевной -Ц-, мягкой и доброй по характеру. В те далёкие времена Лень была просто Чёрной колдуньей. Она жила в избушке на берегу чернильной реки, собирала целебные травы и варила какие-то зелья. К Лени повадилась отвратительная зависть. Это безобразная старуха с огромными ушами и завистливыми глазами… Она только и смотрит, у кого что лучше, у кого что больше, и просто умирает от зависти. Так вот, с самого первого дня старуха стала завидовать царевне и возненавидела её лютой ненавистью. Однажды, когда -Ц- собирала цветы на поляне около избушки Лени, Зависть с Чёрной колдуньей заманили её к себе и опоили колдовским зельем. Царевна -Ц- потеряла сознание, а очнулась вот такой твёрдой безобразной старухой, какой мы видим её сейчас. Но Зависть и Лень не достигли своей цели. Эти “злыдни” надеялись, что мы не узнаем царевну в безобразной старухе. Но посмотрите ей в глаза и вы увидите: -Ц- – прекрасна. Несмотря на её безобразную внешность, её печальные глаза светятся добротой и разумом. И даже в таком облике все узнают добрую, прекрасную царевну -Ц-. После этого царевна тяжело заболела. Все жители страны Словографии приняли участие в судьбе царевны. Она ни на минуту не отходила от постели царевны. Словики и Буквята спрятали все зеркала и относились к -Ц- с таким почтением, что она постепенно забыла про свою безобразную наружность. Но после превращения -Ц появились трудности в обозначении гласных после Ц, так же, как и после шипящих. Ведь -Ц раньше была мягкой, и после неё и слышалось , и писалось И. Теперь, когда она отвердела, стало слышаться... /-Ы-/. А пишется по-прежнему -И- во всех основах слов и корнях: “цифра”, “циркуль”, “нарцисс”, “дисциплина”, “акация”, “коллекция”, “декорация”. В последних трёх словах -Ц- и -И- стоят в самом конце слова, но это же основа, а не окончание. Попробуйте изменить: акация, нет акации, под акацией. Есть только четыре русских слова – исключения, в которых после Ц пишется не -И-, а -Ы-.

– Цыц!– сказал учитель… Я слышу какой-то писк. –Маленький пушистый цыплёнок… Откуда он? За ним на цыпочках вошёл рослый красивый цыган… Оба взволнованы… – Что с вами?

– За нами гналась Ашипка,– сказал цыган… – Она кричала в свой кривофон, что в корне после “ц” пишется и, что в нас ошибка! Но мы же исключения!

– Ну, конечно, вы – исключения. Только в четырёх словах: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц – в корне после “ц” пишется ы. Посмотрите на алгоритм и запомните: /Слайд №10/

Буквы ы-и после ц

ци

цы

В корне В основе слов на -ция В суффиксе прилагательных В окончаниях имён прилаг-ных и сущ-ных В корне:4 слова-исключения
нарцисс акация сестрицын Огурцы цыган
дисциплина милиция синицын Бледнолицый цыпочках
мотоцикл дикция царицын Отцы цыкнул
цитата ситуация лисицын Птицы цыплёнок
панцирь репетиция куницын Молодцы  

IV. Закрепление нового материала в форме игры “Поле чудес”.

  • А сейчас мы сами подберём слова на это правило. Работа с компьютером.

По рисунку и лексическому значению слова мы найдём слова с данной орфограммой, обозначим орфограмму. /Слайды №11-42/

  1. Знак для обозначения числа на письме /цифры/.
  2. Детёныш курицы /цыпленок/ искл.
  3. Инструмент, с помощью которого человек выполняет какую-либо работу: вытаскивает гвозди, придерживает что-то /плоскогубцы/.
  4. Круглое, зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны /цирк/.
  5. А вот и загадка: Пять братьев, годами равные, ростом разные /пальцы/.
  6. Инструмент для вычерчивания окружностей /циркуль/.
  7. Вёрст не считали, по дороге не езжали, а за морем бывали /птицы/.
  8. Садовое растение с приятным запахом /нарцисс/.
  9. Резервуар для хранения и перевозки жидкости /цистерна/.
  10. Механизм для стрижки волос /ножницы/.
  11. Не прядут, не ткут, а людей одевают /овцы/.
  12. Средство передвижения с двигателем внутреннего сгорания /мотоцикл/.
  13. Черепаху защищает крепкий /панцирь/.
  14. Без окон, без дверей полна горница людей /огурцы/.
  15. Фигуры овальной формы /цилиндр/.
  16. Плотная плетёнка из соломы или камыша для подстилки на пол /циновка/.
  17. Приспособление для вышивания /пяльцы/.
  • Ну а сейчас я назову ещё несколько лексических значений слов, которых вы, может, не слышали. Если вы не отгадаете, то мы их запомним, пополним свой лексикон этими словами. Найти эти слова можно в словаре. Слушайте внимательно.
  1. Вихревое, бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками/циклон/.
  2. Дословный отрывок, из какого либо произведения /цитата/.
  3. Болезнь, вызванная недостатком витаминов в организме, выражается в разрыхлении и кровоточивости дёсен /цинга/.
  4. Плодовые растения, к которым принадлежат апельсины, лимоны, мандарины /цитрусовые/.
  5. Музыкальный инструмент... /цимбалы/

– Здесь были слова в корне и в окончании. Ну а сейчас в гости к нам идут иностранные слова на -ция.

V. Знакомство со словами иностранного происхождения:

  • В словах иностранного происхождения на -ция всегда пишется буква “и”.

Чтобы легче запомнить эти слова, посмотрите на выделенные слова в компьютере, послушайте шуточный рассказ и постарайтесь запомнить как можно больше таких слов, потом мы их запишем, объясним значение.

По уже сложившейся доброй традиции к нам в Россию едут гости из зарубежных стран: из Франции, Швеции, Турции. Прибывают они поездом к нам. Делегация каждой страны едет по своей специализации. Шведская делегация – геологов везёт на выставку в Москву изумительную коллекцию минералов, которую они привезли из экспедиции. Во втором вагоне – представители из Турции. Они едут в Москву на шоу, чтобы показать своё национальное искусство. Они и дорогой не отдыхают. Каждый день строго по расписанию – репетиции. Ведь они должны показать мастерство декламации. Ведущий шоу обладает хорошей дикцией и спокойной интонацией. Театралы из Турции для своего спектакля везут свои декорации: костюмы, фон. Есть у них и цирковой номер. Профессора – хирурги из парижской клиники едут на конференцию врачей. Один из них Ален Карпентье в своей лекции на конференции врачей решился объявить о необычной операции на сердце, о новой функции сердечной мышцы. Это хорошая консультация для всех врачей. Поезд сопровождает полиция в целях безопасности движения – непредвиденной ситуации. Радиостанции сообщили о надвигающемся стихийном циклоне. Поезд вынужденно остановился. Но иностранцы не расстроились. Среди французов были представители от спортивной секции. Они приготовили собак к заезду и первыми прибыли к лычковской станции.

  • Запись слов с обозначением орфограммы. /слайд №43/

VI. Сочини рассказ: “В цирке”. Иллюстрации на компьютере. /Слайды №44-49/

Совершим заочную экскурсию в цирк. Попробуем полюбоваться интересным зрелищем. Рассматриваем иллюстрации, составляем предложения и записываем их. Начать можно так:

Мы давно мечтали пойти всем классом в цирк. И, наконец, наша мечта осуществилась…

/Мы сидели близко к арене, и каких только чудес ни насмотрелись. Сначала фокусник достал из шляпы цыпленка. Жонглер подкидывал огурцы. Медвежата – борцы устроили состязания с папой – медведем. Лисицы катались на мотоциклах. Зайцы устроили танцы. Клоуны смешно передразнивали музыкантов, играли на цимбалах. Дрессировщицы занимались с тиграми. Тигры прыгали сквозь кольцо. Нам очень понравилось в цирке./

VII. Итоги урока. Рефлексия.

  • О чём мы сегодня говорили на уроке?
  • Кто готов рассказать, что он запомнил о правописании И-Ы после Ц?

Задание на смекалку:

ЦИРК, ЦЕЛИНА, ОЦЕНИТЬ – эти слова на одно и то же правило?

  • Что понравилось на уроке?
  • Что не понравилось?
  • Как чувствовали себя на уроке?
  • Какую оценку поставите себе?

VIII. Домашнее задание на выбор:

  • Из упражнения 434 взять слова и составить десять предложений со словами на -Ц-;
  • Сочинить рифмовки на данное правило, например:
  • Цыплёнок циркулем играл,

На циферблат его сажал.

  • Сочинить детективную историю с использованием изученной орфограммы.

Презентация

14.04.2014