Урок музыки на тему "Звать через прошлое в настоящему". 5-й класс

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • научить слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека,
  • различать в ней выразительные и изобразительные интонации,
  • понимать богатство музыкальных и изобразительных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Ход урока

I. Приветствие. Распевание.

II. “А и было дело на реке Неве” - слушание.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Вы любите путешествовать? А зачем люди путешествуют?

Чтобы узнать что-то новое, незнакомое.

- В конце урока вы и поделитесь с нами, что нового на уроке узнаете. Договорились?

Наиграть мелодию.

- Знакомая интонация? Какой характер мелодии? О чем она может быть?

Мелодия неторопливая, былинная, может рассказывать о каких-то событиях.

Пропеть мелодию по нотам, со словами. Работа над интонацией. Приложение 1. (Слайд 1)

- Как давно могли быть эти события?

Наверное, давно. Может о каком-то былинном герое.

- Значит, мы отправимся в прошлое, а машиной времени будет музыка еще одно искусство? Какое? (Изобразительное). (Слайд 2)

А вот этот герой вам знаком? (Слайд 3).

Это Александр Невский.

- Что мы о нем знаем? И нужно ли нам об этом знать? Ведь прошло столько времени с той поры, как он жил?

Он герой, защищал русскую землю от врагов. Мы должны об этом помнить.

- Какие виды искусства нам помогают узнать о нем? Откройте тетрадь на стр. 58.

Музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино.

- Русский художник Павел Корин написал три картины, создав триптих, в 1942-1945 годах.

Триптих - это три картины, объединенные в одну композицию.

Давайте сравним музыку и картину. Что их объединяет?

Образ Александра Невского. Он сильный, могучий защитник Родины.

- Какая идея лежит в основе картин художника?

- Почему фигура А. Невского занимает центральную часть триптиха?

- Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?

- Как они связаны с образом великого русского полководца?

Слушание в записи.

- Всегда ли музыка была былинной по складу? Почему поменялся характер музыки?

В музыке речь шла о сражении, поэтому музыка стала энергичной, напористой.

- За это сражение и за победу над шведами Александр получил прозвище Невский.

- Кто автор музыки? Это просто песня или часть из большого произведения?

Эту музыку написал С. Прокофьев. Это фрагмент кантаты “Александр Невский”.

- Верно! Молодцы! Нам этот герой знаком еще с начальной школы. Вы стали старше. Изменилось ли ваше отношение к этим событиям, людям? Сегодня мы вспомним фрагменты кантаты, которые нам знакомы, а на следующем уроке продолжим знакомство с этим произведением.

III. “Вставайте, люди русские” - исполнение, слушание.

Наиграть мелодию.

- Какие чувства переданы в этом фрагменте?

Призыв к защите родной земли. Уверенность в победе.

- Какими средствами выразительности переданы эти чувства?

Призывная интонация, колокольный звон, энергичный характер музыки.

Исполнение фрагментов. (Cлайд 4)

- Музыка была написана С. Прокофьевым сначала к кинофильму, который снял

С. Эйзенштейн. (Cлайд 5) Давайте посмотрим небольшой фрагмент этого фильма. Попытаемся ответить на вопрос: как музыка отражает происходящее на экране.

Просмотр фрагмента фильма. Приложение 2

- Сколько частей в этом фрагменте? Как изменилась музыка в средней части? Почему?

В фрагменте 3 части. В средней части музыка распевная, протяжная, как русская песня.

- Какие еще музыкальные произведения мы знаем, где раскрыта тема защиты Родины?

Опера М. Глинки “Иван Сусанин”, Богатырская симфония №2 А. Бородина, “Богатырские ворота” М. Мусоргского, канты петровской эпохи.

IV. “Песня о маленьком трубаче” С. Никитина – разучивание.

(Cлайд 6)

- Подвиги героев находили отражение в картинах, песнях, стихах. В наши дни о ком можно было сложить песню? Вот строчки стихотворения Сергея Крылова.

Чтение текста 1 куплета.

- Можно песню написать на эти стихи? Если бы вы были композитором, какую музыку написали на эти строки?

Музыка должна быть строгой, маршевой, суровой.

- Есть желающие спеть несколько фраз своей песни.

Исполнение мелодий детьми.

- А сейчас мы познакомимся с песней С. Никитина. Его песни с удовольствием поют и дети, и взрослые, хотя он самодеятельный композитор-бард.

Разучивание мелодии. Работа над интонацией, дикцией, фразировкой, выразительностью.

V. Обобщение урока.

- Первое путешествие наше закончилось. Что нового, интересного мы с вами узнали сегодня?

- Чья музыка у нас звучала на уроке?

- С каким героем были связаны сегодня произведения разных искусств?

- Что мы узнали о нем сегодня? Какие искусства нам помогали познакомиться с Александром Невским? (Cлайды 7-8)

VI. Домашнее задание.

Ответить на вопросы в тетради на стр. 59. Посмотреть в Интернете фрагменты фильма “Александр Невский” Ледовое побоище.

3.07.2014