Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) по теме "Пусть путь будет счастливым! (опасности на дорогах, образование сложных слов)"

Разделы: Русский язык


Тип: Интегрированный

Цели:

Образовательные:

а) познакомить со способом образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных);

б) расширять знания о составе слова;

в) формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные

г) уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения (пешеход, велосипедист, пассажир), о назначении светофора.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, слову, воспитывать внимание, навыки осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения:

  • Проблемный
  • Исследовательский
  • Информационно-коммуникативный

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Программное обеcпечение: Microsoft Power Point.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор,.

Оборудование:

а) презентация к уроку,

б) учебник “Русский язык. 3 класс” Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой Издательство “Просвещение”, Москва 2011г.,

ХОД УРОКА

Этапы урока Содержание Деятельность
Орг момент Добрый день! Сегодня ребята у нас необычный урок, сразу по двум предметам по русскому языку и по окружающему миру. Прочитайте, пожалуйста, название "Чтобы путь был счастливым". Как вы понимаете это название? (ответы детей)

Правильно! Когда человек собирается куда-то идти или ехать, друзья и родные всегда говорят ему: "Счастливого пути!". Но для того, чтобы это пожелание сбылось, надо постараться. Ведь любая дорога, даже от дома до школы, таит опасности..

 
Цели и задачи Сегодня на уроке мы с вами вспомним правила безопасного движения и познакомимся со сложными словами  
Повторение ранее изученного материала

Но для начала давайте отгадаем с вами кроссворд:

Через окно смотрит в мир
Любопытный…… (пассажир)

Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твёрдо знаю -
Правила я выполняю. (Пешеход)

Этот конь не есть овса
Вместо ног – 2 колеса
Сядь верхом и мчись на нем
Только лучше правь рулем (велосипедист)

Перейти через дорогу
Вам на улице всегда
И подскажут и помогут
Эти яркие цвета (светофор)

Давайте подумаем какое отношения имеют эти слова к безопасному движению? И какие правила нужно соблюдать?

А для чего нужен светофор?

Если ты пешеход?

Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части. Так как мы живём в деревне, то у нас нет тротуаров, всегда стараться держаться подальше от проезжей части.

Переходить улицу только там, где положено, и никогда не переходить (не перебегать!) в неположенном месте.

Если есть светофор надо переходить улицу только на зелёный свет и никогда не ходить на красный. Стараться переходить улицу в группе людей, идти вместе гораздо безопаснее.

Если ты велосипедист?

Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили. Можно кататься во дворах, в парках, на стадионах

А если нужно будет пересечь дорогу, сойди с велосипеда и перевези его за руль по пешеходному переходу.

Правила дорожного движения запрещают ездить на велосипеде, не держась за руль

Не катайте никого на раме или багажнике своего велосипеда. Это тоже запрещено правилами дорожного движения.

Если ты пассажир?

Садись в автомобиль и выходи из него со стороны тротуара. И только после того, как автомобиль полностью остановится.

Не высовывай в окно руку, а тем более голову.

Если едешь на общественном транспорте, не прислоняйся к дверям. Ведь они открываются и закрываются автоматически

Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю.

Ответы детей

Фонематическая зарядка Ребята а на какой звук начинается слово светофор? Какой 6 звук в этом слове?

Дайте характеристику этому звуку?

 
Здоровье сберегающая технология Теперь прорисуем глазами эти буквы  
Минутка чистописания Теперь в тетрадке  
Новая тема Ребята а с помощью чего образуются новые слова? ( с помощью приставок и суффиксов)

Хорошо покажите мне как вы умеете это делать?

Образуйте слова со словом лететь! какой корень в этом слове? ЛЕТ

Давайте образуем новые слова

Перелет, улет, полет,

С помощью суффикса- летчик, летная , летучий

 
А вот слово САМОЛЕТ, с помощью чего образовано?

Давайте, чтоб ответить на наш вопрос, разберем его по составу( разбирают)

А как вы думаете, такое может быть?

Да ребята, в русском языке есть такие слова которые мы называем сложными. Сложные слова это слова образованные из двух и более корней при помощи соеденитьльной гласной О, Е

 
Фронтальная работа Разобрать слова в кроссворде - найти именно сложные слова

(знакомишь с образованием слова СВЕТОФОР)

 
Физминутка Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Нас работа ещё ждёт.
Руки вниз, на пояс, вверх
И тихонечко присесть.
 
Групповая работа Даешь карточки с неправильными словами по теме транспорт:

СНЕГАХОД, ПАРОХОД, ВЕРТАЛЕТ, ТЕПЛАВОЗ, ПАРАВОЗ

Дети исправляют ошибки
Индивидуальная работа Придумать самим и записать в тетрадь 2-3 сложных слова, выделив корни и соед гласные 1-2 спросить
Закрепление 1. Какие слова называют сложными? О каких словах вы сегодня узнали? (Ответы детей)

2. Какие слова называются сложными? (Ответы детей)

3. Нарисуйте схему сложных слов. Приведите примеры слов, обозначающих транспортные средства

Давайте еще раз вспомним какие опасности есть при движении.

 
Итог Все молодцы  

30.07.2014