Урок окружающего мира по теме "Хаос и порядок: использование схем при изучении темы «Животные Пермского края»". 1-й класс

Разделы: Начальная школа


1. Организационный момент.

- Добрый день ребята!
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера.
-Посмотрите, как много гостей на нашем уроке. Давайте их поприветствуем и улыбнёмся гостям и друг другу!
- Пожелаем себе плодотворной работы!

2. Актуализация знаний.
Беседа по вопросам:
- Посмотрите на слайд.
Слайд 1 (река времени, на реке - темы пройденных уроков)
- Что можете рассказать по этому слайду?
- Напомните нам в 2-х предложениях, о чем мы говорили на этих уроках.
- А что ещё увидели на реке времени, кроме пройденных тем урока? (флажок)
- Как вы думаете, что он может означать?
- А что объединяет все эти темы? (Пермский край)
- Давайте узнаем, какова же тема нашего урока.

3. Постановка цели и задач урока.
Слайд 2. (список слов)

медведь
лиса
куница
волк
жираф
лось
кабан

-Найдите лишнее животное. Объясните свой выбор.
- Что объединяет животных этой группы?
Затруднение! - А если я в этот список добавлю суслика? Он  будет лишним в этом списке или нет?
- Значит, какая цель нашего урока?
- Сформулируйте тему урока.
(на доске тема урока: Животные Пермского края)
- Составим план урока. Давайте сформулируем вопросы, на которые нам нужно сегодня нужно будет ответить.
( Какие животные живут в Пермском крае.  Где они живут.  Роль человека в жизни животных.)

(Конверты)
- Посмотрите, на столах у вас лежат конверты. Достаньте содержимое конвертов.
- Что вы видите?
- Что-то общее можем в них увидеть, составить рассказ по ним?
- Почему?
- Опираясь на ваш личный опыт, на то,  что вы знаете о животных,  попробуем  навести в  них порядок. В этом вам будет помогать схема.  Она нарисована на больших листах. Её нужно заполнить. Будьте внимательны при её заполнении. После заполнения схемы вам нужно по плану рассказать о том, что у вас получилось.
- Работать вы будете в паре. Вспомним правила работы.
Желаю вам успеха!

4. Открытие нового знания.

Работа в парах

После заполнения схем, дети представляют свою работу,  используя  план рассказа.
(результат работы-схему на доску)

- Все ли картинки вы использовали?
- Почему?

- Посмотрите ребятки, на доске появились результаты вашей работы, заполненные схемы.
- Картинки остались те же, но почему же в начале, когда мы высыпали их из конверта, нам было трудно понять о чём они, какую информацию несут,  а теперь мы не только это определили, но и  дали название группе картинок, составили рассказы?
-Действительно, информация гораздо лучше воспринимается, когда она представлена в схемах, таблицах. Нам так понятнее.

5. Музык. Физминутка  (пингвин)

- Ребятки, а на какую схему  мы поместим героя нашей физ. минутки?
- Вы совершенно правы. У каждого животного своя среда обитания.
-Давайте посмотрим на карту Пермского края. (Слайд 3). Его протяжённость с севера на юг составляет 645 км. Потому и животный мир Прикамья отличается большим разнообразием.

6. Применение нового знания.
-Давайте сыграем в игру «Отгадай, кто это?» и посмотрим, где обитает это животное.
Игра «Отгадай, кто это?» ( на слайде картинки животных по мере их отгадывания)

1. Передвигается на 4 лапах, ставя их немного внутрь, но в спокойной обстановке может ходить на задних лапах. Символ Пермского края.
- Медведь обитает на всей территории ПК, но больше всего встречается в северных районах.

2. Это животное тоже обитает на всей территории ПК. Его ещё называют «сохатый». Самое крупное животное лесных просторов. Имеет рога.  ( любят побыть в воде, хорошо плавают и ныряют, доставая со дна водоросли)

-Обитает в чащах лиственных лесов. А на севере ПК можно встретить диких северных оленей.

3. О нём говорят: «Его ноги кормят». О ком это?
- Почему так говорят?
- Встречается повсеместно.

4. Это кошка, но большая.
Её дом – тайга, леса.
Иногда её бояться
Волк и рыжая лиса.
Она ходит очень скрытно,
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»
Очень ловкий, сильный хищник,
Страж тайги большая...  (Рысь).

-Этот зверь встречается на севере нашего края, в глухих лесах, поблизости от водоёмов.
Также на севере ПК можно увидеть соболя

5. Гроза лесных птиц и мелких зверей. Ночью нападает на спящих белок, зайцев, глухарей. Любит полакомиться ягодами и мёдом. (куница)

6. Ну а этот ловкий зверь
Ловит рыбу без сетей,
Портит у бобров плотины
И катается с кручины. (выдра)

- Живут на юге Пермского края выдра и барсук.
- Ребята, вы быстро узнали животных по их описанию. Что их всех объединяет?
- Кроме зверей, на территории ПК также живёт множество птиц: это тетерева, совы, аисты,  синицы, сороки и др.
- Кроме зверей и птиц живут в ПК рыбы и насекомые.
-Давайте посмотрим, на  какие вопросы  мы сумели уже найти ответ? (возврат к слайду с задачами урока).

-  А теперь, давайте послушаем стихотворение ещё об одних обитателях леса.

(С. Михалков)     Будь человеком.
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...
Живешь ты в атомный наш век,
И сам – не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!

- О чём это стихотворение?
-Действительно, ребята. Человек почему-то вдруг решил, что он царь природы и ему в лесу всё можно: мусорить, вырубать леса, убивать животных. Некоторые виды животных находятся на грани исчезновения.
- Как вы думаете, а в Прикамье есть такие животные? 
-У нас в Пермском крае создана Красная книга, куда занесены находящиеся на грани исчезновения животные.
- Почему  она Красная? (Книга красного цвета- символ тревоги.)
(показать некоторых  животных, занесённых в Красную книгу - слайд).
- Ребятки, этих животных не просто занесли в Красную книгу, но и создают для них заповедники и заказники. В  крае созданы два государственных заповедника «Басеги» и «Вишерский». Их функция не только сохранять, но и восстанавливать определённые виды растений и животных.
- Посмотрите на карточки (на карточках: топор, спички, мусор, ружье).  Попробуйте для каждого изображенного на них предмета подобрать ассоциацию и определить, как человек не должен вести себя в природе, чтобы сохранить животный мир.
- На какой вопрос мы сейчас ответили? На все вопросы мы нашли ответы?

7. Включение в систему знаний.
- А теперь давайте вернёмся с вами к слайду с рекой времени. Куда мы определим тему нашего урока? Как она звучала?
(появляется на слайде)
-Посмотрите, как много мы уже с вами знаем о крае, в котором мы живём. Но на этом наше путешествие по Пермскому краю не заканчивается, мы ещё узнаем много нового.

8. Рефлексия.
-Интересный был урок?
-Чем полезен был урок для каждого из вас?
-Что больше понравилось?
-Оцените свою работу цветными карточками.
Зелёная – я справился со всеми заданиями, мне было комфортно на уроке.
Жёлтая – выполнил несколько заданий, были затруднения
Красная – не понял о чём шла речь, к ответу на вопросы не был готов.

- Молодцы. Спасибо за хорошую работу.

11.07.2014