Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Особенности поэзии С.Есенина (на примере стихотворения «Я покинул родимый дом»)". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с изобразительно-выразительными средствами стихотворения.
  • Повторить и обобщить знания об имени существительном.
  • Выработать навыки выразительного чтения стихотворений.

Развивающие:

  • Формировать интерес к предмету, развивать творческие способности учащихся.
  • Прививать детям навыки творческого создания текста.
  • Развивать воображение, творческое мышление.
  • Развивать устную речь учащихся.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к родному краю, к литературе, искусству.
  • Дать понятия нравственных качеств личности.
  • Умение работать в микрогруппе (паре): уважать мнение высказывающего, оказывать взаимопомощь, поддержку.

Формирование УУД:

Личностные УУД

  • Любовь к Родине, малой Родине
  • Уважение ценностей семьи

Познавательные УУД

  • Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
  • Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки.)
  • Структурируют знания.
  • Осознано строят высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД

  • Оценивают достигнутый результат.
  • Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД

  • Умеют слышать и слушать друг друга.
  • Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
  • Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.
  • Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

“Чувство Родины – основное в моем творчестве”
С. Есенин.

Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент. Введение в тему урока. (2 мин.)

Звучит фонограмма песни, а дети смотрят слайд-шоу презентации

Песня “Под окошком месяц” (Слайд 3)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы продолжаем знакомиться со стихотворениями талантливого, всеми любимого русского поэта С.А. Есенина.

– С какими стихотворениями вы уже познакомились? Прочитайте отрывки из самых любимых стихотворений С.Есенина (ваше д/з).

Какой теме посвящены эти стихотворения? (Тема природы, детства.)

– А теперь давайте мысленно перенесемся в деревню, представим раскидистые тополя, липовую рощу, где слышен щебет птиц, где в чистом воздухе едва уловим аромат полевых цветов. Послушайте песню, посмотрите на презентацию и постарайтесь ответить на вопрос, а какой теме будет посвящено наше сегодняшнее стихотворение?

Обобщение: действительно, сегодня мы поговорим о Родине (обращаем внимание на слова Есенина о Родине (на слайде).

– А как вы понимаете: что такое Родина? (Работа со схемой.) Приложение 2

Дети отвечают на вопросы.

Чтение отрывков стихотворений наизусть.

Прослушивание песни, ответы на вопросы.

Схема Родина – это…

Целеполагание.  (2–3 мин.)

Правила работы и оценивания.

1. Познакомиться со стихотворением Есенина “Я покинул родимый дом”. (Слайд 25)
2. Познакомиться с понятием ТРОПЫ и уметь находить их в тексте стихотворения.
3. Повторить и обобщить знания об имени существительном.
4. Как вы думаете, какие задачи нам надо решить для достижения этих целей? (Слайд)

– Сегодня наша работа будет строиться по группам. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. Группы по цвету.

Оценивание работы групп – листочки на дереве. Какие деревья особенно любил Есенин?

Проблема: учащиеся не умеют определять, при помощи каких художественных средств поэт выражает свою любовь к Родине, к родной природе.

Проблемный вопрос: Как поэт выражает свою любовь к родному краю, родной природе в художественном произведении?

Дети сами определяют задачи урока.

Учащиеся называют правила работы в группе.

Проблемный вопрос.

Как поэт выражает свою любовь к родному краю, родной природе в художественном произведении?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЕ, ЗВУКОПИСЬ…)
Изучение нового материала.

Физкультминутка.

1. Сегодня на уроке вы заполните кластер (схему) тропов, который будет вашим пособием при анализе выразительных средств других стихотворений. Найдите в словаре значение слова ТРОПЫ.
Выберете ответственного за заполнение кластера.
2. Разгадывание 4 отрывков стихотворения (ФОНЕТИКА).
3. Первичное восприятие стихотворения. Учащимся необходимо догадаться (на слух), какое по счету четверостишие досталось их группе.
4. Проверка первичного восприятия (Презентация. Слайд со стихотворением).
5. – Поделимся своими впечатлениями от стихотворения.
– Какое настроение у автора этого стихотворения? Почему?
6. Как вы думаете: какова тема стихотворения?
7. Как вы думаете, куда уехал поэт? (Я покинул родимый дом.)
По 1 человеку от команды, для разбора 1– го предложения Карточка № 2.
8. Каким прилагательным характеризует Есенин свою малую Родину? Такое средство художественной выразительности называется Эпитет.
9. Найдите в стихотворении еще эпитеты.
Запишите это в кластер – схему.
10. Какое средство выразительности использует Есенин во второй строфе?
Сравнение.
11.
В каком значении употребляется это слово? В прямом или переносном? Почему Голубая?
12. Найдите прилагательное, употребленное в прямом значении.
13. Как называется троп, основанный на скрытом сравнении?
Метафора.
Найдите в тексте метафору – скрытое сравнение и запишите это в кластер.
14. А что такое олицетворение?
Найдите олицетворение (в 3 строфе) Запишите это в кластер.
15. С какой целью автор использует их? Какой образ Руси создается?
16. Обратите внимание на плавное звучание стихотворения.
А на какие группы делятся звуки? Какие согласные звуки преобладают в стихотворении: гласные или согласные?

Задание детям: в своем отрывке, который вы разгадывали, подчеркните, сколько раз встречается № 3.
1-я группа – звук [Р]
2-я группа – звук [Л]
3-я группа – звук [Н]
4-я группа – звук [А]
Такой изобразительный прием называется Звукопись.
Запишите это в кластер.

Вывод: С помощью этих звуков создается мелодичность, плавность и гибкость стихотворения.
17. Какое чувство автора они передают? (Печаль, грусть, тоска)
18. Какие части слова вы знаете?
19. Вызываются по 1 человеку от команды (разбор слова ЯБЛОННЫЙ, ГОЛУБАЯ, БЕРЕЗНЯК, РАДОСТЬ) Карточка № 4.
20. Какие части речи вы разобрали? Назовите существительные с такими же суффиксами.
21. В словосочетании “Луна распласталась” выделите корень в глаголе.
22. Какое лексическое значение содержится в корне? Какой образ создается? (Плоский, размытый.)
23. Что необычного в этом слове ЯБЛОННЫЙ?
24. Какое прилагательное сегодня вы привыкли слышать? (Яблоневый сад, яблочный сок.) № 4.
25. Такой прием называется – Авторский неологизм
26. С какой целью автор использует такую необычную форму этого слова? (Изображает старую древнюю Русь.)
27. На что указывает это сравнение? (Белый цвет, седина.)
28. Почему автор пишет, что седина пролилась, а не разлилась?
29. Что значит “разлилась по всей бороде”? (Полностью.)
30. Пролилась? (Частично.)
31. Мы обобщаем с вами знания об имени существительном. Какими постоянными признаками обладают имена существительные? Найдите в стихотворении:

  • Нарицательные и собственные имена сущ.
  • Одушевленные и неодушевленные имена сущ.
  • Род имени существительного.

Задание на карточках: найти в тексте имя собственное, определите все признаки имени существительного, сделав его разбор. Карточка № 5.

32. Какой образ отца рисует Есенин? Он очень стар?
33. Какие чувства испытывает мать, ожидая своего сына? (Грусть.)
Обращение к эпиграфу (Слайд).
Как связаны образы отца и матери, родного дома с темой родины?

ВЫВОД: Тема родины и родного дома очень тесно связаны у Есенина.

Знакомство со схемой – кластером.

Какие выразительные средства вам уже знакомы?

С/Р ребят

Грустное, мелодичное

Тема дома, тема Родины

Поэт не уезжал из России. Он покинул Родные места, Рязанскую землю, село Константиново.
Голубая Русь.
Обязательное чтение отрывков стихотворения учащимися.

В переносном.
Потому что чистая, в России много рек, озер.

Голова клена, листьев дождь.

Метафора.

Олицетворение.

Клен стережет.

Приложение 3

Фонетика Гласные и согласные.

Печаль

Синтаксис.

Морфемика.

ПЛАСТ

Обобщение материала.

1. В чем проявляется авторское мастерство в изображении родного дома? Родины? И любви к ним? Посмотрите на ваши кластеры: Какие изобразительно-выразительные средства использует Есенин? (Проверка кластера).
2. Сегодня вы составили САМИ всю первую схему анализа поэтического текста: схему изобразительно-выразительных средств, какими пользуется автор для создания поэтического образа и эстетического воздействия на читателя.
3. Что можно сказать о самом поэте, читая его стихи?
4. Подведение итогов (дерево + количество листьев).

(ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЕ, ЗВУКОПИСЬ…)

(Наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

Рефлексия. (1 мин.)

Слова стихотворений Есенина стали словами многих песен. Одну из них мы сегодня слышали, и закончить урок сегодня мы хотим прослушиваем чтения этого стихотворения самим автором С.Есениным.

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. (1 мин.)

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, по желанию – выучить наизусть.

В третьей строфе найти предложение (Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге.) и сделать его полный разбор.

8.04.2014