Урок географии по теме "Горные породы". 6-й класс

Разделы: География


Цель урока:

  • Углубить и расширить знания о вещественном составе земной коры
  • Сформировать представления о магматических, осадочных и метаморфических породах
  • Научить выстраивать причинно-следственные цепочки на основе изучения особенностей образования горных пород

Средства обучения: коллекция горных пород.

Форма обучения: индивидуально-групповая.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Начало урока.

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку

Делятся на группы по 4 человек

I. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденной темы, постановка цели урока. 1. Каково внутреннее строение Земли?
2.На какие типы делится земная кора?
3.Чем отличатся материковая и океаническая земная кора?
4. Что называют литосферой?
5.Определите какую часть плана изучения литосферы вы уже выполнили.
6. Что необходимо изучить?
7.Как изучать горные породы?
8.С чего начать?
Дают понятия литосфера,  внутреннее строение Земли, земная кора.
Повторяют план изучения литосферы:
  • Литосфера (общая характеристика)
  • Горная порода
  • Движения в земной коре
  • Основные формы рельефа

Тема урока: «Горные породы и минералы».  

Определяют план изучения горных пород:

  • Вещественный состав земной коры
  • Основные виды горных пород и минералов
  • Магматические породы.
  • Осадочные породы.
  • Метаморфические породы.
II. Постановка проблемы. Вещественный состав земной коры. Рисунок №1 Рассказывает о вещественном составе земной коры. 

 

Записывают вещественный состав земной коры.

 

Минералы и горные породы.

Рисунок №2

Образец №1 вода, соль, гранит.
Рассмотрите и опишите имеющиеся у вас образцы минералов, горной породы. Что из них минерал и горная порода?
Рассказывает о минералах, горных породах.
Описывают образцы минералов и горной породы.
Анализируют минерал, горная порода.

 

 

Записывают определения о минералах и горной породе

Магматические горные породы. Схема образования магматических горных пород

Рисунок №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок №4

– Показывает схему образования магматических горных пород. Что это?

Упорядочивает ответы на доске. Задает вопросы по схеме:

– Что такое магма?

– Как возникает магма?

 

 

 

– Как магма превращается в горную породу?
– На какие виды делится магматическая горная порода?

 

 

 

– Рассмотрите образцы и сделайте выводы. Что из них излившаяся, а что глубинная?
– Чем отличаются друг от друга  виды магматической  горной породы?

Образец №2 гранит, базальт, обсидиан, лупа.
– Почему у различных видов магматических горных пород кристаллы разных размеров?
– Каковы условия образования?

– Сделайте вывод условия образования

Думают, как образовались магматические горные породы.
Рисуют в тетради схему образования магматических горных пород.
Магма, извержение вулкана, на поверхности, на глубине.
– Думают, отвечают на вопросы:

– Магма – это сложный по составу раствор расплав многих веществ.
– Предполагается, что при растяжениях в земной коре возникают разломы – трещины, достигающие мантии, из-за резкого уменьшения давления вещество мантии становится жидким и по трещинам проникает к поверхности Земли.
– Остывая, вещества в магме образуют горную породу называемую магматической.
– Поднимаясь к поверхности, магма остывает и затвердевает на глубине. Так образуется глубинные магматические породы, например гранит.
Когда магма изливается на поверхности Земли называют лавой. При застывании лав на поверхности образуются излившиеся магматические породы, например базальт, обсидиан
– Глубинная магматическая порода –  гранит пестрая, крупные кристаллы.
Излившиеся магматическая порода базальт плотная, черная или темно-серого цвета, чуть заметны поры.
Обсидиан порода черного или черно-коричневого цвета, стеклянное, имеет острые края.

1. Застывание магмы на глубине происходит медленно. Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы. Породы кристаллические, плотные.
2. Застывание магмы на поверхности происходит быстро. При быстром застывании образуются мелкие кристаллы. Породы скрытокристаллические, иногда похожи на стекло.
Делают выводы, записывают в тетради.

Осадочные горные породы. Схема образования обломочных осадочных горных пород.
Рисунок №5
Показывает схему образования обломочных осадочных горных пород. Что это?
Упорядочивает ответы на доске

Объясняет процесс выветривания,
перенос и отложение разрушенного материала.
Образец №3 щебень, галька, гравий, песок, линейка.
– Опишите и измерьте образцы. Чем отличаются обломочные осадочные горные породы?

 

– Сделайте вывод условия образования

Думают, как образовались обломочные осадочные горные породы.
Рисуют в тетради схему образования обломочных осадочных горных пород.
Разрушение, солнце, ветер, снег, дождь, вода, обломок, валун, щебень, гравий, галька, песок, глина.
Записывают в тетради.

 

 

Описывают, измеряют, находят отличительные особенности обломочных осадочных горных пород и записывают в тетради.
Щебень остроугольные обломки размером от 1 до 10 см. Галька окатанные обломки, обработанные водой размером от 1 до 10 см. Гравий мелкие камешки от 2 до 10 мм.
Песок камушки размером менее 2 мм.
Делают выводы, записывают в тетради.

Схема образования химических осадочных горных пород.
Рисунок №7
Рисунок №8
Показывает схему образования химические осадочных горных пород. Что это?
Упорядочивает ответы на доске
Образец №4 гипс, поваренная соль
– Рассмотрите образцы и опишите.
– Сделайте вывод условия образования
Думают, как образовались химические осадочные горные породы.
Рисуют в тетради схему образования химические осадочных горных пород.
Растворение, испарение, накопление, соли
Описывают горные породы

Делают выводы, записывают в тетради.

Схема образования органических осадочных горных пород.

Рисунок №9
Рисунок №10

Показывает схему образования органических осадочных горных пород. Что это?
Упорядочивает ответы на доске
Образец №5 мел, известняк, ракушечник, уголь
– Рассмотрите образцы и делают вывод условия образования
Думают, как образовались органических осадочные горные породы.
Рисуют в тетради схему образования органических осадочных горных пород.
Остатки организмов, растений, накопление

Делают выводы, записывают в тетради.

Метаморфические горные породы

Рисунок №11
Рисунок №12

Показывает схему образования метаморфических горных пород. Что это?
Упорядочивает ответы на доске
Образец №6 Известняк, мрамор
Рассмотрите образцы и делают вывод условия образования
Думают, как образовались метаморфические горные породы.
Рисуют в тетради схему образования метаморфических горных пород.
Увеличение температуры, давления, изменение свойств горных пород

Делают выводы, записывают в тетради.

III. Решение. Рефлексия Рисунок №13 Дано задание сделать опорную схему горных пород по происхождению

Оцените свою работу.

Выстраивают опорную схему горных пород по происхождению

Проверить схему

Анализировать результаты своей деятельности на уроке.

IV. Домашнее задание   Подготовить сообщение по теме «Виды выветривания», привести пример горных пород встречающиеся вашей местности по происхождению Записывают домашнее задание в дневник

Литература:

  1. Учебник Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой “География. Начальный курс . 6класс”, – М.: Дрофа, 2005.
  2. Учебник О.В.Крыловой“Физическая география. Начальный курс”, – М.:Просвещение,2002.
  3. Е.В.Баранчиков «Сборник заданий и упражнений по географии: 6 кл.: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс . 6класс», – М.:Экзамен, 2012.
  4. Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова – М.: Аванта+, 2003.
  5. Ферсман А.Е. “Занимательная минералогия”. – Ленинград, 1975.
  6. Интернет.

17.06.2014