Урок истории по теме "Развитие Дальнего Востока и Приморского края во второй половине XIX в.". 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок в 10-м классе.

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока:

  1. Обучающая. Обеспечить в ходе урока усвоение знаний учащимися по теме урока. Раскрыть и дать основные понятия и факты по определенному историческому событию. Рассмотреть и исследовать развитие Дальнего Востока и Приморского края во второй половине ХIХ века. Определить цели и задачи развития Дальневосточных рубежей России, дать им свою оценку с точки зрения сегодняшнего дня.
  2. Развивающая. Развивать умение работать со справочной литературой, документами, ориентироваться в карте и атласе, определять временные рамки исторических событий. Умение излагать мысли вслух перед аудиторией. Работать с тестами. Развивать правильную и грамотную речь.
  3. Воспитывающая. Воспитание интереса к изучению истории своей малой Родины, любви к своему краю, правильной жизненной позиции.

Методы обучения: репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый.

Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа, практическая работа, исследовательская работа.

Средства обучения: историческая карта, атласы, справочная литература, карточки, тесты.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная, индивидуально-дифференцированная, работа в парах.

Межпредметные связи: русский язык, география.

Межкурсовые связи: история России первая половина ХIХ века.

Внутрипредметные связи: социально-экономическое развитие государства.

Основные понятия: землепроходцы, первооткрыватели, острог, исследователи.

Опережающее задание: на предыдущем уроке учащимся было предложено изучить материал по освоению Дальнего Востока и Приморского края во второй половине ХIХ века и приготовить выступления.

Оборудование:

  1. Учебник А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России XVII–XIX века», Москва, «Русское слово», 2008.
  2. Учебник В.Н. Ларин «История Российского Приморья», Владивосток, Дальнаука, 1998.
  3. Компьютер. Проектор. Презентация. Карта Приморского края. Атласы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока.

– Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование. Мы с вами исследователи и исследовать мы будем территорию Дальнего Востока и Приморского края, ту территорию, на которой мы с вами живем. Но много ли мы знаем о нашей малой Родине. Кто из нас может поведать о городе, о селе или деревне, в которой он родился и живет. Сегодня мы будем исследовать, и изучать нашу любимую Приморскую землю, ее просторы, богатства, ее замечательных жителей, совершивших патриотические и гражданские подвиги, открывая и развивая Дальневосточные просторы нашей Родины.

III. Актуализация опорных знаний.

1 Слайд. Императоры России.

– Что наиболее важного произошло с вашей точки зрения в годы правления этих царствующих особ? (ответы учеников)

2 Слайд. Реформы Александра II.

– Что дали эти реформы России? (ответы учеников).

– В этом году исполняется 152 года со дня отмены крепостного права и 132 года со дня смерти императора-реформатора Александра II. Но реформы великого реформатора актуальны и сегодня. Как вы думаете, почему? (Ответы учеников)

3 Слайд. Александр II и Д.А. Медведев.

IV. Изучение нового материала.

– Как вы считаете, коснулись ли реформы, проводимые Александром II наших дальневосточных рубежей? (ответы учеников).

– Еще в ХVIII веке великий русский император Петр I уделял особое значение и внимание развитию дальневосточных рубежей нашего государства. Экономическое развитие Дальнего Востока имело приоритетное значение для Государства Российского.

4 Слайд Петр 1.

– Последовательница политики Петра I – Екатерина Великая реформы государства связывала с освоением дальневосточных рубежей государства.

5 Слайд. Екатерина II.

Активное заселение территории Дальнего Востока началось во второй половине ХIХ века. Путешественник-первооткрыватель Г.И. Невельской доказал, что Сахалин это остров, а Амур возможен для судоходства по нему морских судов. В 1850 году на шхуне «Байкал» он исследовал устье Амура для входа в него морских судов и опроверг теорию о полуостровном происхождении Сахалина (Лаперуз, Броутон, Крузенштерн 1785-1805 гг.)

6 Слайд. Г.И. Невельской.

7 Слайд. Шхуна «Байкал»

Рассказ ученика о капитане Г.И. Невельском.

Невельской Г.И. родился в 1813 году в Костромской губернии. Его родители – небогатые дворяне. Отец – моряк в отставке. И мальчик тоже грезил стать морским офицером. Удачно закончив Морской кадетский корпус, он много лет служил на Балтике. Юного офицера ждала блестящая карьера, но Геннадий Иванович занявшись амурским вопросом, решил послужить отечеству на Дальнем Востоке. Невельской много сделал для закрепления восточных земель за Россией. С данной целью он обследовал в 1849 и в 1850 годах низовье Амура и нашел тут удобные для зимовки морских судов места. Он первый изучил устье Амура и доказал, что Сахалин – полуостров и что он разделен от материка проливом. На следующий год Невельской основал Петропавловское зимовье в заливе Счастье, а в августе 1850 года поднял российский флаг в устье Амура. Так было положено начало городу Николаевску первому русскому поселению на нижнем Амуре.

Работа по карте и атласам. Определение островного положения Сахалина, исследование реки Амур.

8 Слайд. Н.Н. Муравьев-Амурский.

– Благодаря открытию Г.Н. Невельского генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский начал активное освоение амурских земель.

Рассказ ученика о Муравьеве-Амурском.

Н.Н. Муравьев-Амурский родился 11 августа 1809 года в Санкт-Петербурге. Окончил частный пансион, потом престижный пажеский корпус. 25 Июля 1825 года поступил на службу прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. В апреле 1828 года прапорщик Муравьев выступил в свой первый военный поход – Балканский. В 1832 году произведен в штабс-капитаны. В 1841 году на Кавказе произведен в генерал-майоры. В 1844 году награжден орденом Св. Станислава 1-й степени с высочайшей грамотой за «отличие, мужество и благоразумную распорядительность, оказанные против горцев». 11 июля 1858 года Н. Н. Муравьев в рапорте Великому князю Константину написал слова, которые определяют его политику на Дальнем Востоке: «Смею мыслить, что после Айгуньского контракта мы не лишь имеем право, но и должны отстранять все иностранные притязания на земли общих либо разграниченных владений наших с Китаем и Японией». По представлению Н. Н. Муравьева была образована Приморская область Восточной Сибири, в состав которой вошли Камчатка, Охотское побережье и Приамурье. Центром новой области стал Николаевский пост, преобразованный потом в Николаевск-на– Амуре. Вторым приобретением губернатора стал Уссурийский (сейчас Приморский) край, который он занял, опередив англичан и французов. 2 июля 1859 года губернатор прибыл в южное Приморье на пароходе-корвете «Америка», чтобы принять решение, в какой гавани заложить будущий основной порт России на Тихом океане. Осмотрев несколько бухт, он приостановил свой выбор на Золотом Роге и сам выдумал заглавие будущему городу: Владивосток. Тогда же он посетил залив Америка, где нашел удобную бухту, которой дал заглавие Находка.. По инициативе и при активном участии Муравьева-Амурского проведено административно-территориальное преобразование Восточной Сибири, учреждены Забайкальское (1851) и Амурское (1860) казачьи войска, Сибирская флотилия (1856) При нем основаны многие посты и административные центры на Дальнем Востоке, такие как зимовье Усть-Зейский (Благовещенск) – 1858 год, Хабаровка – 1858 год, Турий Рог –1859 год, Владивосток – 1860 год. Муравьев-Амурский последовательно проводил переселенческую политику, лично побывал во многих пунктах вверенной ему местности. В том числе на Камчатке. 1858году при очередном сплаве Муравьев достиг китайского города Айгунь, где был подписан договор между Россией и Китаем о разделении Амура.

Чтение текста договора. Работа в листке-исследовании. (Запись даты договора)

9 Слайд. Н.Н. Муравьев-Амурский «Сибирью владеет тот, у кого в руках левый берег и устье Амура»

– Как вы понимаете смысл этих слов?

– Что давало право так говорить Н.Н. Муравьеву-Амурскому? (ответы учеников.)

– Оформив отношения с Китаем о разделе Амура необходимо было решить дипломатический вопрос по разграничению территории между Россией и Китаем.

10 Слайд. Н.П. Игнатьев.

– 1860 год Н.П. Игнатьев подписал пекинский договор, по которому к России отошла территория нынешнего Приморья.

Чтение документа о границах (учебник)

– Насколько важным было подписание этого договора для России? (ответы учеников).

Работа в листке-исследовании. (Запись даты договора).

– Подписание Пекинского договора еще не гарантировало того, что Приморье действительно стало частью России. Требовалось как можно быстрее заселить новый край. Началось активное заселение Приморья. Заселение шло в три этапа.

11 Слайд. Заселение Приморья.

12 Слайд. Казаки и крестьяне.

13 Слайд. Переселенцы.

14 Слайд. Обустройство на новом месте.

Рассказ ученика о заселении Амура.

В 50-е годы 19 века на Амуре селились сибиряки и забайкальцы. После отмены крепостного права туда потянулись и фермеры из центральных областей России. Огромную часть пути переселенцы шли пешком. На дорогу уходило 2 -3 года. Но равномерно переселенцы обживались на новом месте, и все более плотной становилась цепочка российских поселений на Амуре и Уссури. Им приходилось вырубать и корчевать тайгу поднимать целину. Полагаться они могли лишь на свои силы. Далеко не все выдерживали, многие уезжали. На Амуре оставались лишь самые сильные и отважные. С ростом населения в Приамурье развивается земледелие и скотоводство, растут новые города, прокладываются дороги, развивается рыболовецкий промысел.

15 Слайд. Рыболовецкое судно.

19(31) мая 1858 года на правом берегу Амура за утесом солдатами 13-го линейного батальона во главе с капитаном Я.В. Дьяченко был основан военный пост, названный Хабаровским в честь российского первопроходца Е.П. Хабарова. В 1880 году селение Хабаровка становится городом Хабаровск. В Хабаровске возникают компании: фабрики “Арсенал”, лесопильный, кирпичный, табачная фабрика, судоремонтные мастерские.

15 Слайд. Город Хабаровск.

Работа в листках – исследованиях (запись основных этапов переселения)

– Кто стал основателем города Хабаровска? (ответы учеников).

– Вслед за освоением Амура началось освоение Уссури.

16 Слайд. Город Уссурийск.

Рассказ ученика об Уссурийске.

– Важную роль в освоении Приморского края сыграло строительство в конце ХIХ – начале ХХ века Транссибирской ж/д магистрали, связавшей ДВ с центром России. Особое значение в истории развития Приморского края принадлежит открытию и освоению города Владивостока.

Рассказ ученика об основании города Владивостока.

20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 военный транспорт «Манджур» под командованием капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера основал военный пост, который теперь уже официально получил название Владивосток. В вахтенном журнале «Манджура» об этом событии была сделана следующая запись: «Сего числа отправлено на берег — один обер-офицер, 2 унтер-офицера и 37 человек рядовых 4-го линейного батальона для занятия поста». Солдаты и матросы под командованием прапорщика Комарова приступили к постройке поста. Этот день официально считается днём основания города.

17 Слайд. Транспорт «Манджур»

18 Слайд. Матросы в бухте Золотой Рог.

Первыми жителями города Владивостока были переселенцы и местные типы.

Командовал транспортом «Манджур" А.К. Шефнер.

19 Слайд. А.К.Шефнер. Рассказ ученика о А.К. Шефнере.

Генерал-лейтенант, член главного военно-морского суда. Родился 26 мая 1832 г. Службу свою начал 13 октября 1846 г. юнкером балтийского флота, 3 апреля 1849 г. произведен в мичмана, в 1852—1853 гг. на транспорте "Двина" совершил переход из Кронштадта в Петропавловск. 7 апреля 1854 г. был произведен в лейтенанты. Принимал участие в защите Кронштадта от англо-французского флота, за отличия в службе 20 февраля 1856 года произведен в капитан-лейтенанты. В течение тринадцати лет командовал шхуной "Пурга" и вестовым транспортом "Манджур", на котором ходил по pеке Амур к берегам Японии. 16 апреля 1878 г. был произведен в контр-адмиралы. С 21 февраля 1883 г. Ш. занимал должность командира Ревельского порта, а с 1 января 1886 г. сверх того еще и должность директора маяков и лоций Балтийского моря. 1 января 1887 г. он был назначен исправляющим должность командира Петербурского порта, через два с половиной года зачислен по флоту, а 28 мая 1890 г. был произведен в генерал-лейтенанты с назначением членом главного военно-морского суда.

Первыми жителями города Владивостока были переселенцы и местные типы (японцы)

20 Слайд. Улица Пологая. Типы японцев.

21 Слайд. Центр города.

Владивосток, причудливо раскинувшийся по склонам спускающихся к морю сопок, – один из самых колоритных и притягательных городов России. Представления о нем как о пустынном, закованном во льды военном посте на самом краю земли, давно канули в Лету. Сегодня это современный город, приковывающий внимание путешественников со всего мира уникальной природой, изумительной красоты ландшафтами, россыпью военно-исторических памятников и неповторимой морской романтикой.

22 Слайд. Центр Владивостока и бухта Золотой рог.

23 Слайд. «Океан»

– Что вы знаете о городе Владивостоке сегодняшнем? (ответы учеников).

V. Закрепление и систематизация ЗУН.

  1. При каком русском императоре началось активное освоение Дальнего Востока и Приморского края?
  2. В чем заключалась важность освоения новых земель в России ХIХ века с вашей точки зрения?
  3. Как вы считаете, почему первыми переселенцами новых территорий стали военные и казаки? (ответы учеников).

Работа в парах. Выполнение индивидуального задания в листе-исследовании, используя печатную информацию «Хроника событий из истории открытий и освоения Приморья в 19 веке»

а) Перечислите фамилии русских путешественников – первооткрывателей дальневосточных территорий.
б) Исследуйте населенные пункты и выпишите их в порядке основания.
В) Перечислите транспортники – участники дальневосточных экспедиций.

VI. Рефлексия.

VII. Итог урока. Оценки. Награждение.

Приложение.

3.04.2014