Урок-исследование по русскому языку на тему "Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока: изучить правило «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных», сформировать у учащихся умение дифференцировать суффиксы прилагательных.

C:\Documents and Settings\marina\My Documents\Человечки\3d-chelovechek-110.jpg

Задачи урока:

  • знать, какие прилагательные называют отымёнными;
  • знать, в каких случаях в суффиксе прилагательных пишется одна буква Н, а в каких — две;
  • знать исключения из изученного правила;
  • уметь применять изученную орфограмму на письме;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: Урок-исследование

Оборудование урока: Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Постановка целей урока:

Сегодня мы начнём разговор о суффиксах прилагательных, в которых встречается одна или две буквы Н. Вы узнаете, в каких случаях нужно писать одну букву Н, а в каких — две, потренируетесь применять это правило на письме.

План урока.

Формулировка темы и цели урока.

Проведение лингвистического исследования.

Занесение результатов исследований в таблицу.

Применение изучаемой орфограммы на письме.

Подведение итогов урока.

II. Актуализация знаний.

Опрос: «Закончи фразу».

– Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой?, какая?, чей?, называется …..(прилагательное).

– Прилагательные согласуются …..(с существительными).

– Правописание окончаний прилагательных следует проверять…(по вопросу).

– По значению прилагательные делятся на…(качественные, относительные, притяжательные).

– Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную…(степени сравнения) и две формы…(полную и краткую).

– Словообразовательные морфемы – это … (приставки и суффиксы)

– Чаще всего имена прилагательные образуются от существительных …. (суффиксальным) способом.

III. Организация деятельности учащихся по созданию «нового знания».

ЦЕЛИ урока:

Что должны узнать?

  • Какие прилагательные называют отымёнными?
  • От чего зависит выбор количества Н в отымённых прилагательных?

Чему научиться?

  • Выбирать количество Н в отымённых прилагательных.

Где это пригодится?

  • При сдаче экзаменов ГИА-9 , ЕГЭ-11, в письменной речи

Как следует из темы урока, в суффиксах прилагательных может писаться одна и две буквы Н. В чём причина? Давайте проведём небольшое исследование и попробуем это выяснить. Результаты исследования будем заносить в таблицу.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • От какой части речи образованы данные прилагательные?
  • С помощью каких суффиксов?
  • Сколько Н пишется?
  • Определите значение суффикса.
  • Задайте вопрос к прилагательным.
  • Определите разряд.

Гусиный,
кожаный,
глиняный.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Оловянный,
деревянный,
стеклянный.

  • От каких слов образованы прилагательные?
  • С помощью какого суффикса?
  • Сколько Н пишется?
  • Подчиняются ли данные прилагательные общему правилу?
  • Как в русском языке называют подобные слова?

Как запомнить исключения?

Подсказка – посмотрите на окно (рама деревянная, полотно окна стеклянное, а ручки для закрывания окна оловянные), чтобы вспомнить, в каких прилагательных с суффиксом-ЯН– пишутся –НН-

– Назовите способ словообразования, при помощи которого образовались данные прилагательные от существительных (суффиксальный).

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • К какому разряду относятся?
  • От каких существительных образованы?
  • Сколько Н?
  • Чем является Н?

Павлиний,
бараний,
тюлений,
вороний.

Это любопытно! Возьмите на заметку!

Ворон и ворона — это не самец и самка одной птицы, а два разных вида.

Подобные притяжательные прилагательные: свиной, олений, фазаний, сазаний, кабаний.

Подобные прилагательные: зелёный, синий, пряный, юный, румяный, буланый.

Словарная работа. Выяснение значений слов: пряный, буланый.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ТАБЛИЦА «Н и НН в отымённых прилагательных»

Н ИСКЛЮЧЕНИЯ
  • в суффиксах -АН-, (-ЯН-), -ИН-
  • в притяжательных прил., образованных от сущ. с основой на Н:
    павлиний, бараний, тюлений, вороний, фазаний, свиной, олений, фазаний, сазаний, кабаний
  • в прилагательных:
    зелёный, синий, пряный, рьяный, юный, румяный, буланый 
  • СтеклЯННый
  • деревЯННый
  • оловЯННый

Опорная таблица поможет в случае затруднения.

Физкультминутка. Чтобы дальше нам хорошо работалось, проведём физкультминутку.

IV. Организация деятельности учащихся по применению «нового знания».

1. Задание. Запишите прилагательные, образованные от данных слов при помощи суффиксов -ИН– , -АН– , (-ЯН)

2. Игра «Четвертый лишний»

  1. Серебря…ый
  2. Ледя…ой
  3. Нефтя…ой
  4. Оловя…ый

3. Задание. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо. Составьте с прилагательными словосочетания.

  • Кури...ый, гуси...ый, соловьи...ый, лошади...ый, голуби...ый.
  • Ржа....ой, кожа…ый, стекля...ый, серебря...ый, глиня...ый, ледя...ой, деревя...ый.

4. Задание. В предложении выделенные существительные замените прилагательными

С –Н– или –НН-.

Невдалеке раздавалось кряканье утки. Меня разбудило чириканье воробья. По степи раздавался топот лошади. В книге лежало перо петуха. Это была песня лебедя. Этот камень в народе называют «глаз сокола». Наташа нашла камешек, который называется «бог кур». В ушах переливались серьги из серебра.

5. Буквенный диктант. В одну строку записываются цифры от 1 до 10. Диктуются прилагательные, а под цифрой записывается Н или НН:

Лебединый, оловянный, шерстяной, румяный, стеклянный, юный, деревянный, песчаный, синий, журавлиный.

«Проверь себя»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
н нн н н нн н нн н н н

6. Проверь: две или одна? (Интерактивное задание. Ресурс: слайд презентации)

V. Рефлексия.

Заполните табличку.

  1. Своей работой на уроке я
  2. Урок для меня показался
  3. За урок я
  4. Мое настроение
  5. Материал урока мне был
  • доволен / не доволен
  • коротким / длинным
  • не устал / устал
  • стало лучше / стало хуже
  • понятен / не понятен
  • полезен / бесполезен
  • интересен / скучен

VI. Итог урока.

Какое правило проиллюстрировано?

VII. Домашнее задание.

28.04.2014