Урок-путешествие на тему "Отдел лишайники"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


/слайд №1/

Цели:

  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов;
  • показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. /слайд №2/

Вид урока: урок - путешествие

Класс: 7

Время урока: 45 минут

Оборудование: таблицы, гербарный материал, портреты учёных, рисунки лишайников, книга К. А. Тимирязева “Жизнь растений”, географическая карта.

ЭПИГРАФ: /слайд №3/

ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА.
ЧАРЛЗ ДАРВИН

Ход урока

I. Организационный момент:

(Сообщается тема урока, задачи урока и основные этапы урока)

II. Новая тема: «Отдел лишайники».

Учитель:

В МИРЕ ЛИШАЙНИКОВ
Мимо малого мира проходишь ты как посторонний.
Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.
На лесном валуне - между мхами - причуды кладонии.
Эти формы познай, их фантастику запечатлев.
Будто явлен в модели нам образ другой биосферы!
Вот лишайник - как рюмочка, рядом-как гранистый лед.
А наросты цетрарий похожи на дебри Венеры,
Через эту чащобу торопится жук-вездеход.
Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил,
Потому изучаю палитру задобренных скал. 
Ю. Линник /слайд №4/

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по отделу лишайники. Во время путешествия мы с вами остановимся на некоторых станциях, для того чтобы лучше понять и усвоить новую тему. Наше путешествие проходит на «Школьном поезде», который уже совершил остановку на первой станции:

1 станция: «ИСТОРИЧЕСКАЯ» /слайд №5/

*Лишайники и их отличие от других растений
 Учитель: Лишайники представляют своеобразную группу комплексных организмов, тело которых всегда состоит из двух компонентов – гриба и водоросли. Сейчас каждый школьник знает, что в основе биологии лишайников лежит явление симбиоза – сожительства двух различных организмов. Но еще немногим более ста лет назад лишайники были для ученых великой загадкой. Постепенно количество известных видов лишайников возрастало. Правда, в те времена их называли нередко то мхами, то водорослями, то даже «хаосом природы» и «убогой нищетой растительности».

* История исследования, систематическое положение.

Кроме того, что лишайники являются первопроходцами, осваивающими свободные от других растений места обитаний, они также признаются одними из древнейших на суше растительных организмов, возникших в то время, когда образовались устойчивые связи между первыми наземными водорослями (или цианобактериями) и грибами. Первые более или менее надежно задокументированные находки ископаемых талломов, с большой долей вероятности принадлежащие лишайникам, имеют раннедевонский (около 480 млн. лет назад) и даже докембрийский возраст (почти 600 млн. лет).

Первые описания лишайников известны из «Истории растений» Теофраста, который указал два лишайника — Usnea и Rocella, /слайд №6/ которую уже тогда использовали для получения красящих веществ. Теофраст предполагал, что они представляют собой наросты деревьев или водоросли. В XVII веке было известно только 28 видов.

Французский врач и ботаник Жозеф Питтон де Турнефор /слайд №7/ в своей системе выделил лишайники в отдельную группу в составе мхов. Хотя к 1753 году было известно свыше 170 видов, Карл Линней описал только 80, охарактеризовав их как «скудное крестьянство растительности», и включил вместе с печёночниками в состав «наземных водорослей».

Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более ста миллионов лет назад, когда образовалась меловая толща нашей планеты.

Но лишь в конце 18 – начале 19 века возникла наука о лишайниках – ЛИХЕНОЛОГИЯ.

Началом лихенологии (науки о лишайниках) принято считать 1803 год, когда ученик Карла Линнея - Эрик Ахариус /слайд №8/ опубликовал свой труд «Methodus, qua omnes detectos lichenes ad genera redigere tentavit» («Методы, с помощью которых каждый сможет определять лишайники»). Он выделил их в самостоятельную группу и создал систему, основанную на строении плодовых тел, в которую вошли 906 описанных на то время видов. Русским учёным А. Н. Бекетовым в 1860 году для обозначения этих организмов был предложен термин “лишайник”./слайд №9/ В 1860-1868 гг. немецкий ботаник С. Шведенер /слайд №10/ в серии работ описал биологию лишайников как “двойных организмов” (тесное сожительство грибов и водорослей). Первым на симбиотическую природу в 1866 году на примере одного из видов указал врач и миколог Антон де Бари. В1867 году русские ботаники Андрей Сергеевич Фаминцын и Осип Васильевич Баранецкий /слайд №11/ обнаружили, что зелёные клетки в лишайнике — одноклеточные водоросли. Эти открытия были восприняты современниками как «удивительнейшие».

Русское название лишайники получили за визуальное сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название «лишаи». /слайд №12/

Сегодня лихенология является самостоятельной дисциплиной, смежной с микологией и ботаникой.

Лишайник сам по себе как единый организм – это уникальное явление природы. В нем совместно сосуществуют несколько совершенно разных организмов, взаимно обеспечивающих проживание друг друга. Чаще всего это партнерство образовано двумя организмами – грибом и водорослью (обычно зеленой или редко сине-зеленой бактерией – цианобактерией), но иногда могут встречаться 3 и даже 4 компонента. Но в теле одного вида лишайника всегда присутствует только один микобионт (гриб), остальные – фотобионты (водоросли и/или цианобактерии). Поэтому долго не удавалось ученым определиться с природой этих организмов. Современная наука систематика помещает лишайники все-таки в царство грибов, поскольку основная функция – размножение – остается за грибным компонентом – микобионтом. В связи с этим, одно из современных названий лишайников, используемых в научной литературе, – это лихенизированные грибы. Для обозначения лишайников используют биноминальную номенклатуру.

Учитель: Ребята, наш поезд прибыл на следующую станцию –

2. Станция «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ» /слайд №13/

(На доску вывешивается карта «Природные зоны России»). /слайд №14/

Лишайники можно найти везде. В еловых лесах, косматые, седые «бороды» свисают с ветвей. В сухих сосновых борах образуют сплошной ковер из ветвистых белых или розовых кустиков. На коре деревьев можно увидеть лишайники в виде пластинок. В горах лишайники покрывают камни и скалы. Лишайники появились на Земле более 100 млн. лет назад. /слайд №15/

Распространены они по всей суше от полярных пустынь до тропических лесов. При этом лишайники бывают настолько неприхотливыми, что растут там, где другие растения просто не могут выжить – в крайне суровых полярных и высокогорных пустынях, в которых лежат вечные снега, не бывает лета и лишь оголенные ветрами камни и скалы могут оставаться открытыми. Три четверти всех видов лишайников – это довольно микроскопические организмы, изучение которых без специальных оптических приборов невозможно. Большинство видов лишайников в северных широтах – крайне медленно растущие, за год способны прирастать всего на 0,1–2 мм, редко на 3 мм. Поэтому им трудно конкурировать с быстрорастущими мхами и другими высшими растениями. Например, альпийский лишайник умбиликария за 200 лет вырастает всего на 1 мм. Живут они очень долго. В Арктике были найдены экземпляры Ризокарпона географического, возраст которых – 4,5 тыс. лет. /слайд №16/ В 1981 г. было установлено, что возраст некоторых арктических лишайников как минимум 10 тыс. лет.

Лишайники селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе.

К. А. Тимирязев в своей знаменитой книге “Жизнь растений” писал: “Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, не выветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы, ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому пути появляются более сложные формы жизни”. /слайд №17/

Учитель: Следующая наша остановка –

3.Станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ» /слайд №18/

* Строение лишайника:

Лишайники очень разнообразны по форме – это и всевозможные пятна и корочки на камнях, ажурные кустики, образующие обширные ковры и маты на почве, или скопления миниатюрных «рюмочек», облепляющие старые пни и валежник; многие лишайники в виде тонких бледно-зеленых или темно-коричневых прядей свисают с ветвей деревьев, или в виде разнообразных лопастинок, чешуек и бородавочек поселяются на веточках елей и сосен; часто крупными изящными лопастями укрывают моховые кочки или замшелые валуны и основания стволов деревьев.

Цветовая раскраска также многообразна – лишайники часто могут быть и серыми невзрачными, но нередко они ярко-желтые или оранжевые, от ржавых до ярко-красных, зеленые или темно-коричневые, порой белые со всевозможными оттенками или темные – почти черные.

Окраска слоевища лишайников зависит от наличия пигментов, которые откладываются в оболочках гиф, реже в протоплазме. Наиболее богаты пигментами гифы корового слоя лишайников и различные части их плодовых тел. У лишайников различают пять групп пигментов: зеленые, синие, фиолетовые, красные, коричневые. Механизм образования их до сих пор не выяснен, но совершенно очевидно, что важнейшим фактором, влияющим на этот процесс, является свет.
Иногда цвет слоевища зависит от окраски лишайниковых кислот, которые
откладываются в виде кристаллов или зернышек на поверхности гиф.
Чем ярче освещение в месте произрастания лишайника, тем ярче он окрашен. Как правило, очень ярко окрашены лишайники высокогорий и полярных районов Арктики и Антарктики. Это тоже связано с условиями освещения. Для высокогорных и полярных
районов земного шара характерны большая прозрачность атмосферы и высокая интенсивность прямой солнечной радиации, обеспечивающие здесь
значительную яркость освещения.

* Внутреннее строение лишайника:

Слоевище (тело лишайника) образовано переплетением грибных нитей, которые хорошо видны под микроскопом на поперечном срезе /слайд №19/ Ближе к поверхности слоевища нити гриба образуют плотное переплетение, играющие роль покровной ткани. Ближе к центру оно становится рыхлым. И в полостях между нитями заметны группы зелёных клеток водоросли (сине-зелёные или цианобактерии). Шарообразные клетки водоросли скапливаются на той стороне слоевища, которая обращена к солнцу. Как и все зелёные растения, водоросль использует энергию солнца для образования необходимых для её жизнедеятельности органических веществ из углекислого газа, воды и минеральных солей. Причём часть органических веществ водоросль отдаёт грибу.

Можно уточнить, что тело лишайника, которое мы видим (называется по-научному «таллом» или «слоевище»), – это внешняя оболочка, образованная грибным партнером, внутри которого укрыты водоросли (тем самым предохраняемые от чрезмерного высыхания и агрессивных факторов внешней среды). /слайд №20/

В отличие от растений, тело лишайника, которое называется слоевищем, либо талломом, на корень, стебель и листья не расчленено. Не имея корней, лишайники довольно крепко прикрепляются к субстрату особыми выростами, расположенными на нижней стороне таллома.

По внешнему строению лишайники разделяются на три группы. Если слоевища плотно прилегают к субстрату в виде зернистого либо пылистого налета или в виде чешуек и корочек разной формы, то такие лишайники называются накипными. /слайд №21/

Если слоевища лишайников имеют вид более или менее расчлененных пластинок (лопастей), они называются листоватыми. /слайд №22/

Наконец, лишайники, которые имеют кустистое слоевище, состоящее из прямостоячих в разной степени разветвленных столбиков, называются кустистыми./слайд №23/

По месту обитания лишайники подразделяются на следующие виды:

  • Напочвенные (эпигейные) лишайники – могут расти как в открытых местах так и в лесах; /слайд №24/
  • Эпифитные лишайники – поселяются на деревьях и кустарниках; /слайд №25/
  • Эпилитные лишайники – поселяются на камнях и скалах, черепичных крышах, кирпичных стенах; /слайд №26/
  • Водные лишайники – растут на камнях у воды. /слайд №27/

* Способы питания лишайника:

Известно, что грибы – гетеротрофные организмы, т. е. они способны только потреблять органическое вещество (за счет которого и живут). Но лишайник, как организм в целом, тем не менее, является автотрофным, так как живет за счет органических веществ, вырабатываемых самостоятельно. Это связано с тем, что лишайник кроме грибного партнера включает также водорослевый – фотобионт, который способен на свету фотосинтезировать и производить органические вещества, идущие на жизнеобеспечение как самого фотобионта, так и микобионта. Этот союз гриба и водоросли и позволяет существовать автотрофно целому организму. О природе и механизмах взаимоподдерживающего или взаимовыгодного партнерства современным ученым известно достаточно много.

Одним из важнейших факторов выживания лишайников является, по – видимому, их способность очень быстро высыхать. Их влажность в этом случае составляет от 2 до 10% сухой массы. Фотосинтез прекращается, и организм погружается в глубокий анабиоз (временное прекращение жизни). Лишайники, даже высохнув до того, что его можно растереть в порошок, оживают после первого дождя. Смачиваясь дождём, лишайники поглощают воду, как губка – в количестве в 3-3,5 раз больше собственной массы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Во многих местообитаниях влажность лишайников колеблется в течение суток, а фотосинтез возможен лишь несколько часов, обычно рано утром, после смачивания туманом или росой.

* Размножение лишайников (объяснение учителя, таблица).

Лишайники размножаются вегетативным, бесполым и половым путём. /слайд №28/

Особи микобионта размножаются всеми способами в то время, когда фотобионт не размножается или размножается вегетативно. Размножаются лишайники главным образом вегетативным способом: обломками слоевища или специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. /слайд №29/

Слоевище лишайника нарастает очень медленно, за счёт деления водоросли и самого гриба, поскольку каждый из компонентов лишайника размножается самостоятельно. Лишайник образуется только тогда, когда гифы (нити) гриба встретят на своём пути соответствующую водоросль.

- (Сообщение учащегося) (Приложение 1)

4. Станция «ПРОМЫШЛЕННАЯ». Значение в природе. /слайд №30-32/

Особое участие лишайники принимают в процессе почвообразования (они подготавливают почву для заселения более высокоорганизованными организмами), т. е. лишайники играют в природе роль первопроходцев. Поселяясь в самых бесплодных местах, они выделяют особые кислоты, которые медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.

Велико значение лишайников в жизни человека и животных.

На севере они служат основным кормом для животных. Из них получают витамин С и готовят отвары, предохраняющие от нагноения.

Некоторые лишайники используются в качестве красителей в ткацком деле, в медицине, парфюмерии для изготовления духов, а так же при изготовлении глюкозы .

Кстати говоря, лишайниковые вещества (прежде их не совсем точно называли лишайниковыми кислотами) — одна из примечательных особенностей лишайников. Эти вещества помогают им, в частности, разъедать твёрдые горные породы. Сказочный вид тайге придаёт бородатый лишайник, или уснея (Usnea barbata). Его «борода» вырастает порой до 7—8 м в длину. Получаемая из неё усниновая кислота убива­ет бактерии, помогает заживлению ран. Отвары различных лишайников известны в народной медицине как взбадрива­ющее и противовоспалительное средство. Лишайники ис­пользуют при изготовлении пудры, духов, душистых сортов мыла. Из них получают лакмус, без которого не обходится ни одна химическая лаборатория.
Но наибольшее значение для человека имеют лишайники тундры. Здесь они покрывают огромные пространства. Карл Линней говорил, что на лишайнике зиждется благосостояние всей Лапландии (севера Скандинавского полуострова). Он имел в виду ягель, или «олений мох» (Cladonia rangiferina), и центрарию, или «исландский мох» (Centraria islandica). В течение долгих зимних месяцев эти лишайники — единственный корм северных оленей (они составляют и 70% их годового рациона). А олень даёт жителям тундры всё — и пищу, и одежду, и кров, и средство передвижения. Олени добывают лишайники из-под снега, разрывая его копытами.

Лишайники – это своеобразные и удивительные организмы. Эти растения сказочно живучи! Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают.

- (Сообщение ученика: «Небесная манна») (Приложение 2) /слайд №33/

Учитель: В “лишайниковых зарослях” обитает огромное количество клещей, ногохвосток, гусениц, пауков, клопов и т. п. Всего зарегистрировано около 400 видов животных, жизнь которых так или иначе связана с лишайниками. Некоторые из них используют слоевище лишайников как временное убежище.

Целый ряд животных питается слоевищем лишайников и продуктами их разрушения.

5. Станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ» /слайд №34/

Лишайники любят густые туманы. Однако ни в жаре, ни в холоде не могут жить без кристально чистого воздуха. Стоит только атмосфере быть чуть-чуть загрязнённой, как лишайники гибнут все до единого. Этот исключительно выносливый организм служит лучшим “индикатором” чистоты воздуха. Они в качестве организма-индикатора используются в мониторинге загрязнения атмосферы. Наиболее резко лишайники реагируют на сернистый газ, который, возможно, быстро разрушает и без того небольшое количество их хлорофилла. Кроме того, эти организмы способны связывать тяжёлые металлы из окружающей среды и накапливать их в своём слоевище. Лишайники используются для контроля над выпадением радиоактивных осадков, особенно в тех районах, которые трудно обследовать другими средствами.

Лишайники, растущие вблизи источников атмосферного загрязнения, если не исчезают совсем, то чаще всего утрачивают свой нарядный, привлекательный вид. На краях лопастей появляется беловатый налет, уменьшается размер слоевищ. На грибных грифах в изобилии появляются бактерии, клетки водорослей уменьшаются в размере, а иногда совсем погибают; бывает, что разрушается весь водорослевый слой таллома. Одним словом, лишайники выглядят больными./слайд №35,36/

- Сообщение учащегося (приложение 3)

Ученик:

Жизнь человека и жизнь планеты
Понятия неразделимые.
Ты, человек, любя Природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она – одна!
 В. Шефнер

III. Закрепление:

    • Найдите смысловые пары. Подберите словам, обозначенных цифрами, соответствующие термины, обозначенных буквами. ./слайд №37/

1. Лишайники 2. Питание 3. Слоевище 4. Форма таллома 5. Лакмус 6. Лишайниковые кислоты

А. тело лишайника

Б. органические соединения, характерная особенность лишайника

В. организмы, состоящие из грибов и водорослей.

Г. гифы грибов поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а водоросль, в которой имеется хлорофилл, образует благодаря фотосинтезу органические вещества.

Д.особое вещество для химической промышленности.

Е. накипные ( корковые), листовые (листовидные), кустистые.

Ответы.

1)1В 2Г 3А 4Е 5Д 6Б

2) Допишите предложения. /слайд №38/

Лишайники – это ___________________ организмы. Они состоят из гриба и ___________________. Зеленая ____________ образует _____________ вещества, используемые _______________, который снабжает________________ водой и растворенными в ней _____________ солями.

Лишайники размножаются в основном _____________________ - частями ___________________.

IV. Домашнее задание: /слайд №39/

  1. Учебник стр. 28 -34, ответить на вопросы в конце параграфа;
  2. Творческое задание:

- Написать синквейн про лишайники;

- Разгадав головоломку, вы прочитаете, что говорил К. Линней о ягеле и исландском мохе. Почему он так считал?

(Ответ: На лишайнике зиждется благосостояние всей Лапландии.)

Спасибо за урок! До новых встреч!

Интернет ресурсы: /слайд №40/

  1. Статья по теме «Лишайники»
  2. http://biouroki.ru/material/plants/lishainiki.html
  3. Статья по теме «Манна небесная»
  4. http://fb.ru/article/73111/oleniy-moh---manna-nebesnaya
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F8%E0%E9%ED%E8%EA%E8
  6. http://biologiyavklasse.ru/otdel-lishajniki.html
  7.  Активные ссылки на использованные изображения:
  8. Изображение лишайника кладония оленья:
  9. http://kamfotos.ru/photo/rastitelnyj_mir_kamchatki/foto_4761/20-114
  10. Накипные лишайники:

1.04.2014