"Ранняя республика в Риме". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Целевая аудитория:5 класс

Тип урока:объяснение нового материала, 1 час.

Цели урока: способствовать формированию понимания важного значения наследия Древнего Рима, в т.ч. раннего периода для дальнейшего развития мировой цивилизации.

Знание: знать государственное устройство ранней республики в Древнем Риме, хронологию, терминологию и персоналии царского периода и ранней древнеримской республики, актуализация знаний о древнегреческой демократии.

Понимание: понимать специфику Римской республикию

Применение: анализ письменных и вещественных источников по истории древнеримской республикию

Анализ: умение решать проблемные вопросы, сравнивать демократии в Древней Греции и Древнем Риме, систематизировать знания в таблице.

Синтез: формулировать выводы по теме, обобщать знания в форме рассужденияю

Оценка: оценивать значение древнеримского периода для дальнейшего развития античной цивилизации и мировой цивилизации в целом; проводить самооценку по предложенным критериям.

Оборудование: мультимедийная презентация, приложение к учебнику на CD-ROM (УМК В.И. Уколовой, Л.П. Маринович / под редакцией А.О. Чубарьяна), технологическая карта урока.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Подготовка к восприятию нового.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление изученного.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Викторина «Царский период в Риме» (§ 47, за правильный ответ обучающийся получает жетон (или смайл)).

  • Какие слова из истории царского периода Древнего Рима мы используем в своей речи? (форум, фашизм, гражданин, республика, плебей, патриций, сенат, тиран)
  • Найди на карте и покажи римские холмы
  • Назовите римского бога, считавшегося хранителем Рима
  • Кто согласно Вергилию в его поэме «Энеида» основал Рим?
  • Почему римляне называли себя «сыновьями волчицы»?
  • Кто был первым царем в Риме? Когда это произошло?
  • Какой бог был согласно легенде отцом Ромула и Рема?
  • С кем делил власть римский царь?
  • Что заимствовали римские цари у этрусков?
  • Почему римский народ сверг ТорквинияГордого? Когда это событие произошло?
  • Кто был первым римским консулом? (Брут)

II. Подготовка к восприятию нового.

Вопросы, которые нацеливают вспомнить ранее изученный материал:

  1. Сравните понятия «республика» и «демократия»
  2. Чьи законы укрепили демократию в Афинах?

III. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: В какой из двух республик – Римской или Афинской свободные бедняки играли большую роль в управлении?

Первый этап (Знание)

По ходу рассказа учителя выполни одно из заданий:

Задание 1. Составь глоссарий по теме «Государственное устройство римской республики»

Задание 2. Составь схему управления в Ранней Римской республике.

Задание 3. Придумай рассказ по рисунку (стр. 241) «Заседание сената»

Второй этап (Понимание)

Используя полученные знания, выполни задания

Задание 1. Сформулируй причины борьбы плебеев с патрициями

Задание 2. Сравните роль плебеев в управлении государством в царский период и в период Римской республики

Задание 3. Укажите сильные и слабые стороны управления Римской империи, избиравшей ежегодно двух консулов.

Третий этап (Применение)

Работа с историческим документом

«Законы XII таблиц» (стр. 241)

Задание 1. Ответь на вопрос к документу (стр. 241)

Задание 2. Составь 2-3 вопроса к документу.

Четвёртый этап (Анализ)

Решение проблемного вопроса

В какой из двух республик – Римской или Афинской свободные бедняки играли большую роль в управлении?

(заполнение таблицы):

Вопросы для сравнения Афинская демократия Римская демократия
Принятие законов
Оплата должностей
Роль знати
Вывод Афины – демократическая республика, в которой власть в полной мере принадлежала народу, а ареопаг утратил свое значение. Рим – аристократическая республика, власть в которой принадлежала знати. Сенат играл определяющую роль в разработке законов, ни перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибочные действия.

Пятый этап (Синтез)

Задание. Выполнение теста (вторая часть презентации «Рим: от возникновения до завоевания власти над Италией»). (Пояснительная записка – Приложение 2).

В 1 части презентации тренировочные тесты (в каждом задании предусмотрена возможность проверки (самопроверки) знаний обучающихся по изученной теме:

Слайд 3 – вставить пропущенные буквы в имена царей Рима.

Слайд 4 – «Крылатые выражения» (тест с вводом ответа).

Слайд 5 – тест с вводом ответа на знание обучающимися хронологии Раннего Рима

Слайд 6 – тест с использованием элемента «Изображение» для проверки знаний обучающимися сохранившихся памятников по истории Раннего Рима

Слайд 7 – 4 вопроса теста посвящены терминологии изучаемого периода истории Древнего Рима

Слайд 8 – о богах Рима. Задание для обучающихся заключается в том, чтобы перетаскивая объекты (элемент «изображение») правильно распределить по группам – «Боги патрициев» и «Плебейские боги».

2 часть презентации – диагностические тесты. Обучающиеся по желанию могут начать тестирование с того уровня, который осознают, что успешно справятся с заданием.

1 уровень – средний;

2 уровень – выше среднего;

3 уровень – сложный.

Возможные варианты:

  1. учитель распределяет обучающихся по уровням теста в соответствии с их способностями.
  2. Обучающимся предложено начать работу с прохождения любого уровня теста и получить отметку в соответствии с критериями:
Уровень/максимальный балл «5» «4» «3» «2»
Уровень 1/7 баллов 7 6 4,5 Менее 4
Уровень 2/14 баллов 14 11 – 13 7 – 10 Менее 7
Уровень 3/22 баллов 20-22 16 – 19 11 – 15 Менее 11

Домашнее задание: § 46 + задания (обучающийся выполняет по желанию и знает о баллах, которые пойдут в зачет технологической карты урока «Ранняя республика»).

Шестой этап (Оценивание)

Карта самооценки обучающегося – Приложение 1

Оценка работы учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания

  • Викторина – от 0 до 13 баллов
  • Глоссарий – от 0 до 3 баллов
  • Составление схемы – 0 до 4 баллов
  • Составление рассказа по рисунку – от 0 до 5 баллов
  • Анализ источника – 0 до 5 баллов
  • Заполнение таблицы – 0 до 10 баллов
  • Тест – от 0 до 22 баллов

Домашнее задание:

  • Составление развернутого плана – от 0 до 2 баллов
  • Объяснение терминов «церемония», «кандидат» и «консультироваться» – от 0 до 2 баллов
  • Написание синквейна – от 0 до 2 баллов

Максимальный балл – 62

  • «5» – 51 – 62 баллов
  • «4» – 41 – 50 баллов
  • «3» – 31 – 40 баллов
  • 30 и менее баллов – «дополнительные консультации»

4.04.2014