Урок истории по теме "Модернизация лидеров Западной Европы". 8-й класс

Разделы: История и обществознание


I. Цели:

  1. Сформировать представление о процессе развития модернизации ведущих стран Запада во второй половине XIX века (на примере Англии и Германии).
  2. Выделить взаимосвязь между объединением Германии и превращением ее в лидера Западной Европы.

Формулирование проблемы: Какая страна Европы занимала передовые позиции в 1870-1880 годах.

Нам предстоит исследование показателей четырех европейских государств, которое мы будем проводить в группах. Результатом нашей работы должна стать заполненная таблица по теме урока. На этом уроке мы сравним развитие двух стран: Германии и Англии.

II. Класс делится на группы.

  • Группа 1. Модернизация Германии.
  • Группа 2. Англия.
  • Группа 3. Франция: Второй империи к Третьей республике.
  • Группа 4. Модернизация Италии.

Правила работы в группе:

  1. Выбрать организатора работы – капитана.
  2. Прочитать карточку с заданием.
  3. Распределить работу между участниками группы.
  4. Определить, кто и как будет представлять полученные результаты (каждый свой вопрос; один или два лучших оратора).
  5. Вначале необходимо вспомнить, что такое модернизация – длительный и сложный процесс, в ходе которого на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества.

На основе имеющихся знаний вместе с учащимися формулируются основные линии сравнения. Каждая группа получает карточку.

 

Страна ________________

1. Успехи модернизации экономики

 

Завершен ли промышленный переворот. Какие отрасли промышленности развиваются. Банковское дело. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие сельского хозяйства. Мелкие предприятия и корпорации.
(другие вопросы развития экономики)

2. Развитие общественных отношений

Соотношение городского и сельского населения. Гражданские права. Трудовое законодательство.
Развитие образования.
Какие общественные организации защищают права граждан и борются за них.

3. Развитие политических отношений

Форма правления, режим. Конституция. Законодательная власть (парламент), исполнительная власть.
Партии.
Свобода слова и собраний. Избирательное право.

4. Основные направления внешней политики

Основные направления колониальной политики.
Отношения с соседями.

5. Вывод

Какой тип общества: аграрно-индустриальный (большинство процессов модернизации не завершены); индустриально-аграрный (большинство, но не все процессы модернизации завершены); индустриальный (в основном процессы модернизации завершены).

III. Самостоятельная работа.

IV. Выступление групп, сравнение результатов.

Примерные ответы

 

Германия

Англия

1. Успехи модернизации экономики

 

Завершение промышленного переворота.
Оформились капиталистические отношения.

Высокий уровень развития и в промышленности и в с/х.

2. Развитие общественных отношений

Население городов растет, к 1910 2/3.
Сохраняются сословные звания, но права и обязанности равны.

85% проживает в городах.
Равные гражданские права.

3. Развитие политических отношений

Конституционная монархия.
Ведущая роль канцлера.
Всеобщее избирательное право, неравное для бедных и богатых.

Конституционная монархия.
Ведущая роль премьер-министра.
Избирательные реформы.

4. Основные направления внешней политики

Империя готовится к большой войне. Стремление к господству в Европе.
Интерес к захвату колоний: Африка, Азия, Океания.

Колониальная империя. Официально с 1876 г.
Стремление удержать лидерство в Европе.

5. Вывод

Модернизация почти завершена. Индустриально-аграрная страна. Новый лидер.

Индустриальная страна.

Выводы учащихся: наиболее успешно по пути модернизации шла Англия. Германия становилась для нее опасным соперником в экономике, в расширении колониальных захватов. Это определяло международную политику как в этом, так и в последующих периодах.

V. Дз: §21-22, задания для оставшихся групп.

Презентация

24.07.2014