Урок обучения грамоте по теме "Буква Ж, ж и звук [ж]". 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • познакомить с новой буквой и звуком; учить читать слоги и слова с этой буквой; познакомить с написанием сочетания жи; учить работе с текстом (выборочное чтение, герои произведения и др.);
  • развивать речь, внимание;
  • воспитывать интерес к чтению.

Оборудование к уроку:

  • для учителя – таблица «жи-ши», табличка с написанием буквы ж, таблички с эпитетами (замшелый, мертвый, трухлявый, добрый, гостеприимный, веселый), иллюстрации пенька, насекомых;
  • для учеников – азбука, тетрадь для печатания.

Ход урока

1. Артикуляционная гимнастика

1. Стихотворение «С добрым утром» (хоровое проговаривание)

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Доброй ночи!» – говорим.

2. Вспомните скороговорки со словами:
  • ворона (Проворонила ворона вороненка);
  • сорока (Три сороки – тараторки тараторили на горке);
  • баран (Белые бараны били в барабаны);
  • мышь (Шесть мышат в шалаше шуршат).

2. Актуализация знаний

1. – С какой новой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (х)

– Какие звуки обозначает эта буква? [х], [х']

2. Лесенка

--х
---х
----х
-----х

3. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с этой буквой.

4. Изучение нового звука

Азбука, с.128

– Что изображено на верхней иллюстрации? (жук, желуди)

жук

– Назовите первый звук в этом слове.

– Охарактеризуйте его (согласный, звонкий, твердый).

желуди

– Назовите первый звук в этом слове.

– Охарактеризуйте его.

– Какой вывод можно сделать? (Звук ж всегда твердый).

5. Изучение новой буквы

Звук ж на письме обозначается буквой ж (карточка).

Печатание буквы детьми.

– Подберите слова, начинающиеся с буквы ж.

Печатание.

– Подберите слова, заканчивающиеся буквой ж.

– Какой звук мы слышим в конце этих слов? Почему?

– Как проверим написание парной согласной?

Печатание.

6. Чтение слогов, слов

Чтение слогов с доски.

Чтение слов.

Чтение обратных слогов с доски.

Чтение слов.

– Какой звук слышим после звука ж в слове ёжик? [ы]

– Почему?

Жи – ши пиши с буквой и (табличка)

Чтение слов с сочетаниями жи-ши.

7. Работа с текстом

1. Первичное чтение текста детьми.

Словарная работа (чтение по слогам, чтение целым словом):

  • замшелый
  • прошествовала
  • пригляделся
  • монотонно

– О чем текст? (иллюстрация пенька или слайд №1)

– Каким пенек увидел автор вначале? (карточки: замшелый, мертвый, трухлявый).

– Кого увидел автор на пеньке? (словами из текста)

На пеньке появляются иллюстрации насекомых (слайд №2)

– Какой пенек сейчас? (на доске: добрый, гостеприимный, веселый)

– Как назван пенек в конце рассказа? (теремок)

– Почему? (В нем живут дружно разные животные).

– Чему учит нас этот рассказ?

2.Вторичное чтение текста детьми.

8. Чтение стихотворения

К. Льдов «Жуки»

К. Льдов был сыном доктора медицины. Смолоду жил самостоятельно, не получая помощи от отца. Перебивался случайными заработками. Не заботился ни о еде, ни о новом костюме. Только думал о поэзии. Печатать свои стихи начал рано: с 16 лет. Был очень скромным человеком, не любил быть в центре внимания, никогда не давал интервью. Поэтому о его жизни нам известно мало.

Чтение стихотворения учителем.

– Понравился ли вам Коля? Почему?

– Чему нас учит это стихотворение?

9. Итог урока

– С какой буквой познакомились сегодня на уроке?

– Какой звук она обозначает?

– Написание какого сочетания надо запомнить?

Презентация

2.08.2014