Урок физики по теме "Параллельное соединение проводников". 8-й класс

Разделы: Физика


Цель: изучить параллельное соединение проводников в электрической цепи.

Задачи:

образовательные:

  • экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном соединении проводников;
  • экспериментально определить общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников;
  • продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром) .

воспитательные:

  • продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
  • продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.) .

развивающие:

  • продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
  • продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

Оборудование: амперметр, вольтметр, соединительные провода, источник тока, резисторы; презентация, интерактивная доска.

Ход урока

 

Этап урока Время, мин. Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организация начала урока. 1 Подготовка учащихся к работе на занятии. Включение в работу
II. Проверка выполнения домашнего задания.

Задачник[2]: №1352; №1356

3 Контроль над правильностью выполнения д/з 2 ученика работают у доски;
III. Всесторонняя проверка знаний.

1. Перевод внесистемных единиц в СИ

1мА = 0,001А

100кВ= 100?000 В

10МА = 10000000 А

50 мОм = 0,05 Ом

25 мкА = 0,000 025 А

360 кВ = 360000 В

30 мкОм = 0, 000 03 Ом

100 мВ = 0,1 В

1000 мОм = 1 Ом

200 кА = 200000 А

5   1 ученик работает на интерактивной доске
Экспериментальное задание:

- собрать цепь по предложенной схеме и рассчитать общее сопротивление в цепи и сопротивление на каждом участке.

  Задает наводящие вопросы:

1) Что называют электрической цепью?

2) Назовите основные элементы эл. цепи.

3) При каком условии в цепи протекает эл. ток?

4) Как формулируется закон Ома?

1 ученик работает на демонстрационном столе, поясняет свою работу, расчеты записывает на доске
"Кроссворд - наоборот" (Приложение 1) 3   Разгадывают кроссворд

Взаимоконтроль

IV. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа.

Итак, что мы уже знаем об электричестве?

  Вопросы классу:

Каковы особенности последовательного соединения проводников?

Ответы учащихся учитель подтверждает таблицей на интерактивной доске

(Приложение 2)

Отвечают на вопросы учителя: на прошлых занятиях мы познакомились с электрическими величинами, экспериментально установили закон Ома для участка цепи, научились собирать простейшую электрическую цепь, а также изучили особенности последовательного соединения проводников.
V. Мотивация

1) Какой вид соединения проводников представлен на демонстрационном столе? Почему вы так решили?

2) Я кое-что изменю в этой цепи. 3) Давайте изобразим схему этой цепи на доске.

Если две лампочки соединены в цепь друг за другом. Такое соединение проводников в электрической цепи называется последовательным. Если одним концом лампочки соединены в точке А, другим в точке Б. Такое соединение проводников в электрической цепи называется параллельным.

4) Обратим внимание на показания приборов. Они изменились. Почему?

5) Таким образом, параллельное соединение отличается от последовательного.

3 Включить цепь и обратить внимание на разные показания приборов при последовательном и параллельном соединении проводников.

Вместе с учащимися выделить сходства и различия данных электрических цепей, выяснить, каким образом соединяются проводники в указанных электрических схемах.

В ходе беседы учитель подводит учащихся к формулировке цели исследования.

Участвуют в беседе
VI. Начало изучения нового материала.

Создается проблемная ситуация, решение которой учащиеся находят самостоятельно в ходе проведения эксперимента:

В чем особенности параллельного соединения проводников вы выясните самостоятельно.

3    
VII. Исследовательская работа.

Цель исследования: экспериментально изучить параллельное соединение проводников в электрической цепи.

Задачи:

Для каждого участка цепи, экспериментально определить значения силы тока и напряжения.

На основании полученных в ходе исследования результатов сделать соответствующие выводы.

Порядок выполнения работы

Выбираем способ соединения проводников в электрической цепи, к изучению которого собираемся приступить.

Решаем, каким образом можно определить, например, силу тока на различных участках цепи. Рисуем соответствующую схему электрической цепи.

Определяем, какие приборы нам нужны, и в каком количестве.

Показания приборов записываем в тетрадь. Делаем соответствующие выводы.

Аналогичным способом определяем другие электрические величины для исследуемого способа соединения проводников в электрической цепи.

Примечание: При проведении экспериментального исследования параллельного соединения проводников в электрической цепи, не ставлю на занятии перед учащимися задачу определения общего сопротивления цепи. Дается готовая формула.

10 Контролирует выполнение работы. Проводят исследование.
VIII. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Записав на интерактивной доске (Приложение 2) и в тетради все полученные выражения, вместе с учащимися проводим следующие аналогии между электрическим током и током воды в водопроводе и реке:

Аналогия 1 - сколько воды втекает в водопроводную трубу, столько и вытекает из неё, вода нигде не накапливается. Аналогично, при последовательном соединении проводников сила тока во всех участках цепи одинакова.

Аналогия 2 - поток воды в реке, встречая на своём пути препятствие, распределяется по двум направлениям, которые затем сходятся вместе. Аналогично сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках.

4 Демонстрирует фрагмент "Аналогия между соединением труб и электрических проводников".

(диск 1С: Образование)

IX. Закрепление новых знаний:

Пример параллельного соединения: лампы в кабинете.

Почему бытовые приборы в помещении необходимо соединять параллельно?

Преимущества и недостатки соединений:

Параллельное - при перегорании одной лампы, остальные горят. Но при включении лампы с меньшим возможным напряжением она перегорит.

Последовательное - лампы с меньшим возможным напряжением включают в цепь с большим напряжением, но при перегорании одной лампы все не будут гореть.

3  
X. Подведение итогов урока. 1 Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
XI. Рефлексия. 1
XII. Домашнее задание

1.  49. упр. 22 (1,3) , стр. 113 [1]. Задачник [2]: № 1368, № 1370*

2

Литература:

  1. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин М.: Дрофа 2012г.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов/В.И. Лукашик, В.И. Иванова М.: Просвещение, 2012г.
  3. Физика: Занимательные материалы к урокам. 8 кл. /Авт.-сост.А.И. Сёмке М..Изд-во НЦ ЭНАС, 2004г.

7.07.2014