Урок-соревнование "Восхождение на пик Механики". 10-й класс

Разделы: Физика


>Цель: закрепить ранее изученный материал в решении расчетных, графических, качественных, комбинированных задач; развивать умения и навыки применения материала в решении нестандартных и практических задач, интерес к изучаемому предмету; воспитывать трудолюбие, быстроту, ловкость, смекалку.

Оборудование: планшет с горным пейзажем с нанесенным маршрутом и привалами, флажок, дидактический материал.

Урок-соревнование проводится с использованием дидактической игры. В каждом классе игра имеет многоцелевой характер, поскольку в ней реализуется комплекс дидактических задач.

Игровое поле состоит из красочного планшета, на котором изображен горный пейзаж с нанесенным на него маршрутом восхождения и привалами. Привалы пронумерованы - их 10; старт обозначен флажком. Сбоку на планшете находятся карманы (тоже пронумерованы), в которых помещены карточки с заданиями для каждого привала. На некоторых привалах команду ожидает сюрприз - неудача. Так на карточке написано: "Туман, снегопад, команде вернуться на базу" или "Ожидается сход лавины, срочно спуститься на один переход".

Класс делится на две команды: "Эрудит" и "Квант", и капитаны команд, которые представляют свои команды и принимают важные решения (замену игроков или задания выполняют сами).

"Эрудит" - эти ребята умные, достойные и талантливые. "Квант" команда веселых, активных, находчивых, толковых.

Игра проводится под девизом: "Один за всех и все за одного"

Пусть кипит работа
Сильней соревнованье.
Успех решает не судьба,
А ваше знанье!
Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем.

Урок проводится с привалами:

1. Блиц-турнир

2. Найди ошибку(формулы)

3. Реши задачу

4. Поиск(экспериментальные задачи)

5. Графики

6. Задачи-шутки

7. Погружение

8. Эрудит

9. Средняя скорость

10. Тесты

11. Подведение итогов урока

На каждом привале выполняется задание участниками. Если участники выполняют задание правильно, то получают "5", если с помощью команды, то получают жетон. Команда, выполнившая задание первой - тоже жетон. Побеждает та команда, которая первой доставит флажок на пик.

Учитель: "Механика - древнейшая наука, но не устаревшая"

Рекорды Гинесса на уроках физики "Основы кинематики"

Самые быстрые и самые медленные птицы

  1. Наиболее быстрыми из летающих птиц считаются утки и гуси, а такие виды, как красногрудый крохаль, гага, нырок североамериканский и гусь со шпорами, могут иногда развивать скорость до 108 км/ч, спасаясь от опасности.
  2. Белогрудый стриж, живущий в районах Азии, и альпийский стриж развивают чрезвычайно высокую скорость во время брачных танцев в воздухе и боев с соперниками - до 170 км/ч.
  3. Однако можно сказать, что в прямом полете скорость у половины летающих птиц не превышает 64 км/ч.
  4. Минимальную скорость в горизонтальном полете, не превышающую 8 км/ч, имеет американский лесной петух.

Самые быстрые из летающих насекомых.

В 1926 г. американским ученым было сделано сообщение, что он наблюдал полет оленьего овода со скоростью 1316 км/ч на высоте 3657 м. Однако это маловероятно.

Действительно, для полета с такой скоростью овод должен иметь мощность равную 1,5 л.с, а для ее выработки он должен был бы поглощать за 1 с количество пищи, равное 1,5 массы его собственного тела. Если бы даже это было возможно, овод был бы расплющен атмосферным давлением или сгорел бы в результате трения о воздух.

Современные исследования показали, что средняя скорость полета любого насекомого (включая оленьего овода) составляет 39 км/ч, а максимальная - на коротких дистанциях - 58 км/ч.

1. Блиц-турнир (капитаны)

1. Сколько м в 1 км?

2. Сколько с в 1 часе?

З. Что больше: 10 м/с или 36 км/ч?

4. Ускорение: величина векторная или скалярная?

5. Чему равна длина траектории?

6. Чему равно ускорение свободного падения?

7. Как называется движение, если скорость не меняется?

8. Что показывает счетчик пути в автомобиле: путь или перемещение?

9. Чему равна скорость, если тело покоится?

10. Чему равно ускорение, если тело движется равномерно?

2. Формулы (исправить ошибку-1 человек из команды)

Не зная формул, пропадешь,
Когда в мир знаний ты войдешь.

3. Реши задачу. (1 человек из команды)

Энрико Ферми: "Знать физику - это значит уметь решать задачи".

Автомобиль "Москвич", двигаясь из состояния покоя, через 250 м развивает скорость 20 м/с. С каким ускорением он движется? Сколько времени длится разгон?

Дано: Решение:
V0x=0 Sx=(Vx2-V0x2)/2ax
Sx=250 м
Vx=20 м/с ax=(Vx2-V0x2)/2Sx
ах - ? ах=(400-0)/2*250=400/500=0,8
t - ? Sx=axt2/2
t=25 с

Ответ: 0,8м/с; 25 с.

4. Поиск (экспериментальные задачи - команда)

1. Мальчик, стоя на балконе пятиэтажного дома уронил орех и решил определить ускорение свободного падения. И очень скоро определил. Как?

(Ответ: измерив высоту и время падения по формуле S=gt2/2).

2.Скала наконец была покорена. Робинзон стоял на ее вершине, внизу шумело море. "Какова высота этой скалы? Надо ее определить", - подумал он. Как?

(Ответ: измерив t по часам падения камня до уровня моря и по формуле S=gt2/2 вычислить высоту скалы).

3.С помощью установки (желоб, шарик, измерительная лента, часы) определить ускорение, с которым скатывается шарик?

a = 2S/t2

5. Графики. (команда)

Задание:

а) обозначить оси;

б) записать формулы

6. Задачи - шутки (капитаны)

1. Белку с орехами в лапках посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули вдоль него. Приблизившись к краю стола, белка почувствовала опасность. Она знала законы движения Ньютона и, пользуясь одним из них, предотвратила свое падение на пол. Каким образом?

(ответ: выбросила вперед орехи)

2. "Если он не погасил фары, то я не погашу свои", - так рассуждают некоторые водители. Аналогию с каким законом механики здесь можно провести?

(ответ: с третьим законом Ньютона.Действие равно противодействию)

3. Часто на борту грузовика имеется надпись: "Не уверен - не обгоняй". Имеет ли эта фраза физический смысл.

7. Комбинированные задачи "Погружение" (1 человек из команды)

1. Автомобиль, массой 6 т проезжает с выключенным мотором до полной остановки 15 м, под действием силы тормозящей 300Н. Сколько времени длилось торможение?

2. Велосипедист, прилагая силу в 5 Н, до полного разгона проезжает путь 50 метров. Какую скорость он имеет в конце пути, если его масса вместе с велосипедом 100 кг?

8. Эрудит (команда)

1. Выехав рано из города на ровное и пустынное шоссе, шофер решил устроить первую остановку ровно через час. Как ему выполнить свое намерение, не глядя на часы? Радиоприемник в машине отсутствует.

(ответ: по спидометру и счетчику пути, то есть шофер должен поддерживать скорость постоянной и дождаться увеличения километража на величину, численно равную этой скорости).

2. "Мировой рекорд" по прыжкам в высоту среди животных принадлежит маленькой южноафриканской антилопе. На какую высоту прыгнет антилопа, если она отталкивается от Земли вверх со скоростью 12 м/с? (ответ: 7,2 м)

3. Установлено, что человек может безопасно для жизни прыгнуть с высоты 2 м. С какой скоростью он достигнет при этом земли? (ответ: 6,3 м/с)

9. Средняя скорость

(задачи барона Мюнхаузена - капитаны)

Когда моя лошадь подворачивает ногу, я взваливаю лошадь на плечо, и мы продолжаем движение, но медленнее: когда я на лошади, мы движемся со скоростью Vi=120 км/ч, а когда лошадь на мне, со скоростью V2=30 км/ч. Чему равна наша средняя скорость, если:

1. Я еду полпути, а потом несу лошадь.

2. Я еду половину времени, а потом несу лошадь?

Тесты 10 класс Вариант I (1 чел.)

10. Основы кинематики

1. Какая единица длины принята основной в Международной системе?

а) 1с; б) 1 мин; в) 1ч; г) 1 сут; д) 1 год

2. Какие из перечисленных ниже величин векторные?

1) скорость 2) ускорение 3) путь

а) только 1; б) только 2; в) только 3; г) 1 и 2; д) 1 и 3; е) 1,2,3

3. В какой из двух задач, приведенных ниже, можно считать шар материальной точкой?

1) измерить время свободного падения шара радиусом I см с высоты 100м.

2) рассчитать архимедову силу, действующую на этот шар, погруженный в воду.

а) только в первой задаче;

б) только во второй задаче;

в) в обеих задачах;

г) ни в первой, ни во второй задачах.

4.По графику, представленному на рисунке, определите скорость движения велосипедиста через 3 с после начала движения.

а) 3 м/с; б) 9 м/с; в) 0; г) 27 м/с; д) среди ответов а - г нет правильного.

Тесты 10 класс Вариант II (1 чел).

Основы кинематики

1. Какая единица длины принята основной в Международной системе?

а) 1 мм; б) 1 см; в) 1м; г) 1км; д) 300000км.

2. Какие из перечисленных ниже величин скалярные:

1) скорость 2) путь 3) перемещение

а) только 1; б) только 2; в) только 3; г) 1 и 2; д) 2 и 3; е) 1,2,3.

3. В какой из двух задач, приведенных ниже, можно рассматривать Землю как материальную точку?

1) рассчитать период обращения Земли вокруг Солнца.

2) рассчитать линейную скорость движения точек поверхности Земли в результате ее суточного вращения.

а) только в первом случае; б) только во втором случае; в) в обоих случаях; г) ни в первом, ни во втором случаях.

4. По графику, представленному на рисунке, определите скорость движения велосипедиста через 2 с после начала движения.

а) 2 м/с; б) 6 м/с; в) 3 м/с; г) 12 м/с; д) среди ответов а - г нет правильного.

11. Подведение итогов урока.

Физика! Какая емкость слова!

Физика - для нас не просто звук.

Физика - опора и основа всех без исключения наук.

12. Домашнее задание.

В одной системе координат постройте по два графика скорости:

1) а) V0x=2 м/с, аx=1,5 м/с2

б) V0x=4 м/с, аx= - 2 м/с2

2) а) V0x=3 м/с, аx=1,5 м/с2

б) V0x=5 м/с, аx= 0 м/с2

Приложение.

7.07.2014