Урок биологии по теме "Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование". 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9


Цель: сформировать понятия "неполное доминирование" и "анализирующее скрещивание", закрепить генетические понятия "генотип" и "фенотип", "аллельные гены"; развить навыки коллективной и индивидуальной работы; продолжить работу по формированию научной картины мира.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания обучающихся о первом и втором законах Г.Менделя; гипотезе чистоты гамет, продолжить формирование навыков решения генетических задач, умения записывать схемы скрещивания; познакомить с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования). Обратить внимание на практическое значение анализирующего скрещивания в сельском хозяйстве.

Воспитательные: воспитать чувство ответственности за выполненную работу в группах.

Развивающие: развивать логическое мышление и интеллектуальные, творческие способности; продемонстрировать обучающимся возможность использования знаний о законах генетики на практике, например в медицине и сельском хозяйстве.

Методы обучения: эвристическая беседа, практический (решение задач), наглядный.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004f3-1000-4ddd-45e2-610046bc4337/199.swf), презентация учителя "Неполное доминирование и аналитическое скрещивание", презентация учащегося "Геном человека", динамическая модель "Неполное доминирование", интерактивная доска, ноутбук.

Ход урока

Организационный момент (3 мин).

Приветствие класса, ознакомление с планом и формами работы.

Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с основными понятиями генетики, с 1 и 2 законом Г. Менделем. Давайте вспомним материал

Этап повторения и актуализации знаний (10 мин).

1 учащийся работает с интерактивной доской, выполняя задания на моногибридное скрещивание.

Ссылка: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004f3-1000-4ddd-45e2-610046bc4337/199.swf

Работа с понятиями (у доски работает 1 учащийся): Закрепление генетической терминологии:

Учащийся пишет определения понятиям: 1. Генетика, 2. Гомозиготный организм, 3. Гетерозиготный организм, 4. Аллельные гены, 5. Изменчивость.

решение генетических задач - 2 человека у доски.

1 ЗАДАЧА:

Мужчина с веснушками (доминантный признак) гомозиготный по этому признаку женился на женщине без веснушек (рецессивный признак). Какие будут дети у этой пары?

2 ЗАДАЧА:

Гетерозиготный мужчина с длинными ресницами женился на гетерозиготной женщине с длинными ресницами. (Ген длинных ресниц доминантный). Какие ресницы будут у детей этой пары, и какова вероятность рождения ребёнка с короткими ресницами?

Остальные учащиеся в классе решают задачу на наследование диабета на своих местах.

Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У супругов родился ребёнок больной сахарным диабетом.1)Сколько типов гамет может образоваться у отца? 2)Сколько типов гамет может образоваться у матери? 3)Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребёнка? 4)Сколько разных генотипов может быть среди детей этой супружеской пары?

Через 8 минут совместная проверка правильности выполнения у доски (по желанию).

По окончанию работы учитель совместно с учащимися осуществляет проверку правильности выполнения заданий и оценивает работу учащихся.

Этап изучения нового материала (20 мин).

Вступительное слово учителя:

После открытия законов Г.Менделем генетика шагнула далеко вперед. С 1998 года заработала программа "Геном человека". Геном - это совокупность наследственного материала, заключенного в клетке организма. (полный хромосомный набор).

Вам предлагается прослушать доклад (Артёменко А.) (Приложение 1) и ответить на вопросы:

1. Для каких целей была запущена программа "Геном человека"? 2.Что являлось объектом исследования?

3.Какие предпосылки для ее открытия были во второй половине 20 века?

4.Какие результаты этой программы получены в настоящее время?

(длительность выступления и обсуждения темы - 6 минут)

Как уже было сказано, что учёные всего мира изучают гены живых организмов и стараются прогнозировать фенотипические проявления, изучая геном. Сегодня мы с вами на уроке узнаем особенности неполного доминирования и аналитического скрещивания и практическое применение их (Приложение 2) (слайд №1).

Работа в 3 группах: - 5 мин. Обсуждение и защита 2 минуты у доски для каждой группы.

Вам предлагается решить 3 проблемы, возникшие в сельскохозяйственной отрасли производства, и предоставить решение генетической задачи.

ГРУППА №1.

Проблема: 2 племенных хозяйства приобрели быков черной окраски для племенной работы, зная только экстерьер (фенотип). Какое потомство можно ожидать при скрещивании с "красными" коровами?

Задание:

1. Решите задачу и запишите решение на доске

В совхоз приобрели быков черной окраски для племенной работы. При скрещивании их с "красными" коровами от первого быка всё потомство имело черную окраску, а от второго быка были "красные" и черные телята. Известно, что доминантный ген отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген отвечает за "красную" окраску. Каков должен быть генотип быка, потомство которого было черной окраски?

2. Объясните причину одинаковой окраски телят.

Во время выступления 1 группы - показ (Приложение 2) слайда №2-3

ГРУППА №2

1. Решите задачу и запишите решение на доске

Проблема: 2 племенных хозяйства приобрели быков черной окраски для племенной работы, зная только экстерьер (фенотип). Какое потомство можно ожидать при скрещивании с "красными" коровами?

В совхоз приобрели быков черной окраски для племенной работы. При скрещивании их с "красными" коровами от первого быка всё потомство имело черную окраску, а от второго быка были "красные" и черные телята. Известно, что доминантный ген отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген отвечает за "красную" окраску. Каков должен быть генотип быка, потомство которого было черной окраски и "красной" окраски?

2. Объясните причину разной окраски телят.

Во время выступления 2 группы - показ слайда №4-5 (Приложение 2)

После выступления -

Как вы видите, мы проанализировали генотипы быков, зная генотипы и фенотипы потомства. В сельском хозяйстве если необходимо выяснить генотип особи с доминантным признаком, то необходимо произвести скрещивание данной особи с особью, гомозиготной по рецессивному гену. Такое скрещивание называется анализирующим. Запишем определение Анализирующее скрещивание - это скрещивание особи с неизвестным генотипом, с особью гомозиготной по рецессивному признаку. показ Слайда №6 (Приложение 2).

У нас осталась ещё одна проблема в сельскохозяйственном комплексе. Появление новой окраски цветков у душистого табака. Пожалуйста, ваше решение задачи.

ГРУППА №3

1. Решите задачу и запишите решение на доске

В фермерском хозяйстве провели скрещивание душистого табака с красными цветками с растениями, имеющими белые цветки. В F1 все растения были с розовыми цветками, а в F2 1 часть растений табака была с красными цветками, 2 части с розовыми цветками, 1 часть с белыми цветками.

2. Объясните это явление.

Как вы видите, в не все доминантные гены полностью подавляют рецессивные гены, и это явление получило название неполное доминирование. Слайд №8-9 (Приложение 2)

Давайте, запишем в тетрадь определение Неполное доминирование - явление, при котором доминантный ген не полностью подавляет проявление другого аллельного гена, и наследование носит промежуточный характер Слайд №10. (Приложение 2). (1 мин)

Примеры неполного доминирования вы можете увидеть на слайдах №10-11 (1 мин).

Этап закрепления знаний (10 мин).

А теперь, исходя из полученных знаний, составьте схему, сравнивая полное и неполное доминирование (Приложение 3). Объекты исследования горох и душистый табак-(3 мин). -обсуждение (1 мин).

Рефлексия:- 4 мин. (Приложение 4)

Подведение итогов урока с обсуждением вопросов и заданий для учащихся

Достройте схему, отвечая на вопросы:

Ген, проявляющийся во всех поколениях::?

Ген, проявляющийся в отсутствии доминантного гена::?

Какой фенотип потомства при полном доминировании в ходе скрещивания черных и белых кроликов?

Какой фенотип потомства при неполном доминировании в ходе скрещивания

Растений с красными цветками и белыми?

Результат анализирующего скрещивания с гомозиготной особью:?

Результат анализирующего скрещивания с гетерозиготной особью:?

Давайте подведём итоги и сформулируем выводы: - (2 мин)

1. Знание законов генетики используется на практике в ::.(медицине, сельском хозяйстве)

2. Анализирующее скрещивание позволяет определить генотип одного из родителей по фенотипам потомков и с учетом генотипа второго родителя.

3. При промежуточном наследовании не наблюдается полного доминирования одного гена.

Заключительный этап (2 мин)

Спасибо за работу, как вам понравился урок? Что нового вы узнали? Что хотели узнать?. Давайте запишем Д-з3.6,Задачи. (Приложение1) Слайд №12