Урок русского языка по теме "Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых согласных в корне слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели урока (планируемые результаты обучения):

Личностные:

  • развитие у учащихся интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • развитие способности к самооценке учебной деятельности.

Метапредметные (развитие у учащихся универсальных учебных действий):

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • формулировать гипотезу урока;
  • находить способ решения учебной задачи и представлять результат своей работы;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

  • вывести обобщенное правило правописания проверяемых согласных в корне слова.

Материалы: карточки со словами; лист для гипотезы; рабочие листы; маркеры.

Ход урока

1. Работа с фразеологизмами.

Иголке негде упасть.

Шагу негде ступить.

Яблочку негде упасть.

О чем говорят эти фразеологизмы?

Каково их толкование?

2. Обзор. Мотивация.

Над какой темой мы работаем на уроке?

Что уже узнали о непроизносимых согласных?

На какой вопрос мы ответили вчера на уроке?

Что нужно сделать, чтобы определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук?

Как вы думаете, всё ли мы знаем о непроизносимых согласных?

Сегодня на уроке мы уточним, дополним наши знания.

На доске слова. Проведите классификацию. По какому основанию их можно разделить на 2 группы? (основание - "Вид орфограммы")

гриб вестник
лодка сердце
слёзка грустный

Как вы думаете, почему сегодня мы будем говорить об этих орфограммах?

Попробуйте выдвинуть гипотезу.

Гипотеза.

Парные звонкие и глухие согласные звуки и непроизносимые согласные звуки в корне проверяются одинаково.

Для этого проведем исследование. Определите вид. (Дедуктивное) Почему?

Найдем факты, доказывающие или опровергающие гипотезу.

3. Исследование.

План.

1. Рассмотрите рабочий лист.

2. Впишите ответы на каждый критерий таблицы: местоположение орфограмм в слове, способы проверки орфограмм и их графическое обозначение.

3. Подчеркните маркером то общее, что есть у изучаемых орфограмм.

4. Сделайте вывод о доказанности гипотезы.

Рабочий лист.

Критерии Парные согласные звуки Непроизносимые согласные звуки
1. Местоположение орфограммы в слове.    
2. Способы проверки орфограммы. 1.

2.

1.

2.

3. Графическое обозначение орфограммы. дубки - капустный -

4. Обмен информацией.

Группы представляют результаты работы.

Вывод: Способ проверки и графическое обозначение изучаемых орфограмм одинаковое.

Сравните наш вывод с выводом в учебнике на странице 69.

5. Применение.

Прочитайте задание к упражнению №93. Выпишите слова группами.

6. Рефлексия.

При написании слов, с какими орфограммами мы действуем одинаково?

7.07.2014