Урок математики по теме "Закрепление табличного умножения и деления". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепление табличного умножения и деления.

Задачи:

1. Предметные: совершенствовать вычислительные навыки, знание таблицы умножения; развивать умение находить площадь, совершенствовать навыки счета;

2. Метапредметные:

  • Регулятивные: создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Познавательные: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах.

3. Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, воспитывать бережное отношение к окружающей среде, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – мультимедийная презентация;
  • раздаточный материал: маршрутный лист;
  • технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

(Приложение 1)

Ждёт работа нас важная:
Что знаем – будем повторять,
Что забыли – будем вспоминать.

(Звучит куплет песни «Дважды два четыре», слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).

– Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Табличное умножение)

– Какое действие связано с действием умножения? (Деление)

– Как деление связано с умножением? (Произведение делим на множитель и получаем другой множитель)

(Приложение 1)

– Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы проведем исследование. А какое исследование, вы узнаете совсем скоро.

III. Работа по теме урока

1. Устный счёт.

Помни о том, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.

Ученик от каждого ряда читает примеры, записанные на листке. У остальных ребят на партах карточки с ответами.

I ряд II ряд III ряд
9*9 8*8 8*9
3*5 5*9 9*3
4*5 9*6 2*7

У кого карточка с ответом, выставляет её на доску. 81 15 20 64 45 54 72 27

– Полученные ответы расположите в порядке возрастания. (15, … 81)

– На какие 2 группы разделите эти числа?

– Назовите число, в котором число десятков на 1 больше числа единиц. (54)

– Назовите число, в котором число единиц на 4 больше числа десятков. (15)

– Переверните карточки. (Экология)

– Что такое экология?

– Экология – наука о природном доме, который есть у каждого растения, животного. Всё то, что окружает нас в природе – это наш дом. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

(Приложение 1)

– Мы проведем экологическое исследование и выясним, как человек влияет на окружающую среду.

2. Экологическое путешествие.

– Совершать экологическое путешествие будем по участку, который имеет прямоугольную форму.

Знает каждый школьник про прямоугольник.

– Возьмите маршрутный лист, в который будем заносить данные, полученные в ходе исследования. (Приложение 2)

– Под каким номером прямоугольник? Докажи.

– А теперь найдем площадь исследуемого участка. Участок прямоугольной формы имеет стороны 8 км и 2 км. Найдите площадь и запишите решение в маршрутном листе там, где стоит знак площади.

– Чему равна площадь участка?

– На данной площади находятся объекты, которые мы будем исследовать.

– Исследуем первый объект.

(Приложение 1)

Физминутка

По тропинке шли мы, шли,
Быстро к лесу подошли
Там деревья стоят в ряд
И от ветра все шумят.

– Исследуем первый объект – лес.

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(С. Погореловский)

– С каждым годом территория леса уменьшается. Как вы думаете, с чем это связано?

– Люди часто вырубают леса, и многие животные теряют свои дома и пищу, в результате их становится меньше и в конечном итоге им грозит полное исчезновение.

(Приложение 1)

Вдумайтесь, ведь одно дерево является домом для многих птиц и насекомых. А насекомые являются пищей для птиц.

– Сейчас узнаем, какая птица спряталась в ветвях этого дерева.

– Решите задачу.

Сорока прожить может 27 лет
В три раза короче у ласточки век.
Ворона на 40 лет больше живёт...
Кто быстро считает, ответ назовёт?

(На разрезных карточках, которые находятся на партах, записаны решения)

– Сколько сорока может прожить?

– Что сказано о ласточке? Найдите в парах ответ, записанный на карточке.

– Что сказано о вороне? Найдите ответ, записанный на карточке.

– На сколько ворона живёт дольше ласточки? (на 58 лет)

– Переверните карточки, соедините их.

(Если получилась картинка, решали правильно)

– Кто изображён на картинке? (дятел) (Приложение 3)

(Приложение 1)

Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья то насекомых – короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки. Их охотно используют для своих гнёзд маленькие птички. Получается взаимосвязь:

Дятел –> деревья –> птички

– Эта схема отражает, как связаны растения и птицы между собой.

– Это зелёный дятел – очень пугливая и необыкновенно прожорливая птица. Любимое его лакомство – самый маленький и самый трудолюбивый лесной народ.

(Приложение 1)

– Кто это? (муравьи)

– Дятел летает среди деревьев в поисках муравейников, подлетает к нему, раскапывает ямку и слизывает муравьёв своим длинным липким языком. Обитает он там, где много муравейников.

– Вот под деревом мы видим муравейник. Что же с ним произошло? (его разрушили)

– Что может произойти, если будут разрушены в этом лесу все муравейники? (улетят зелёные дятлы)

Получается взаимосвязь:

муравейник –> дятел

– Поможем муравьям восстановить муравейник, выполнив задания:

  • 2 человека работают по заданию:

Сравни (< , > , =)

5 х (43 – 35) … … 9 х 7 – 24
(60 – 54) х 2 … … 8 х 2
35 : 7 х 8 … … 12 : 4 х 6 : 9
  • Остальные дети решают уравнения, записанные на маршрутном листе:
Х:1=15 24:У=1
Решают девочки. Решают мальчики.

(Приложение 1)

– А вот перед нами поляна. Сколько здесь цветов!

Физминутка

«Цветы»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

– Представьте себя цветком. Что бы вы сказали, когда увидели, что вас вот-вот сорвут?

– Прочитайте задачу на маршрутном листе.

(Приложение 1)

Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 “В” сорвали 28 цветов,

а 2 “В” – 26 цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка, чтобы стать сытой, должна съесть нектар 6 цветов?

– Подумайте, как удобнее оформить краткую запись?

– Какие слова возьмём для составления таблицы?

– Какие 2 величины необходимо знать, чтобы ответить на главный вопрос?

(Норму на 1 бабочку и общую норму)

– Что известно?

– Что неизвестно?

– Сколько всего цветов сорвали дети?

– Запишите решение выражением и ответ.

Проверим. Прочитайте решение и ответ.

(28 + 26) : 6 = 9 (б.)

Ответ: 9 бабочек останется без обеда.

– Какая экологическая проблема может возникнуть на поляне?

цветок –> бабочка

– Какой вывод из задачи можно сделать?

На Земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное “стой!”
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толпе городской
Мы охапки тащили устало.

– Что же делать, если так хочется подарить цветы маме, бабушке?

IV. Итог урока

– Как вы думаете, все ли объекты на этом большом участке мы исследовали?

– На этом участке есть завод по производству бумаги. Дома составьте задачу о выбросе грязной воды из труб этого завода.

– Наше исследование будет продолжено на следующем уроке.

– Составьте пословицу. (Приложение 1) (Меньше говори, да больше делай). Соотнеси её с нашим экологическим исследованием и объясни.

– Чтобы сохранить окружающую природу, надо совершай конкретные дела, а не говорить о том, чтобы мы могли сделать для спасения и сохранения природы.

Приложения

13.07.2014