Урок русского языка по теме "Правописание глаголов 2-го лица единственного числа". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование навыка написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с правописанием окончаний глаголов 2-го лица единственного числа;
  • закрепить понятие глагола как части речи;
  • формировать навык правописания глаголов.
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
  • способствовать развитию речи детей;
  • воспитывать интерес к русскому языку;

Развивающие:

Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, учебную проблему; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; умение строить логическую цепь рассуждений; умения переводить текст на знаково-символический язык - схему.

Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

Воспитательные:

Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей, формировать ценностное отношение к здоровью.

Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и "незнания", свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, в парах, групповая.

Оборудование и дидактический материал:

  • учебный комплект Т.Г.Рамзаевой;
  • мультимедийная установка, интерактивная доска;
  • презентация PowerPoint (Приложение 1);
  • презентация Notebook (Приложение 2);
  • карточки: за правильный ответ, за активность на уроке - для групповой работы; карточка красного цвета,карточка синего цвета, "?", "!", "-"- для самооценки (Приложение 3);
  • тест по теме "Глагол" (Приложение 4); раздаточный материал (Приложение 5).

Технологическая карта урока.

Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся. Дидактический материал, оборудование. Формирование УУД

П (познавательные)

Л (личностные)

Р (регулятивные)

К(коммуникативные)

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:

- Учите русский - годы к ряду.
С душой, с усердием, умом.
Вас ждёт великая награда.
И та награда - в нём самом!

Сабир Абдулла (узбекский поэт)

Подготовка обучающихся к работе Слайд 2 (Приложение 1) Л: адекватная мотивация к учебной деятельности, формировать ценностное отношение к русскому языку.

Р: целеполагание.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

- Поднимите карточки красного цвета те ребята, которые оценили свою работу на "5" и карточки синего цвета - на "4"

Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Тест по теме "Глагол" (Приложение 4) К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: анализ объектов с целью выделения признаков.

- За каждое правильно выполненное задание, ученик получает определённое количество баллов. В данной работе необходимо набрать 10 баллов для получения отметки "5", 9-8 б. - "4", 7-6 б. - "3", 5-0 б. - "2". Обучающиеся читают, выбирают и самостоятельно записывают номера выбранных ответов в таблицу, данную на этом же листе.  
Проверка выполняется по слайдам.

- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы работали активно, слушали учителя и своих товарищей внимательно, писали аккуратно.

Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, самооценка. Слайды 3-13 (Приложение 1)

(правильные ответы выделены на слайдах красным цветом)

Карточки красного и синего цвета (Приложение 3)

III. Актуализация знаний и целеполагание - О чём пойдет речь на уроке узнаем немного позже, а пока поработаем в группах.

- Чем похожи слова? (Ь на конце слов)

- Разделите данные слова на группы.

-По каким признакам вы их разделили? (по принадлежности к частям речи)

-Как догадались?

Обучающиеся работают в группах.

На листах слова (глушь, идёшь, видишь, тишь, гуашь, гуляешь, принесёшь, постучишь) (Приложение 5)

- По вопросу

На слайде 1

(в программе Notebook) запись данных слов. Производится проверка выполненного задания по слайду 2 (Приложение 2)

П: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, учебную проблему, умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав.операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Л: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Работа с первой группой слов - с существительными.     Р: выполнять целеполагание, прогнозиров. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, обнаруживать и формулировать проблему, самоконтроль.

К: воспитывать умение слушать, умение работать в группе, контролировать действия партнера, извлекать пользу из опыта одноклассников, вступать в диалог.

- Вспомним, какую роль выполняет Ь у этих существительных?

- Верно, Ь пишется на конце существительных не для обозначения мягкости, а для оформления грамматических форм.

- Обратим внимание на вторую группу слов - глаголы.

- Можно ли разделить глаголы на 2 группы?

- По какому признаку?

- Указывает на женский род, ед. число, И.п., 3 скл.

- С этим правилом мы знакомы.

Карточки для самоконтроля и самооценки:

"За правильный ответ"

"За активность на уроке" (Приложение 3)

- Что общего у этих глаголов?

- Докажите.

-Да

- По времени

(1 группа - глаголы в настоящем времени,

2 группа- глаголыв будущем времени)

Проверка у доски: распределяют глаголы в две колонки.

-1. Все глаголы 2-го лица ед. числа (к данным глаголам можно подставить местоимение ТЫ)

- 2. И на конце слов написанЬ

- В окончании

(выделить маркером)

- Определите, в какой части слова написан Ь
IV. Открытие нового знания Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации. - Нет.

[Ш]- всегда твёрдый

-Для оформления грамматических форм глагола.

- Ь указывает на форму 2-го лица ед. числа глаголов в настоящем и будущем времени

  П: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав. операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение переводить текст на знаково-символический язык -схему, умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Л: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, обнаруживать и формулировать учебную проблему,контроль, самоконтроль.

К: воспитывать умение слушать, контролировать действия партнера, извлекать пользу из опыта одноклассников, вступать в диалог.

- Служит для обозначения мягкости согласного?

- Почему?

- Какую роль он выполняет?

-Какой вывод можете сделать? - Тема нашего сегодняшнего урока будет звучать так: "Правописание окончаний глаголов 2 лица ед. ч. в настоящем и будущем времени" Слайд 14

(Приложение 1)

- Над какой темой будем работать?

- Да сегодня мы с вами познакомимся с особенностью окончаний глаголов во 2 лице ед. числа

   
- Давайте проверим себя, а для этого сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.76.

- Верно ли мы с вами сделали вывод?

- Заполним схему

Ь после шипящих

у сущ 3 скл.                   у гл. 2 л. ед ч.

-Пользуясь схемой, расскажите правило правописания окончаний глаголов 2 л. ед ч.

Работа по учебнику.

- Да

Работа в парах

Слайд 15
Слайд 16
V. Физкульт. минутка

Мы глаголы изучили.
Нас узнавать их научили
Слышу глагол- руки вверх поднимаю,
Другую часть речи - присев, отдыхаю.

Обучающиеся сами называют слова разных частей речи.

Глагол - руки вверх, другая часть речи - приседают.

Слайд 17 (Приложение 1) Л: формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни
VI. Первичное закрепление Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Работа по учебнику с. 78 упр. 432

Проверка:

Решают типичные задания с проговариванием алгоритма вслух

Обучающиеся вместе с учителем, применяя правило, вставляют в пословицы глаголы 2 -го л. ед. ч.

Слайд 18

(Приложение 1)

П: умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Л: положительное отношение к проделанной работе

Р: самоконтроль, самооценка, уметь

учитывать правило при выполнении упражнения, вносить необходимые коррективы в действие, сличение результата с заданным эталоном

К: контролировать действия партнера, слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними, уметь работать в группе

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует деятельность по применению новых знаний.

Самооценка: не допустил ошибок "!"

Кто допустил и ему нужно тренироваться "?", "-".

-Не расстраивайтесь, в следующий раз всё получится.

-А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь?

- Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.

Самостоятельная работа.

Задание: от глаголов неопределённой формы образуйте форму 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени: идти, пойти, брести, помочь, беречь, достичь, рисовать, писать, учить, сочинять.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Дети готовят сигнальные карточки.

Слайды 19 - 20

(Приложение 1)

Карточки для самооценки "?", "!", "-" (Приложение 3)

Л: самоопределение

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения

VIII. Рефлексия деятельности

(Итог урока)

Организует рефлексию

Закончите предложения.

Cегодня я на уроке узнал...

Я понял, что :

Себя я могу похвалить за :

Эти знания мне пригодятся:

Осуществляют самооценку собственной учебной детяельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Обучающиеся продолжают предложения, записанные на слайде.

Слайд 21 (Приложение 1) с рефлексией деятельности "Закончите предложение" Л: смыслообразование

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: рефлексия

14.07.2014