Урок русского языка по теме "Обучение сжатому изложению". 9-й класс

Разделы: Русский язык


Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся приобретают навык написания сжатого изложения;
  • регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его;
  • познавательные: представляют информацию в виде таблиц, схем, в том числе с помощью ИКТ; умеют передавать содержание в сжатом виде;
  • коммуникативные: развивают орфоэпические навыки; обогащают свой словарный запас; совершенствуют грамматический строй речи, устную и письменную речь.

Оборудование: компьютер, проектор, тексты, справочные материалы, ватман, маркеры.

Ход урока

1. Учитель: На уроках русского языка мы работали с текстами.

- Какие виды работы вы умеете выполнять?

(пересказ текста, подбор заголовка, составление плана текста)

- И сегодня я предлагаю поработать с текстами.

Работать будем в парах. Перед вами на партах текст и памятка-инструкция (задание выведено на слайд).

Памятка-инструкция
1. Вычленить существенную информацию.

2. Используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию.

3. Записать получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость.

4. Определить способ сжатия текста.

1 вариант (1 ряд)

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.

2 вариант (2 ряд)

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте пере избыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймете, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень.

3 вариант (3 ряд)

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там, нашел её, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрепанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.

Учитель: Вопросы есть? Выполняем.

Учитель: Кто представит свой вариант ответа на доске?

(вышли в паре и показывают свой вариант - ватман на доске; используя маркер, работают с текстом, выведенным на экран через проектор)

Учитель: Какой способ сокращения вы применили? Какие еще способы сжатия текста вы знаете? (назвали)

2. Индивидуальная работа.

Учитель: Давайте запишем способы сжатия текста. Что характерно для каждого из них? (ученики в тетрадях:

Обобщение исключение упрощение

1. Обобщение:

  • замена однородных членов обобщающим словом;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным
  • местоимением с обобщающим значением (ВСЕ, НИЧЕГО).

2. Исключение:

  • исключение из предложения повторов;
  • исключение одного или нескольких из синонимов (однородных членов);
  • исключение уточняющих и поясняющих, вставных синтаксических конструкций, обособлений (причастных/деепричастных оборотов), обращений, неважных вводных слов и конструкций;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких предложений с второстепенной информацией;
  • исключение неважного диалога.

3. Упрощение:

  • слияние (объединение) нескольких простых предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением ЭТО, ТО;
  • замена сложноподчинённого предложения простым (придаточная часть с/п предложений - второстепенная, неважная информация, кроме придаточных дополнительных);
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением: с/п предложение с придаточным определительным - на простое с причастным оборотом, с/п предложение с придаточным обстоятельственным - на простое с деепричастным оборотом, с/п предложение с придаточным дополнительным - на простое с вводной конструкцией КАК СКАЗАЛ:, ПО СЛОВАМ...;
  • замена прямой речи косвенной (получим с/п предложение с придаточным дополнительным или простое с вводной конструкцией);
  • замена риторического вопроса или восклицания - утверждением.)

Учитель: Обменяйтесь тетрадями - правильно ли выполнено задание? Кто допустил ошибки? Есть над чем работать?

3. Работа в группах

Вы успешно справились с работой, и я предлагаю следующие задания:

- Прочитать текст, выведенный на рабочий стол компьютера.

- Провести его сжатие, используя обозначенные способы. Где вы с этим уже сталкивались?

- Сжатый вариант текста вывести на главный компьютер.

Учитель: Что нам необходимо сделать, чтобы правильно выстроить работу и оценить себя? (критерии)

(Если учащиеся не сказали, то задаем вопрос: "Из чего будет складываться ваша оценка?")

Составление оценочного листа.

Оценочный лист

Я справился (не справился) с заданием, т.к:

(+ справился; - не справился; справился, но есть затруднения)

Моя оценка Оценка учителя
определил первую микротему    
определил вторую микротему    
определил третью микротему    
провел достаточное сжатие трех абзацев    
выстроил изложение логично    
Выводы:    

Итак, мы получили задание. Давайте уточним, что нужно сделать?

Прочитать текст.

Выделить в тексте основные микротемы.

Сжать текст, используя обозначенные приемы сжатия.

Оценить себя с учетом известных критериев.

На оценочном листе указать фамилии.

Учитель: У групп есть вопросы?

Текст

Рецепты эффективного общения по Карнеги незамысловаты. По его мнению (с которым трудно не согласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих интересах и нуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно, мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинает обороняться, охраняя свои интересы.

Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнёру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы у него создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. Короче, иди навстречу людям (или хотя бы делай вид, этого достаточно) - и люди к тебе потянутся.

Все рецепты Карнеги безупречно действуют на практике. Однако ими легко злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора и настроен использовать других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохо помогут. Если же он хочет относиться к людям "по человечески", то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он и так будет им следовать, даже о них не зная, причём совершенно искренне и бескорыстно. (172 слова)

За 2-3 минуты учитель объявляет: "У вас осталось 3 минуты".

- НЕ забудьте оценить работу.

- Выберите представителя (ей) от группы, которому (ым) вы доверите отстаивать вашу точку зрения.

- Работа с текстом. (Сжатый вариант текста каждой группы по абзацам одновременно выводится на экран.) Оцениваем ответ. (Указать способ сжатия)

- Согласны ли вы с этой группой? Кто возражает? (У кого другие версии?)

(У кого такое же мнение? Кто думает иначе?)

-Обратимся к оценочному листу.

Учитель - классу:

-Кто готов представить результаты своей работы на уроке?

(- Над какой темой вы работали?

- С какими трудностями столкнулись?)

- Есть над чем поработать дома?

ДЗ: Используя сжатый текст, графически обосновать постановку знаков препинания; подготовиться к контрольному сжатому изложению, поработав над теми способами сжатия текста, которые вызвали у вас затруднение на уроке.

19.07.2014