Урок физики по теме "Испарение и конденсация". 8-й класс

Разделы: Физика


Характеристика класса: Количественный состав 8 класса: 10 девочек и 5 мальчиков. Физическое и психологическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.

Учащиеся довольно работоспособны, успеваемость хорошая. Класс имеет активную группу; сознательно относится к урочной деятельности. У учащихся наблюдается достаточный уровень познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. На уроках любят работать в группах, проводить мини-исследования. Активно принимают участия в дискуссиях по теме урока. Охотно формулируют выводы в конце урока.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки-задания, вата, стеклянные пластины – 8 шт., пипетка, сосуды с маслом, водой, спиртом, электрическая лампа, бумажный веер, лепестки ромашки с вопросами.

Цель: создать условия для знакомства с процессами перехода из жидкостного состояния в газообразное состояние.

Задачи:

  1. воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию эстетического вкуса
  2. развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы.
  3. дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.

Ход урока

Примечание Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Организационный момент (5 мин.)

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, и к формулировке темы и цели урока.

Приёмы и методы: стихотворение-загадка, беседа.

Приветствие: Здравствуйте, дорогие ребята. Подарим друг другу улыбки и начнём работать.

Прослушайте стихотворение Щеглова и попробуйте отгадать природное явление. Слайд 1 (у автора)

Вода появляется из ручейка
Ручьи по пути собирает река
Река полноводно течёт на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака проплывая над нами,
Дождём проливаются, сыплют снегами.
Весной соберётся вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.

Ответ: В данном стихотворении описывается природное явление «Круговорот воды в природе»

Показ слайда 2-3 «Круговорот воды в природе»

Задаётся вопрос: А какие процессы входят в это природное явление?

Ответ: плавление и отвердевание, испарение и конденсация

С какими из этих процессов мы с вами знакомились на прошлом уроке?

Ответ: плавление и отвердевание.

Как вы считаете какова будет тема сегодняшнего урока?

Ответ: «Испарение и конденсация»

А какую цель мы поставим на этом уроке?

Познакомится с процессами: испарения и конденсация и узнать от чего они зависят.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы. Подводит к. формулировке темы урока и цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и цель урока.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные: осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать

 

2. Актуализация опорных знаний (7 мин.)

Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала

Приёмы и методы: диалог.

Давайте продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы:

Вопросы – Слайд 4:

  1. Каковы основные положения МТ строения вещества?
  2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
  3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?
  4. Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит?

 

Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. Показывает слайд

Выстраивает ответы на вопросы

Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывания

3. Изучение нового учебного материала (20 мин.)

Цель: обеспечить восприятия, осмысления первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Приёмы и методы: мыслительный эксперимент, постановка проблемного вопроса, экспериментальные задания, работа в группах, конспект, беседа; поисковый.

Слайд 5: схема (жидкость – пар)

Зарисуем в тетрадь

Определение: явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.

1) Сегодня на уроке мы рассмотрим один из способов перехода – испарение

Выполним мысленный опыт: нальём в стакан воды и оставим на некоторое время. Останется ли уровень воды прежним?

Почему? (Произошло испарение)

Объяснить это на основе МТ строения вещества( движение молекул, разрыв связей)

Каким молекулам легче покинуть жидкость? (которые на поверхности жидкости, самые быстрые)

Как изменяется внутренняя энергия жидкости при этом? (уменьшается)

Определение: парообразование происходящее с поверхности жидкости называется испарением

Сделаем рисунок в тетрадь

Эксперимент 1: смочите ватку спиртом и протрите ладошку. Что ощущаем? (холод)

Работа в группах: ребята получают карточки с экспериментальным заданием

Цель работы в группах: определить факторы от которых зависит скорость испарения

1 группа: зависимость от рода жидкости

2 группа: от площади свободной поверхности

3 группа от температуры жидкости

4 группа от наличия или отсутствия ветра

Экспериментальное задание 1

Оборудование: стеклянные пластинки(1-2 шт). сосуды с жидкостями: масло, вода, спирт. Ход работы: на две чистые пластины нанесите при помощи ватки пятна в следующей последовательности: масло, вода, спирт.

Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости

Вывод: скорость испарения больше у той жидкости, молекулы которой притягиваются друг к другу с меньшей силой.

Экспериментальное задание 2

Оборудование: 2 стеклянные пластины. Пипетка, сосуд со спиртом, электрическая лампа

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, одну из пластин поместите под электрической лампой

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры

Вывод: испарение жидкости происходит тем быстрее,чем выше температура жидкости.

Экспериментальное задание 3

Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, бумажный веер

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле. Обмахивайте веером одну из пластин.

Сделайте вывод озависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра

Вывод:при ветре испарение жидкости происходит быстрее.

Экспериментальное задание 4

Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, эл. лампа

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта.Вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклонённом положении, распределите каплю спирта на максимальной площади. Обе пластины поместите под электрическую лампу. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности

Вывод: чем больше площадь поверхности жидкости, тем быстрее протекает процесс испарения.

Запишем выводы в тетрадь

2) Вернёмся к слайду 4 – Схема. На схеме вы видите ещё одну стрелочку. Происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация. Попробуем дать определение конденсации.

Ответ: Явление перехода пара в жидкость называется конденсацией

Это обратный процесс. Как на ваш взгляд, будет меняться энергия жидкости.

Ответ: внутренняя энергия жидкости увеличивается

Вопрос: А что происходит с энергией пара?

Ответ: Конденсация пара сопровождается выделением энергии

Ребята теперь вы можете объяснить всем нам известное природное явление – роса

Ответ: летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении конденсируется. И маленькие капельки воды оседают на траве и листьях.

Подводит обучающихся к формулировке определения парообразования и испарения.

Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах, формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу.

Выдвигает проблему. Организует беседу . Следит за вовлечённостью учащихся в работу на уроке. Уточняет понимание учащимися данного явления

На основании схемы участвуют в создании определения парообразования, производят мысленный эксперимент, выполняют записи в тетради, озвучивают определение, отвечают на вопросы выполняют экспериментальные задания по карточкам, высказывают своё мнение и предположение в группах, выявляют закономерности, формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в тетрадь

Высказывают своё мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают обратные процессы.

 

 

 

 

Познавательные: умение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию

Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами

Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию

Личностные: осознаёт личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон

Познавательные: умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез.

Личностные:умение внести необходимые дополнения и коррективы

 

Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение создавать устные высказывания

4. Закрепление учебного материала (10 мин.)

Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач.

Приёмы и методы: игра «ромашка».

Проведём игру: «Ромашка» Каждое задание размещено на одном лепестке. Отвечая на заданные вопросы соберём цветок.

Серия качественных задач:

  1. Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу. Это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
  2. Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните почему?
  3. Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают вверх?
  4. Почему большой сосуд с водой, помещённый в погреб, предохраняет овощи от замерзания?
  5. Почему температура воды в открытых водоёмах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?
  6. Зачем покрывают попоной вспотевшую лошадь после длительных скачек зимой?
  7. Почему в холодную погоду виден выдыхаемый нами пар?
  8. Почему роса обильнее после жаркого дня?
  9. Почему бельё сохнет медленно, если оно сложено в кучу?
  10. Почему наши бабушки предпочитали пить чай из блюдца? 

Контролирует выполнение качественных задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

Выполняют по очереди задания, высказывают своё мнение, слушают ответы, анализируют.

Личностные: умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

Регулятивные: умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные: умение применять знания в новой ситуации

5. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание (3 мин.)

Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание.

Приёмы и методы: беседа, карточки с домашним заданием.

Подводим итоги урока. Вопрос: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Достигли мы цели поставленной в начале урока?

Домашнее задание слайд 6 будет следующим:

  1. П. 16-17 Упр 9 Устно – (всем)
  2. Подготовить доклады: «Роль испарения в жизни животных и растений» и «Роль испарения в жизни человека» (по желанию)
  3. приготовить ответ об испарении по плану: (карточка)
    А) внешние признаки явления (признаки, по которым обнаруживается явление)
    Б) Условия, при которых происходит явление.
    В) Сущность явления, его определение
    Г) От чего зависит протекание явления (какие факторы оказывают на него влияние)
    Д) Примеры данного явления в природе
    Е) Использование данного явления на практике (для какой цели)

Отвечая на вопросы у нас получилась красивая, большая ромашка. Я хочу подарить этот цветок вам. Вы подарили мне хорошее настроение. Спасибо вам за урок.

Даёт задание, организует проверку и самопроверку, акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию, даёт комментарии к домашнему заданию.

Отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию

Личностные: умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость

Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль

Познавательные: умение познавать цель и результат

Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности

19.07.2014