Урок окружающего мира по теме "В зоопарке". 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. знакомство учащихся с жизнью зоопарков, целями их создания, правилами   поведения посетителей, расширение знаний о жизни диких животных;
  2. развитие логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
  3. воспитание чуткого и бережного отношения к животным.

Целевые установки урока:

Предметные результаты:

  • знать, что зоопарк- это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью;
  • называть некоторых животных зоопарка;
  • знать правила поведения в зоопарке.

Метапредметные результаты:

  • анализировать иллюстрации учебника;
  • классифицировать животных зоопарка;
  • осуществлять самопроверку знаний по теме урока;
  • рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке;
  • обсуждать цели создания зоопарков.

Личностные результаты:

  • делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от встреч с животными в зоопарке;
  • понимать необходимость соблюдения правил поведения в зоопарке.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточные папки (иллюстрации, таблички для приёма «Верные и неверные утверждения», карточки со статьёй, конвертик с разрезными картинками), табличка с опорными словами, плакат, значок «Работа в паре», презентация Smart Notebook.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс!
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

II. Вызов.

1. Актуализация опорных знаний.

- Вы знаете много животных. Вспомните 4 основные группы животных.

(Вывешиваю 4 карточки: звери, птицы, рыбы, насекомые)

- Из ваших раздаточных папок достаньте фотографию животного и с помощью магнита поместите в нужную группу на доске.

- Проверьте себя. Все ли животные оказались в нужной группе?

- Что вам помогло определить нужную группу? (признаки каждой группы)

2. Самоопределение к деятельности.

 - Посмотрите, как разнообразен мир животных! И живут они в разных местах Земного шара! И всё же есть место, где всех этих животных мы можем увидеть вместе! Где же?

В тихом райском уголке
Птицы распевают,
И невиданной красы
Звери проживают.
Люди, добрые душой,
Охраняют их покой.
Это – чудо, сказка, парк,
Наш любимый … (зоопарк).

- Догадались, какова тема сегодняшнего урока?

3. Приём «Верные и неверные утверждения». Фиксация затруднений.

- Достаньте из папок зелёные карточки.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

- Послушайте утверждения. Если вы считаете их верными, поставьте ручкой под номером утверждения +, если не согласны, поставьте - .

  1. Зоопарки созданы для развлечения детей.
  2. Сотрудники зоопарка изучают поведение, питание животных, их болезни.
  3. В Московском зоопарке живут и дикие, и домашние животные.
  4. Зоопарки помогают сохранить исчезающих, вымирающих животных.
  5. Посетители зоопарков могут покормить животных фруктами: яблоками, бананами.

Проверка фронтальная по каждому утверждению.

- Мнения у вас разные. Но мы на уроке должны узнать, какие из этих утверждений верные.

- В конце урока мы вернёмся к этой табличке и проверим, в чём вы были правы, а в чём ошибались.

4. Целеполагание.

- А значит, какие цели поставим перед собой? Используйте опорные слова на табличке:

  • Узнать…
  • Познакомиться…
  • Выяснить…
  • Научиться…
  • Определить…
  • Поделиться…

Физминутка. Стихотворение А. Барто «Звериная зарядка».

Раз – присядка, (Присесть.)
Два – прыжок. (Подпрыгнуть.)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (Кулачками потереть глаза.)
Любят долго потянуться, (Потянуться.)
Обязательно зевнуть, (Зевнуть, прикрывая рот ладошкой.)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движение бедрами в стороны.)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед.)
И легонечко подпрыгнут. (Легкий прыжок вверх, руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса, ноги на ширине плеч.)
Медвежонок косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте. (Переступание с ноги на ногу.)
А кому зарядки мало - (Раскачивание туловища в стороны.)
Начинает все сначала! (Развести руки в стороны на уровне пояса, ладонями вверх.)

III. Осмысление.

1. Знакомство со статьёй (на жёлтых карточках из раздаточных папок). Приём «Инсерт». (Вывешиваю опорную табличку со значками)

Чтение вслух одним из учащихся по предложениям. Даётся время на обдумывание. После каждого предложения дети ставят значок: V знал раньше, + новое, ! это интересно, хочу узнать больше.

Зоопарки появились в глубокой древности.

Самый старый зоопарк в нашей стране – Московский.

Здесь ведётся научная работа по изучению жизни животных.

Многие редкие животные были сохранены благодаря зоопаркам.

Зоопарки воспитывают бережное отношение и любовь к природе.

2. Обсуждение.

- Что узнали нового?

- О чём хотели бы узнать побольше? Как это можно сделать?

- Так для чего же нужны зоопарки?

3. Беседа по иллюстрациям на доске и в учебнике. Классификация.

- Знаете ли вы, какие из этих животных обитают в нашей стране? А какие живут в других уголках Земли? Поставьте + у фотографии животных, которые живут в России, а - у тех, которые живут в других странах.

Проверка по эталону на плакате. Самооценка.

- Посмотрите: все животные находятся за оградой. Их держат в вольерах. Вольер – это огороженная площадка для животных, на её территории есть домики или клетки для отдыха, сна, защиты от непогоды.

- Кто из вас бывал в зоопарке?

- Какие животные особенно понравились? Поделитесь впечатлениями.

Чтение вывода в учебнике.

4. Учебный видеоролик о Московском зоопарке.

- Хотите побывать в Московском зоопарке прямо сейчас? Приготовьтесь, отправляемся на …лошадке! (сидя)

Цок-цок-цок-цок,
Я – лошадка – серый бок,
Я копытцем постучу,
В зоопарк вас прокачу!

- Прибыли в зоопарк! Посмотрите: вход в Московский зоопарк построен в форме старинного замка! (слайд 1)

(Показ видеоролика)

- Что же ещё нового вы узнали о деятельности зоопарка?

- Сколько вокруг диковинных животных! Споём о них песенку!

Физминутка

  1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    Есть на носах, на животах, коленях и носках.
    (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

  2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    Есть на носах, на животах, коленях и носках.

  3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
    У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    Есть на носах, на животах, коленях и носках.

  4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    Есть на носах, на животах, коленях и носках.

5. Выработка правил поведения в зоопарке. Приём « Что было бы, если бы посетители зоопарка…»

  • … бросали животным продукты?
    - Сформулируйте правило поведения.
  • … просовывали руки через решётку, перелезали через ограждения?
    - Сформулируйте правило поведения.
  • … шумели, громко пели, стучали по клеткам и вольерам?
    - Сформулируйте правило поведения.
  • … снимали с фотовспышкой?
    - Сформулируйте правило поведения.

 - Надеюсь, что вы – послушные посетители зоопарков и никогда не будете нарушать правила.

6. Практическая работа в паре «Расселите животных в зоопарке». (В рабочей тетради).

- Вспомните правила работы в паре. (Вывешиваю значок парной работы)

- Выслушайте инструкцию: один человек из пары наклеивает картинки прямоугольной формы сначала себе, затем соседу, а второй – круглой и овальной формы сначала себе, затем соседу. Закончите работу – сигнальте.

Проверка:

- Кого содержат и в прудах, и в бассейнах? (Бурый медведь и тигр – одинаковая форма, но и одинаковые условия содержания).

7. Игра «Найди лишнее животное». (слайд 2)

- Вы уже много узнали о зоопарках, о том, для чего их создают.

- Посмотрите на слайд и определите, кого из животных люди не помещают в зоопарк?

- Проверим!

(На интерактивной доске зоопарк «принял» всех животных, кроме воробья).

8. Самостоятельная творческая работа. Оформление входа в зоопарк.

- Хотели бы вы, чтобы в нашем родном городе тоже был зоопарк?

- Подумайте и нарисуйте в рабочих тетрадях вход в наш будущий зоопарк.

Презентация работ.

IV. Фаза рефлексии.

1. Приём «Верные и неверные утверждения». Проверка.

(Вновь зачитываю утверждения, дети теперь простым карандашом делают исправления)

  • Зоопарки созданы для развлечения детей.
  • Сотрудники зоопарка изучают поведение, питание животных, их болезни.
  • В Московском зоопарке живут и дикие, и домашние животные.
  • Зоопарки помогают сохранить исчезающих, вымирающих животных.
  • Посетители зоопарков могут покормить животных фруктами: яблоками, бананами.

- В каких номерах вы сделали исправления?

- Что нового узнали о зоопарках?

2. Рефлексия достижения цели (слайд 3).

Итог своей деятельности дети подводят по таблице на интерактивной доске.

В результате собирается плакат «Береги природу».

- 2013 год объявлен Годом защиты окружающей среды.

Литература:

  1. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», «Педагогика – Пресс», М. 1993г.

19.07.2014