Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Предложенный урок по второму направлению «начальная школа».

Тема урока: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. Тип урока: проблемный урок открытия нового знания. Урок проведён в 3-ем классе возрастной нормы. В классе 26 человек с разными особенностями восприятия информации. 54% – аудиалы, 41% – визуалы, 5% – неярко выраженные кинестетики. Урок спроектирован с учётом особенностей восприятия и переработки информации учащимися. В классе 16 девочек и 10 мальчиков. Урок разработан в рамках УМК «Школа 2100» к учебнику «Русский язык» для третьего класса, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Количество часов из расчета 5 часов в неделю, 175 часов в год. Раздел программы «Слово». В рамках новых стандартов этот урок представлен в разделе «Слово». Блок планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться».

Преподавание предмета в данном классе велось по проблемно-диалогической технологии с использованием системно – деятельностного подхода с применением активных форм обучения. Вся деятельность на представленном уроке, а точнее все его структурные компоненты: целеполагание, создание учебных ситуаций для достижения поставленных целей, рефлексия были направлены на результат и позволяли максимально приблизить каждого из моих учеников к цели. А именно, достичь умения находить слова с непроизносимым согласным и определять, каким правилом регулируется написание.

Представлю подробнее как проектировала я учебный процесс на уроке, направленный на результат. Структура урока такова: вводная часть (целеполагание) состояла из этапов актуализации знаний и постановки учебной проблемы; основная: создание учебных ситуаций из этапов открытия новых знаний, где две учебных ситуации, с оцениванием и фиксацией результата на этапе первичного закрепления. В заключительную часть вошли этап подведения итогов и рефлексии. Целеполагание – один из самых важных процессов на уроке, процесс, направленный на постановку диагностичной цели. Если цель измеряема, то и весь процесс на уроке ориентирован на неё. На уроке я пыталась создать ситуацию, чтобы цели были результатом совместной деятельности учителя и ученика. Они были представлены в виде списка умений, к которому в ходе урока неоднократно возвращались. Были представлены список общий через презентацию, карточек на доске, индивидуальные списки у детей. Представлен вводный урок по теме, список умений позволяет мотивировать детей на изучение всей темы и постоянно заполняется, как только ребёнок демонстрирует данное умение.

По итогам работы над каждой темой заполняются листы достижений, где прописываются все «микроумения» по теме и фиксируется усвоение темы каждым учеником. Сколько раз была создана ситуация проверки данного умения, столько раз и фиксируется.

При организации деятельности учащихся были созданы ситуации для вовлечения всех учащихся. Для этого использовала разные формы работы. На уроке было создано две учебные ситуации, что соответствовало двум диагностичным целям. Это нахождение слов с непроизносимым согласным и умением определять, каким правилом регулируется написание. Обратная связь была организована через знаки, карточки. Для оценивания вводился лист обратной связи. Была проведена рефлексия через возврат к списку умений. При подведении итогов ученики говорили, чему они научились, какими умениями приросли.

В рамках урока решалась проблема оценивания. Цели задают критерии оценки умений на уроке. На этапе актуализации использовался приём знаковое оценивание, материал детям хорошо знаком, поэтому критерии оценки не были озвучены. Цель: провокация на ошибку. Задание выполнялось самостоятельно, индивидуально. Эталон для оценивания был создан учеником у доски. Я использовала данный приём как средство активизации учащихся, средство обратной связи. После оценивания идёт отделение ТОГО, что изучено и с чем будут знакомиться на этом уроке. Цели формулировались через умения, а умения это то, что измеримо и оцениваемо. Зафиксированы цели-умения в виде списка, к которому в течение урока мы возвращались.

Были сформулированы 2 предметные цели на урок. Значит и учебных ситуаций будет 2, и оцениваться будут умения, соответствующие этим 2-м диагностичным целям. Помимо предметных целей детьми под руководством учителя был назван ряд метапредметных целей-умений, которые могут развиваться, совершенствоваться на изучаемом материале предмета русский язык (познавательная, коммуникативная, регулятивная, личностная).

Фиксация нахождения слов с непроизносимой согласной при работе с УМК «Кирилл и Мефодий» использовалась в качестве инструмента для проверки и самооценки уровня сформированности умения находить слова с непроизносимой согласной. Самостоятельная работа (разноуровневые задания) по умениям находить слова с непроизносимым согласным или умение проверять написание обязательна. Дети работают индивидуально. Оценивание самостоятельной работы идёт по эталону. Критерии и оценивание работы на карточке.

Итоговая рефлексивная, устная оценка: Чему я научился на уроке? Какими умениями прирос? Оценка происходит с фиксацией на карточке со списком умений (лист обратной связи). Ещё раз учащиеся возвращаются к полученному результату. Многократное повторение помогает надолго фиксировать информацию.

Класс: 3.

Учебник: Русский язык 3 класс, авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Тема: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

Цель:

  • педагогическая: создание условий для проверки навыка правописания слов на изучаемую орфограмму
  • ученическая: распознавать слова с непроизносимыми согласными и определять, каким правилом регулируется написание.

Умения:

  • распознавать слова с непроизносимыми согласными в корне;
  • проверять написание слов с непроизносимой согласной ( алгоритм).

УУД:

познавательные:

  • умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

коммуникативные:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;

регулятивные:

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной на уроке задачей и условиями ее реализации,
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

личностные:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предполагаемый результат:

  • распознавать слова с непроизносимым согласным в корне;
  • применять правило при написании слов с непроизносимой согласной.

Оборудование: проектор, презентация, карточки для индивидуальной, парной, групповой работы, учебник «Русский язык» 3 класс, Дидактический материал, 3 класс, авт. Л.Ю. Комиссарова, УМК «Кирилл и Мефодий» (русский язык, 3 класс, урок 2-12).

Ход урока представлен в Таблице.

13.08.2014