Нетрадиционные формы внеклассной работы по английскому языку "Выездные программы, или Учение с увлечением"

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Актуальность поисков продуктивных форм педагогической деятельности определяется возрастающими требованиями со стороны общества к повышению качества образования и воспитания подрастающего поколения. Поиск адекватных таким требованиям форм и методов психолого-педагогической работы обусловлен тем, что в современную эпоху экономических и социальных преобразований одной из наиболее острых общественных проблем является существенное понижение мотивации к учению, увеличение разного рода отклонений среди школьников, нередко выражающихся в их социальной дезадаптации и девиантном поведении.

Механизмы приспособления ребёнка к обстановке школьного обучения всегда привлекали внимание специалистов, но в последнее время процесс нарушения механизмов адаптивного поведения требует уже не изучения, а конкретного практического разрешения. Среди основных признаков школьной дезадаптации выделяют затруднения в учёбе, потерю здоровья и различные нарушения школьных норм поведения: агрессию, неуёмную подвижность, чувство собственной неполноценности, упрямство, неспособность сосредоточиться на работе, конфликтность, чрезмерную уединённость, неадекватную самооценку и т.д. Проблемы умственного развития школьника, причины возникновения школьной неуспешности и пути её преодоления никогда не теряют своей актуальности.

В отечественном образовании сейчас осуществляется переход от информативных форм обучения к проблемно-ситуативным. В связи с этим современная теория и практика обучения иностранным языкам требует от учителя как переосмысления существующей традиционной системы преподавания языка, так и реорганизации системы внеклассной работы с учётом психологических, физиологических, лингвистических, педагогических, социальных и других аспектов. Поэтому, принимая во внимание

  • вынужденную заброшенность детей в период школьных каникул из-за занятости родителей,
  • состояние здоровья детей в осенне-зимний период в условиях мегаполиса,
  • пожелания родителей
  • необходимость поиска новых форм внеклассной работы по английскому языку с целью повышения познавательной активности учащихся и коррекции мотивационно-волевой сферы было принято решение организовать в одном из пансионатов на южном берегу Крыма проведение выездной программы с изучением английского языка для учащихся начальной школы под названием «English Autumn 2013».

Перед нами стояла задача не просто сформировать у младших школьников языковые навыки и умения, а снять языковой барьер, страх перед говорением на иностранном языке, перед неудачей, создать ситуацию успеха практически в каждом виде деятельности, повысить самооценку, мотивацию к самостоятельной работе и работе в группе. Атмосфера путешествия, необычность обстановки, в которой проходит обучение, экстенсивность самого процесса обучения и в то же время индивидуальный подход к каждому учащемуся имеют ярко выраженный психокоррекционный и психомоделирующий потенциал.

Мы стремились к организации процесса усвоения материала в условиях продуктивного взаимодействия, рассматривая учебную деятельность как совместную деятельность обучаемого с обучающим, с другими учащимися и взрослыми, одним словом, к созданию такого стиля учебного общения, который может явиться положительной мотивацией для стимулирования интеллектуальной активности обучаемого, его творческих способностей и развития таких качеств творческой личности, как самокритичность, адекватная самооценка, активность, способность брать на себя ответственность за принятые решения.

Полученные учащимися ранее на уроках знания по фонетике, лексике, орфографии, грамматике были применены и закреплены в ситуативной разговорной речи. Трудно создать ситуацию, приближенную к условиям естественной языковой среды, но можно максимально увеличить время предъявления, использования языка, взаимодействия с английским языком, увеличить время говорения, чтения и аудирования на английском языке в условиях отсутствия жестких временных рамок и оценивания. Отсутствие ограничений по времени, «работа до последнего ученика», отсутствие оценок, исключительно положительное подкрепление и поощрение любых попыток к осуществлению учебной деятельности раскрепощают детей, вселяют им веру в свои силы, позволяют преодолевать значительные порой трудности.

В "путешествии-погружении" принимали участие родители учащихся, люди различных возрастов и профессий, с разным уровнем языковой подготовки, разным уровнем владения устной иноязычной речью. Они были вовлечены во все виды учебной и оздоровительной деятельности и являлись положительными лидерами коллектива, что несомненно послужило укреплению системы внутрисемейных отношений и росту родительского авторитета.

Положительные лидеры осознанно задают модель дисциплинированности, организованности и яркого интереса к освоению языка, повсеместно ненавязчиво вовлекая в поле активного иноязычного общения наиболее слабых учащихся. Показательно, что максимальный рост познавательной активности, заметный «относительный» прогресс в освоении языкового материала, в накоплении лексических единиц наблюдался именно у слабых учащихся с низкой успеваемостью и у дошкольников, которые впервые «погрузились» в иноязычную среду.

Гиперактивные дети получили возможность стоять, лежать, ползать и бегать во время выполнения заданий. Они не были ограничены во времени. Это снимало тревожность, повышало мотивацию, уверенность в собственных силах.

Работа в мини-группах по четыре человека на открытой террасе у моря при естественном освещении способствовала сохранению здоровья учащихся и создавала комфортную психологическую обстановку. Ребёнок одновременно являлся частью большого коллектива – 30 человек вместе со взрослыми – и в то же время членом мини-группы.

Предпочтение отдавалось тем видам работы, на которые в условиях классно-урочной системы не хватает ни времени, ни возможностей – раскрашиванию, аппликации, моделированию, играм в лото, в домино с изображением профессий, одежды, продуктов питания; играм с карточками, кроссвордам.

Огромное значение придавалось доступности языкового материала и форм работы с ним. Даже дети дошкольного возраста (5-7 лет) могли по образцу слова найти его в кроссворде, а ребята постарше справлялись без опоры.

В рамках одной темы лексический материал давался в следующем порядке:

1. Раскрашивание.

1

В процессе раскрашивания учитель английского языка задает вопросы каждому учащемуся: What is it? What colour is the….? Do you like ….? Have you got…? What is your favourite fruit? (индивидуальное говорение в зависимости от уровня подготовки). Если учитель работает с дошкольником с нулевым уровнем подготовки, то он сначала озвучивает те картинки, на которые ребенок показывает пальцем, а затем просит его показать те предметы, которые он назовет. Старшие дети в группе охотно помогают младшим, принимая на себя роль учителя.

2. Расставление нумерации (индивидуальное говорение) Where is the…? Is a potato a fruit or a vegetable?

3

3. Подписи к картинкам (индивидуальное говорение). Spell the word for your friends… Name the fruit with “l” in the middle… Name the fruit beginning with…, with double “r”….
Так визуальный образ предмета, произнесение названия предмета, написание слова, обозначающего предмет, под картинкой сливались воедино, формируя звуковой и графический образ слова, создавая понятийную базу без опоры на родной язык. Прослушивание ответов друзей с троекратным их повторением (Let’s help Ann to name this animal. What is it?... Let’s say it altogether…. Repeat after me…. Repeat after Nick…) обеспечивало прочное запоминание материала. Далее подключались игры:

4. Игра в карточки (говорение в парах, диалог-расспрос)

Лото (говорение в мини-группе)

В рамках одной темы упражнения и задания располагались так, чтобы можно было проследить путь от пассивного ознакомления с лексикой к активному ее употреблению сначала изолированно, затем во фразах и предложениях, и наконец, в личностно-ориентированнных устных и реже письменных высказываниях. Выполнение всех без исключения упражнений сопровождалось устным обсуждением процесса работы и его результатов в паре «учитель–ученик», то есть индивидуально, что обеспечивало коммуникативную направленность обучения и его индивидуализацию, а так же сохранение комфортного для каждого ребенка темпа работы. Все игры проходили с позитивным настроением на эмоциональном подъеме.

Технически это было реализовано при помощи деления учащихся на мини-группы по четыре человека, наличия как минимум двух преподавателей, одновременно работающих с детьми над индивидуальным говорением, выделения зон для каждого вида работы (когда ребенок заканчивает один вид деятельности, он пересаживается за другой стол и вовлекается в следующий вид работы) и дифференцированный старт подгрупп.

В программу также входили инсценировки небольших сказок на английском языке, пение караоке и просмотр мультфильмов и фильмов на английском языке с английскими субтитрами.

Все работы детей (аппликации, рисунки, раздаточный материал с выполненными заданиями) по темам подшивались в специальную папку с файлами. Туда же вкладывались грамоты, которые присуждалась каждый вечер после ужина по итогам дня за участие в различных видах деятельности, как учебных, так и оздоровительных (плавание, прыжки в воду, эстафеты (бег, прыжки, скакалки), спортивные игры, прогулки). Мы отмечали достижения каждого ребенка, ведь каждый проявил свои деловые, нравственные, организаторские качества, спортивные, творческие, коммуникативные, лингвистические способности. Эта папка позволила детям, а затем и их родителям оценить, сколько они успели изучить, сделать, усвоить, чего смогли достичь. Это своеобразное отражение динамики учебной деятельности учащихся и ее результатов. Мы считаем, что этот «Дневник» может служить первым шагом к началу работы с Языковым Портфелем, рекомендованным Советом Европы как технология, позволяющая ребенку

  • осознать свой успех и, что так важно для младшего школьника, иметь осязаемое подтверждение этого успеха;
  • взаимодействовать со взрослым (учителем, родителями) в оценке своих результатов;
  • увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;
  • повысить свою мотивацию к изучению иностранного языка.

Наряду с «бумажным» «портфолио» в одной из социальных сетей было создано информационное пространство, куда помещались ежедневные фотоотчеты и комментарии педагогов проекта. Через Skype была доступна круглосуточная видеосвязь. Таким образом, родители имели возможность получить максимум информации о режиме, питании, самочувствии, учебной и досуговой занятости детей в режиме реального времени.

Учебный процесс в следующей четверти показал существенное улучшение как в успеваемости школьников, принимавших участие в программе, так и в их отношении к учебному предмету «английский язык».

Выбранная нами форма внеклассной работы с учащимися начальной школы помимо достижения дифференцированных предметных результатов позволила:

  • осуществить психолого-педагогическую коррекцию регулятивно-оценочной сферы, сферы межличностных отношений в детском коллективе;
  • реализовать коллективность обучения при наличии сформированного ядра из положительных лидеров,
  • осуществить "погружение" в иноязычную атмосферу в условиях путешествия, экстенсивное расширение иноязычного говорения, аудирования.
  • сформировать доброжелательный, уважительный стиль взаимоотношений.
  • продемонстрировать социально-общественную значимость и эмоциональную насыщенность деятельности по формированию и развитию иноязычных коммуникативных навыков;
  • создать опору на реальные жизненные ситуации и различные виды совместной деятельности,
  • выявить и активизировать заинтересованность каждого в своём личностном росте.
  • повысить мотивацию к обучению,
  • создать предпосылки к осознанию каждым школьником своей личной образовательной траектории.

Список использованной литературы:

  1. Рыжих Н.И. Успешные шаги к овладению современным английским языком. Изд. Москва: ЗАО «БАО-пресс», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2005
  2. Ощепкова Т.Н. Teach pack collection of up-to- date classroom techniques. Дрофа, 2005
  3. Bruni Cristiana. Wonderland. Pre-Junior. Activity Book, 2005г.
  4. Bruni Cristiana. Wonderland Junior A Activity Book, 2005г.
  5. Bruni Cristiana. Wonderland Junior B Activity Book, 2005г.
  6. 18.06.2014