Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

Разделы: Биология


Клетка - это самая маленькая живая единица, основная структурная и функциональная единица всего живого, будь то растение, или животное:

(Урок разработан по индивидуально-бригадной технологии профессора Н.Н. Суртаевой.)

Технология индивидуально-бригадного обучения ИБО, наряду с другими технологиями, обладает положительными свойствами. Она способствует реализации индивидуальных образовательных маршрутов, в которых представлен поэтапный индивидуальный образовательный путь обучающегося. Индивидуальный образовательный путь учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающегося, включает его способности и образовательные потребности, основанные на целевых установках. Технология ИБО использует возможности коллективной деятельности для оказания помощи каждому учащемуся в успешном продвижении по учебной программе.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

  • охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток;
  • продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты;
  • на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы.

Задачи:

  • Показать учащимся единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении;
  • Раскрыть строение и функцию клеточных органоидов;

Оборудование: таблицы "Строение растительной и животной клетки", "Основные органоиды клетки" микропрепараты: клетки кожицы лука, нервные клетки. Микроскоп. Тест.

План урока:

  1. Информационный ввод учителя по теме " Клетка структурная и функциональная единица организма человека".
  2. Индивидуальная работа (Карта-инструкция №1).
  3. Работа в бригадах (Карта-инструкция №2).
  4. Контроль - тестовая работа.
  5. Заключительное слово учителя.

Ход урока

1. Информационный ввод учителя.

Вспомните, что является элементарной единицей строения растительных организмов?

  • Каковы различия между растительной и животной клеткой? (Беседа на основе повторения материала 6 класса)?
  • Клетка под электронным микроскопом. (Микровизор)

2. Строение животной клетки. (Индивидуальная работа учащихся).

Карта-инструкция №1.

  1. Внимательно прочитайте текс учебника (параграф 7, строение клетки).
  2. Ознакомьтесь с таблицей "Строение животной клетки", найдите все органоиды клетки.
  3. Осмыслите основные функции органоидов, связав их с особенностями их строения.
  4. Заполните таблицу.

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

Клеточные структуры Функция
  • Клеточная мембрана
  • Ядро
  • Эндоплазматическая сеть (ЭПС)
  • Рибосомы
  • Митохондрии
  • Лизосомы
 

3. Работа учащихся в бригадах (4 -6 человек).

Карта-инструкция №2 по теме: "Строение клетки".

Задайте друг другу вопросы, которые вызвали у вас затруднения при работе по карточке-инструкции №1. Попытайтесь в ходе совместной работы ответить на эти вопросы.

Сверьте друг с другом правильность предложенных Вам заданий в карте-инструкции №1. При необходимости обращайтесь за консультацией к учителю.

По ходу работы делайте соответствующие дополнения и комментарии в таблице.

4. Контрольная часть - тестовая работа

ЗАДАНИЕ 1 ВАРИАНТА.

I. Оцените степень правильности приведенных ниже утверждений.

УТВЕРЖДЕНИЕ ( +) или (-)
1. Клеточная мембрана выполняет транспортную функцию в клетке.

2. В обычных клетках организма человека содержится 46 хромосом.

3. Пластиды характерны только для животных клеток.

 

II. Каждому термину подберите соответствующее определение.

1. Митохондрии А) Органоиды, которые выполняют функцию синтеза и запасапита- тельных веществ.

2. Эндоплазматическая сеть Б) Органоиды, которые обеспечиваютэнергией клетку.

Ответ:

1 -

2 -

III. Сравните растительную и животную клетку.

Растительная клетка Животная клетка
сходства

ЗАДАНИЕ 2 ВАРИАНТА.

I. Оцените степень правильности приведенных ниже утверждений.

УТВЕРЖДЕНИЕ (+) или (-)
1. Митохондрии участвуют в процессе фотосинтеза.

2. Рибосомы являются "фабриками" белка.

3. В ядре клетки находятся носители наследственности - хромосомы

 

II. Каждому термину подберите соответствующее определение.

1. Лизосомы А) Мембранные структуры содержащие ферменты.

2. Цитоплазма Б) Полувязкое жидкое содержимое, в котором находятся органоиды.

 Ответы:

1 -

2 -

III. Сравните растительную и животную клетки.

Различия

Растительная клетка Животная клетка
   

5. Заключительная часть.

ЧТО Я ЗНАЮ О КЛЕТКЕ

Название органоида Знал(а) Слышал(а) Узнал(а)
1. Клеточная мембрана

2. Цитоплазма

3. Хромосомы

4. Лизосомы

5. Митохондрии

6. Рибосомы

7. Вакуоль

8. Пластиды

     

6. Заключительное слово учителя.

7. Домашнее задание.

Параграф 19; смотри записи.

19.07.2014