Инсценированные русские народные сказки: «Репка», «Лиса и заяц»

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Учить детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности.
  • Развивать представление о способах изображения персонажей, о средствах создания образа в изобразительном искусстве.
  • Активизация творческих способностей детей, обучение выразительному чтению, согласно ФГОС.
  • Способствовать формированию личного отношения к прочитанному, метапредметные навыки.
  • Воспитывать интерес и любовь к чтению.
  • Способствовать воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу, толерантности.
  • Научить работать в программе - “Первое Лого”: создаём анимационные иллюстрации с озвучиванием, к понравившемуся эпизоду (работа в группах).

Раздел “Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)” описывает опыт творческой деятельности учащихся, который воплощается в интерпретации текста литературного произведения:

1. чтение по ролям,

2. мастерские “Юное дарование”, “Сказочный предмет”,

3. драматизация,

4. устное словесное рисование.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Выставка книг со сборниками русских народных сказок, кроссворд,
  • Слайды, интерактивная доска, MacBookи.
  • Атрибуты для сценки: маленькие домики, костюмы.
  • Карточки с названиями сказок.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

личностных результатов:

  • учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;
  • принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;
  • имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;
  • имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;
  • имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

метапредметных результатов:

  • считают книгу источником информации;
  • читают текст целыми словами;
  • отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;
  • определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;
  • имеют представление о понятиях “текст”, “раздел”;
  • выделяют в тексте абзац;
  • контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;
  • находят страницу книги по номеру;
  • пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;
  • умеют соотносить текст и иллюстрацию;
  • участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

предметных результатов:

  • имеют представление об авторе, художественном произведении, персонажей;
  • различают прозаический и стихотворный тексты;
  • связывают заглавие произведения с его содержанием;
  • имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме)
  • имеют представление о разнообразии интонации в произведении;
  • определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);
  • в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;
  • способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;
  • способны кратко описать образа персонажа;
  • имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

ХОД УРОКА

l. Организационный момент

УЧИТЕЛЬ: - Обратите внимание на календарь природы. Дети, проверим, правильно ли определили время года, дату, месяц, неделю и состояние погоды.

(Дети проверяют правильность календаря природы) – Правильно, сегодня 25 апреля, пятница, ясная погода.

Постановка целей:

УЧИТЕЛЬ: - Сегодня у нас не совсем обычный урок, а тему урока вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

            С              
            К              
            А              
            З              
            К              
            И              

1. Героиня сказки, которая украла петуха (ЛИСА).

2. Что, сварил солдат из топора (КАШУ).

3. Имя девочки из сказки “ Три медведя” (МАША).

4. Героиня сказки “Волк и семеро козлят” (КОЗА).

5. Самый круглый, сказочный герой (КОЛОБОК).

6. Как звали мальчика, который превратился в козленка (ИВАНУШКА).

- Молодцы! А теперь, ребята, давайте прочитаем ключевое слово по вертикали (СКАЗКИ). Правильно! Молодцы!

II. Актуализация знаний.

Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках. Ребята, какие сказки называются народными? Это сказки, которые люди рассказывали внукам, детям, друг другу. Создавались они самим народом.

А есть автор у народных сказок? (Нет)

Правильно народные сказки передавались из уст в уста.

Вспомните жанры народных сказок, - какие бывают сказки?( Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных).

В каждой народной сказке содержится, мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: “Сказка ложь да в ней ...” Продолжите, пожалуйста, пословицу.

(... намек, добрым молодцам урок)

- Молодцы!

III. Работа по теме урока.

Ребята, а сейчас мы проведем артикуляционную гимнастику. Дети, давайте откроем и посмотрим на наши сказочные ставни.Какая эта буква?(Жи-Жи-Жи)

Давайте все вместе прожужжим этот звук. Ребята, прочитайте слог-слияние. (Жи).

Давайте с этим слогом произнесем чистоговорку.

Жи-жи- жи - сказку расскажи.

Учитель меняет букву и слоги на стене. Дети читают и проговаривают. Мастерская “Чистоговорки”.

Ша-ша-ша - сказка хороша.
Ву-ву-ву - сказка наяву.
Ра-ра-ра - нам читать пора.

Молодцы!

С гимнастикой вы справились отлично.

УЧИТ: - А теперь давайте посмотрим отрывки из русских народных сказ©. И я проверю, насколько хорошо вы знаете русские народные сказки, /

(Просмотр отрывков из мультфильмов)

– А теперь, давайте, мы проведем сказочный конкурс “Волшебное слово” Разделимся на две команды. Первый ряд- первая команда. Второй ряд- вторая команда. Первую команду назовем “ Колобки”. Вторую команду “Колоски”. За победу на каждом конкурсе победившая команда будет получать по волшебному “яблочку”. В конце урока каждая команда посчитает свои яблочки. У кого окажется больше яблок та команда и победит.

1 конкурс: “Вспомним сказку”.

Дети: одна команда читает отрывок из сказки, а другая команда отгадывает, из какой сказки прочитали отрывок:

Не лежалось на окошке
Покатился по дорожке.(Колобок).

По тропе
Шагая бодро.
Сами воду,
Тащат ведра. (Емеля).

А дорога далека.
А корзина – нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь).

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то
(Волк и семеро козлят).

Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль).

Вот они живут Лягушка
Еж, Петух и мышь — Норушка.
(Теремок).

- Молодцы, умницы! Вы очень хорошо прочитали, отрывки,из сказок придется каждой команде дать по волшебному яблочку.

- А сейчас проведем второй конкурс “ Шесть вопросов, шесть ответов” (На экране высвечиваются задания тестирования.Дети должны выбрать правильный ответ из трех возможных вариантов).

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами задания конкурса.

- Кому принадлежат эти слова из сказки?

- “Несет меня лиса, за темные леса”?

а) Петух.

б)Кот.

в)Лиса.

- “Не садись на пенёк, не ешь пирожок”?

а)Медведь.

б)Маша.

в) Дед.

- “Не пей, братец, козлёночком станешь”?

а)Ведьма.

б)Алёнушка.

в) Иванушка.

- “Я от бабушки ушёл?
Я от дедушки ушёл”?

а) Колобок

б) Заяц.

в) Волк.

- “Ваша мама пришла, молочка принесла”?

а)Волк.

б) Коза.

в) Козлёнок.

- “Посажу-ка. репку я”?

а) Бабка.

б) Внучка.

в) Дед.

- Молодцы и с этим заданием вы справились хорошо! Опять каждой команде достается по яблочку.

IV. Физкультурная минутка.

- А, теперь третий конкурс. Сейчас я вам покажу отрывки из русских народных сказок, а вы дети, должны угадать, из какой сказки этот отрывок. Иллюстративная мастерская. Из разных сказок. “ Лиса и заяц”, “ Волк и семеро козлят”, “ Колобок”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

- Молодцы и с этим конкурсом вы справились отлично. Придется мне опять дать по яблочку каждой команде. Боюсь, что скоро у меня не хватит волшебных яблочек. И корзина почти уже пустая.

Четвертый конкурс “ Угадай сказку”.

- Дети, посмотрите на экран. По опорным словам, вы должны угадать название сказки. (На экране появляются опорные слова из сказок, а дети читают хором.)

топор СОЛДАТ СТАРУХА

(“Каша из топора”)

баба-яга БРАТ..............ГУСИ

(Гуси лебеды”)

дед БАБА ЯЙЦО МЫШКА

(“ Курочка Ряба”)

медведь БАБУШКА ВНУЧКА

(Маша и медведь)

- Умницы, вы мои. - Молодцы! Еще по одному яблочку каждой команде.

- А сейчас последний пятый конкурс “Угадай сказку”. Вы должны дети, определить по рисунку название сказки.

Мастерская сказочных предметов. Угадывание, какому герою принадлежит данный атрибут.

- Какие вы у меня молодцы, умницы. Опять по одному яблочку каждой команде, все справились отлично.

- А, теперь дети давайте каждая из команд посчитает свои яблочки.

  • “Колобки” сколько у вас яблок в вашей корзине? (5)
  • “Колоски” а сколько в вашей корзине яблок?(5)

Молодцы! Обе команды работали отлично! Наши волшебные яблочки превратились в настоящие яблоки из фруктового сада, которые вы сможете покушать на перемене.Дети, давайте мы с вами преобразимся в настоящих артистов и инсценируем полюбившиеся сказки.

V. Мастерская “Юное дарование”.

Ученик: Послушайте наши выступления.

Мы начинаем представления.
Эти сказки, интересные,
И прекрасные, и чудесные.
Эти сказки учат жить.
Без друзей, нам не прожить

(Дети инсценируют сказку “Репка”)

“Репка”

Автор:

Возле дома огород,
Бабка с внучкой у ворот.
Жучка хвост колечком -
Дремлет под крылечком.

Дед:

У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка, лучше репку я.

Автор: Лопату в руки дед берет, Идет работать в огород.

Бабка: И у бабки без зарядки, Слава богу, всё в порядке!

Автор:

На крылечко вышел дед,
Видит репу в огороде.
И себе не верит вроде,
Стал он возле репки.
Репка, выше дедки,
Тянет-потянет.
Вытащить не может.

Дед: Где ты! Бабка!

Бабка:

Я сейчас!
Ай да репка! Удалась!

Автор:

Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут — потянут,
Вытянуть не могут.

Дед:

Как тянуть?
С какого боку?
Выйди! Внучка на подмогу!

Автор:

Внучка за бабку,
Бабка за дедку.
Дедка за репку,
Тянут - потянут,
Вытянуть не могут.

Автор:

Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут — потянут,
Вытянуть не могут.

Автор:

Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут — потянут,
Вытянуть не могут.

Внучка:

Ломит спину,
Ноют руки.
Нет, не справиться

Автор:

Жучка за внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку.
Дедка за репку,
Тянут - потянут.
Вытянуть не могут

Жучка:

Разбудить придется кошку,
Пусть потрудится немножко!
Кошка!

Автор:

Кошка за Жучку,
Жучка за внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку.
Дедка за репку.
Тянут - потянут
Вытянуть не могут.

Бабка: Мышку кликнуть бы на двор!

Кошка

Мышку звать?
Какой позор!
Мы пока и сами,
Кажется с усами!

Мышка:

Чем топтать без толку грядку,
Становитесь по порядку.
Чтоб за дело браться.
Надо сил набраться.

Автор:

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку.
Жучка за внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку.
Дедка за репку.
Тянут - потянут
Вытянуть не могут.

Мышка:

Вдох и выдох,
Всем тянуть!

Автор: И вытянули репку!

- Ребята, скажите, пожалуйста, какова мораль этой сказки?

- Мораль этой сказки в том, что единстве сила.

-Здесь все “Один за всех и все за одного”

МОЛОДЦЫ!

А сейчас представим ещё одну русскую народную сказку?

ДЕТИ: да.

(Дети инсценируют сказку “Лиса и заяц”)

“ЛИСА И ЗАЯЦ ”

Ведущий:

Тишина. Зима. Опушка.
А со всех сторон — леса.
На опушке в двух избушках.
Жили заяц и лиса.
У лисы избушка ледяная,
А у зайчика избушка лубяная.

Лиса:

У меня в избе светло.
Ох, светло, как светло.
А в твоей избе темно, ох, темно, как темно!

Заяц:

Не дразни меня лиса.
Пожалеешь ведь сама.

Лиса:

Нет, не стану я жалеть,
Лучше снова петь:
“У меня в избе светло, ох, светло,
Как светло,
А в твоей избе темно, ох, темно!
Как темно”

Ведущий:

Но окончилась холодная зима,
Наступила вскоре тёплая весна.
Ярким солнышком избушки осветила,
А избушку лисью вовсе растопила.

Лиса:

Ты пусти меня сосед мой милый.

Заяц:

Не пущу тебя.
Зачем меня дразнила?

Лиса:

“Ну, прости меня.
Теперь мне негде жить.

Заяц:

Заходи лиса скорей.
Уж так и быть.
У меня избушка светлая большая.
Можешь жить. Ты мне не помешаешь.

Лиса:

Ступай быстро вен, косой!
Не хочу я жить с тобой.

Ведущий:

Так и выгнала.
Зайчишка плача,
На пеньке сидит.
Слёзы лапкой вытирает,
Видит, мимо волк бежит.

Волк:

Приключилось что с тобой?
Плачешь ты, зачем косой?

Заяц:

У меня была избушка лубяная,
А у лисы была избушка ледяная
Но окончилась холодная зима.
Наступила вскоре тёплая весна.
Ярким солнышком избушки осветила
А избушку лисью вовсе растопила
Поселил тогда лису я у себя.
А лиса взяла и выгнала меня.

Волк:

Ты не плачь, косой так горько, не тоскуй.
Вот посмотришь, как я выгоню лису.

Заяц:

Нет, не выгонишь, не так уж ты силён.

Волк:

Нет, я выгоню. Ступай лисица, вон!

Лиса

Не пугай! Ведь я лисица, а не курочка.
Вот как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий:

Испугался волк лисы и скрылся прочь.

Ведущий:

Зайчик плачет

Заяц:

Кто же сможет мне помочь?

Ведущий:

В это время мимо зайца шел медведь.

Медведь:

Что случилось?
Перестань-ка, ты реветь.

Заяц:

У меня была избушка лубяная,
А у лисы была избушка ледяная,
Но окончилась холодная зима.
Наступила вскоре теплая весна.
Ярким солнышком избушки осветила,
А избушку лисью вовсе растопило.
Приютил лису я у себя.
А лиса взяла и выгнала меня.

Медведь:

Ты не плачь. Тебе я правду говорю,
Что лисицу из избы я прогоню.

Заяц:

Волк не смог её прогнать, чтоб мне помочь.

Медведь:

А я выгоню! Пошла лисица прочь!

Лиса:

Не пугай, ведь я лисица, а не курочка.
Вот как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.

Ведущий:

Испугался тут медведь и скрылся прочь.
Зайчик плачет.

Заяц:

Кто же сможет мне помочь?

Ведущий:

В это время мимо зайца в двух шагах.
Петушок шел в ярко красных сапогах,
Косу острую держал он на плечах.

Петух:

Что за слезы? Расскажи-ка мне на милость.
Что с тобою, бедный зайчик, приключилось?

Заяц

У меня была избушка лубяная.
А у лисы избушка ледяная.
Но окончилась холодная зима.
Наступила вскоре теплая весна,
Ярким солнышком избушки осветила.
И избушку лисью вовсе растопила.
Поселил лису тогда я у себя,
А лиса взяла и выгнала меня.

Петух:

Вытри слезы и не плачь.
Я смогу лису прогнать.

Заяц:

Где ж тебе прогнать суметь?
Гнал и волк, гнал медведь,
Но никто из них не смог
Лису прогнать, за порог.

Петух:

Я ж лису прогнать смогу.
Эй, лиса ку –ка–ре - ку!
Я иду на двух ногах,
В ярко красных сапогах.
Несу косу на плечах.
Ох, как остра моя коса!
Я посеку тебя Лиса.

Лиса:

Убери свою косу,
Не секи меня, лису.
Платье я свое найду,
Вмиг оденусь и уйду.

Ведущий:

Выскочила тут лиса из избушки-
И бежать
А петух давай хвалиться.

Петух:

Я лису сумел прогнать!

Заяц:

Тебе, Петенька, спасибо,
Я хочу с тобою жить.
Заходи в мою избушку,
Будем вместе дружно жить.

Ведущий:

Стали они вместе,
Жить и поживать
И друзей желанных,
В гости поджидать.

- Молодцы, умницы вы у меня настоящие артисты.

- Скажите, какова мораль этой сказки?

( МОРАЛЬ ЭТОЙ СКАЗКИ В ТОМ, ЧТО ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО)

Правильно.

VI. РЕФЛЕКСИЯ: (Масbook)

Графическая рефлексия

Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию.

Содержание: Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок

  • понравилось выполнять
  • было трудно
  • не очень понравилось
  • не очень было трудно
  • не понравилось вообще
  • не трудно

VII. ИТОГИ УРОКА.

- Дети, о чем мы говорили на уроке?

- О сказках.

- Какие бывают сказки?

- Сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных.

Дети, вы сегодня работали отлично. Я вами очень довольна. Спасибо вам за урок.

- Что вы хотите сказать про урок?

-  Какой оценки заслуживает наш урок? (Дети показывают карточки с изображением соответствующего смайлика).

Дополнительная литература для реализации ФГОС в начальной школе:

1. Матвеева Е. И. Литературное чтение. 1-4классы: учим младших школьников понимать художественный текст. М.: Эксмо, 2007. – 228 с.

2. Матвеева Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход на уроках литературного чтения в условиях перехода на новые образовательные стандарты. – М.: Московский центр качества образования, 2010. – 128 с.

3. Журнал “Начальная школа” №11,  №12. 2004 г.

23.07.2014