Внедрение игровых моментов в преподавании уроков математики в младшем и среднем звене как стимулирование и интегрирование интереса к предмету математика

Разделы: Математика


Игра – источник развития ребёнка, потребность его растущего организма, его надежда на успех. Игра может разбудить в ребёнке желание работать над собой, а значит подвести его к самовоспитанию. А это и есть истинное воспитание. Дух соревнования захватывает ребёнка и рождает его новые потенциальные возможности. Игра может стать могучим регулятором интеллектуального воспитания. Наличие эмоций в любом деле позволяет превозмочь усталость. Игра развивает внутренние силы ребёнка, выявляет его интересы, тренирует ум, формирует характер. Игра необходима детям как воздух, даже на таком серьёзном уроке как математика. В начале проявляют себя ребята организаторскими навыками, коллективной направленности, развитым интеллектом, действуя уверенно, они занимают ведущие позиции. Затем подключаются робкие ребята, иногда они просто могут выручить команду правильным ответом.

Игровая деятельность помогает по – новому осмыслить своё положение в коллективе и место в системе межличностных отношений. Игра всегда возникает из стремления детей к счастью. Она доставляет ребёнку радость, уверенность от победы и уверенность, что математика такой нужный и интересный предмет и совсем не сложный. Игра для ребёнка тренировочная площадка, где закаляется его характер, закаляется воля, испытывается выносливость, даёт ответ на житейский вопрос: “ а на что я ещё способен?”. И тогда ребёнок получит “звание от учения, почёт – от дел, благополучие – от усердия, награду – от судьбы”, как гласит индийское изречение.

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире… Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности” - В.А. Сухомлинский.

Аксиома счастья такова: чем больше радости у ребёнка в детстве, тем больше он её подарит людям, став взрослым. Недобрые и скучные люди чаще вырастают из детей, которым не повезло в детстве – лишены были веселья, игр, радости.

Предлагаю вашему вниманию несколько разработок игр для пятых и шестых классов (игра “Счастливый случай в математической шкатулке”, игра “Математика – царица наук”, игра “Кто хочет стать миллионером?”), использование игровых моментов на уроке (открытый урок в 5 классе “Анализ контрольной работы”).

Игра “Счастливый случай в математической шкатулке”

Цель игры:

  • Формирование интереса к математике.
  • Научить мыслить логически, быстро думать, принимать правильное решение.

Ход игры

Домашние заготовки:

А) Название команды

Б) Эмблема

В) Номер художественной самодеятельности (стих, сценка, математическая легенда, …)

Г) Минигазета

Д) Вопрос на гейм “Ты мне – я тебе”

1 гейм “Вопрос – ответ”.

Вопросы первой команде:

  1. В каждом из четырёх углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?
  2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?
  3. Две колхозницы шли в город и встретили ещё пять колхозниц по дороге. Сколько всего колхозниц шло в город?
  4. Можно ли с помощью чертёжных угольников построить угол 15 градусов?
  5. Когда сумма чисел равна их разности?
  6. Существует ли линия, все точки которой одинаково удалены от данной точки?
  7. Из Москвы в Воронеж вышел пассажирский поезд со скоростью 70 км/ч. В тоже время из Воронежа навстречу первому поезду отправился скорый поезд со скоростью 80 км /ч. Какой из этих поездов будет дальше от Москвы в момент их встречи?
  8. Увеличьте число 666 в полтора раза, не производя над этим числом никаких арифметических действий.
  9. Что дороже: килограмм десятирублёвых монет или полкилограмма двадцатирублёвых?

Вопросы второй команде:

  1. В клетке находятся три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Просьба девочек была удовлетворена. И всё же в клетке остался один кролик. Как такое могло случиться?
  2. Два отца и сын разделили три апельсина так, что каждому из них досталось по одному апельсину. Как это могло случиться?
  3. Представьте себе, что вы машинист поезда, ведущего пассажирский состав из Воронежа в Москву. Всего в составе поезда 17 вагонов. Обслуживается поезд бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Помощник на три года старше машиниста. Сколько лет машинисту?
  4. Разделите число 188 пополам так, чтобы в результате получилась единица.
  5. Контур какого предмета изображается одинаково, с какой бы точки зрения его ни рисовать?
  6. Угол в один градус рассматривают в лупу, дающую четырёхкратное увеличение. Какой величины покажется угол?
  7. Когда частное равно делимому?
  8. Как провести линию так, чтобы она пересекала все стороны треугольника?
  9. Как с помощью чертёжных угольников построить угол в 105 градусов?

2 гейм. “Заморочки из бочки”.

Вносится бочонок, в котором находится 18 заморочек. Члены команды по очереди вынимают заморочки. На обдумывание даётся 1 минута.

“Заморочки из бочки”:

  1. Имеет ли каждое натуральное число предшественника?
  2. Существует ли самое большое натуральное число?
  3. В каких случаях результатом вычитания натуральных чисел является натуральное число?
  4. Счастливый случай(коробка конфет).
  5. Великий русский математик Н. И. Лобачевский родился в 18 веке и прожил 64 года, из них 56 в 19 веке. Определите годы рождения и смерти Лобачевского.

Гейм “Ты мне – я тебе”

Летела стая гусей, навстречу им летит один гусь и говорит:

– Здравствуйте, сто гусей!

Те ему отвечают:

– Нет, нас не сто гусей! Если бы нас было ещё столько, сколько есть, да ещё полстолько, да четверть столько, да ты ещё, гусь снами, тогда нас было бы сто гусей.

Сколько их было?

За весну обломов похудел на 25 %, а затем за лето прибавил в весе 20%, за осень похудел на 10%, а за зиму прибавил 20%. Похудел он или поправился за год?

Счастливый случай (коробка конфет)

С помощью четырёх цифр 2 и знаков действий составьте числовое выражение, значение которого равно 5.

С помощью пяти цифр 9 и знаков действий составьте числовое выражение, значение которого равно 10.

Гейм “Ты мне – я тебе”.

Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля?

Три разных числа сначала сложили, а затем их перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа?

Петух, стоя на одной ноге, весит 5 килограмм. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги?

Когда результат деления будет натуральным числом?

Найдите число, которое, будучи увеличено двумя третями самого себя и единицей, даст 10?

Выберите правильный вариант ответа:

1. Любое число делится на ноль.

2. Ноль разделить на ноль будет ноль

3. На ноль делить нельзя

Игра с болельщиками.

Задания болельщикам:

Имеются песочные часы на 3 минуты и на 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду на 4 минуты. Как это сделать?

Какую траву и слепые узнают?

Чему равно произведение всех цифр?

Почему в поездах стоп – краны красные, а в самолётах голубые?

Четверо играли в домино два часа. Сколько часов играл каждый?

На руках десять пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

Сколько яиц можно съесть натощак?

У отца Мэри пять дочерей: Чача, Чича, Чоли,Чита. Как зовут пятую дочь?

Хорошо видит, а слепой.

Подведение итогов. Награждение. Жюри объявляет результаты, отмечает самых активных.

Ответы 1 гейма.

Вопросы первой команды:

1.четыре; 2. семь; 3. два; 4. можно, нужно взять угол в 45 градусов на одном угольнике и вычесть из него угол в 30 градусов на другом угольнике; 5. если одно из слагаемых и вычитаемое равно нулю; 6. окружность 4 7. на одном и том же расстоянии; 8. перевернуть число; 9. 1 кг. Металла всегда дороже 0,5 кг такого же металла

Вопросы второй команды:

1.двум девочкам дали по кролику, третьей – клетку с кроликом; 2. всего было три человека: сын, отец, дед; 3. машинисту паровоза столько лет, сколько тому, кто решает эту задачу; 4. перегнуть число пополам; 5. шар; 6. один градус; 7. когда знаменатель равен единице; 8. через вершину и третью сторону; 9. можно, нужно взять угол в 60 градусов на одном угольнике, а на втором угольнике угол в 45 градусов.

Ответы 2 гейма.

  1. число 1 не имеет своего предшественника, а остальные числа имеют;
  2. нет;
  3. когда уменьшаемое больше вычитаемого;
  4. 1792 – 1856гг.;
  5. “ты мне – я тебе”, вопрос другой команды;
  6. 36 гусей;
  7. поправился;
  8. (2+2)+2:2;
  9. 99:99+9;
  10. “ты мне – я тебе”
  11. ноль;
  12. 1,2;
  13. 5 кг.;
  14. если натуральное число, которое мы делим, является многозначным числом, содержащим в качестве делителя то, на которое мы делим;
  15. третий ответ – на ноль делить нельзя.

Ответы на игру с болельщиками:

  1. пустить часы одновременно. После того, как трёхминутные часы сработают, опустить яйцо в кипящую воду;
  2. крапиву;
  3. нулю;
  4. в самолётах нет стоп – кранов;
  5. нулю;
  6. 50;
  7. одно;
  8. Мэри;
  9. неграмотный.

Игра “Математика – царица наук”

Цели игры:

  • Расширить знания учащихся, развить познавательный интерес и повысить интеллект учащихся.
  • Показать необходимость математических знаний в других науках: космонавтике и астрономии, их совершенствование.
  • Воспитание дружеских, товарищеских отношений, формировать умение работать в группах.

Девиз: “Математика – это полёт”. В.Чкалов.

Оформление:

  • Плакаты о космосе.
  • Песочные часы или секундомер
  • Гонг или сигнальные карточки
  • Карточки с вариантами ответов
  • Музыкальное сопровождение, стихи

Правила игры:

Игра состоит из четырёх конкурсов. В каждом конкурсе игрокам предлагаются вопросы с вариантами ответов, которые напечатаны на листах. После обдумывания ответов(3 минуты) звучит гонг и представитель каждой команды показывает карточку с номером ответа. Правильный и своевременный ответ оценивается в 1 балл. Жюри фиксирует ответ и следит за временем. Проводятся игры со зрителями во время работы команд или во время работы жюри. Подводятся итоги и награждения.

Ход игры

1.Ребята читают стихотворение:

Почему торжественно вокруг?
Слышите как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведём сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почёт.
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

2. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята и гости! Сегодня наш урок посвящён математике. С математикой мы встречаемся на каждом шагу: смотрим ли на часы, чтобы узнать время; делаем ли покупку в магазине; проектируем ли свой будущий дом, планируем ли летний отдых и т. д. Люди никогда бы не смогли осуществить полёт в космос. Чтобы запустить космический корабль, необходимо выполнить огромное количество сложнейших расчётов и вычислений. Да и вы ребята, участвуя в игре, что – то рассчитываете, соображаете, угадываете, принимаете правильное решение. Кто чаще упражняется в решении задач, головоломок, ребусов, хитроумных загадок быстрее соображает и находит выход из сложной ситуации. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он находчивее и сообразительнее. Недаром говорят, что математика – гимнастика ума. М. В. Ломоносов говорил: “Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”. Вам, ребята, предстоит показать свои знания в математике и астрономии, проявить смекалку, может быть узнать что – то новое, интересное для себя, расширить свои представления о царице наук, её применении и показать как вы работаете вместе, одной командой. Пусть эпиграфом к нашей игре послужат слова Б. Паскаля: “Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”. Итак, в добрый путь.

Отбор команд в форме тестирования.

Намечается создать три команды из 12 человек. На столе лежат геометрические фигуры: треугольники, квадраты и круги. Сейчас каждый из вас подойдёт и выберет ту геометрическую фигуру, которая больше понравилась. Тот, кто выбрал треугольник, садится за первый стол; кто квадрат – за второй стол; кто круг – за третий. Я даю характеристику каждой фигуре.

Треугольник символизирует лидерство. Самой характерной особенностью человека, выбравшего этот символ, является способность концентрироваться на главной цели.

Квадрат. Основное качество личности, отдавшей предпочтение квадрату, - трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство в достижении цели. “Квадрат” предпочитает раз и навсегда заведённый порядок: всё должно находиться на своём месте и происходить в своё время.

Круг – самая доброжелательная фигура. Обладатель этого символа счастлив, когда все ладят друг с другом; “круг” ощущает чужую боль и радость, как свою собственную. Это очень чувствительная и эмоциональная натура.

Конкурс “Космонавтика”

1. Кто был первым лётчиком – космонавтом?

А. Циалковский.

Б. Королёв

В. Гагарин

Г. Леонов

2. Назовите корабль, на котором летал первый космонавт.

А. “Восход – 1”

Б. “Восток – 1”

В. “Союз – 1”

Г. “ковёр – самолёт – 1”

3. Какой год считается годом освоения космоса?

А. 1961 г.

Б. 1947 г.

В. 1957 г.

Г. 1964 г.

4. Назовите фамилию космонавта, который первым вышел в открытый космос?

А. Титов

Б. Гагарин

В. Комаров

Г. Леонов

5. Кто был Генеральным конструктором космических кораблей?

А. Циалковский

Б. Королёв

В. Гагарин

Г. Леонов

6. Назовите самую большую планету Солнечной системы.

А. Юпитер

Б. Сатурн

В. Уран

Г. Нептун

5. Конкурс “Математика”.

1. Назовите четырёхугольник, у которого все стороны и диагонали равны?

А. Прямоугольник

Б. Квадрат

В. Ромб

Г. Параллелограмм

2. Какое из перечисленных свойств не является свойством прямоугольника?

А. Диагонали перпендикулярны

Б. Диагонали равны

В. Углы прямые

Г. Противоположные стороны параллельны

3 .Произведение каких чисел всегда равно единице?

А. Противоположных

Б. Взаимообратных

В. Равных

Г. Дружественных

4. Отношение длины окружности к её диаметру равно:

А. Радиусу

Б. Числу пи

В. Хорде

Г. Дуге

5. В каком треугольнике все углы острые?

А. В прямоугольном

Б. В тупоугольном

В. В остроугольном

Г. В равнобедренном

6. Можно ли с помощью чертёжных угольников построить углы в 105 градусов, в 15 градусов, в 135 градусов?

А. Можно

Б. Нет

В. Только угол в 135 градусов

Г. Только углы в 105 и в 135 градусов

6. Конкурс “Занимательная математика”

1. Если у стола отпилить один угол, сколько углов останется?

А. 3

Б. 4

В. 5

Г. Нисколько

2. Сколько минут надо варить крутое яйцо?

А. 2 минуты

Б. 3 минуты

В. 5 минут

Г. Нисколько

3. В комнате горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось?

А. 2

Б. 3

В. 5

Г. Нисколько

4. В комнате горели пять лампочек. Две из них перегорели. Сколько лампочек осталось?

А. 2

Б. 3

В. 5

Г. Нисколько

5. Сколько раз в сказке а. С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” старик ходил к морю просить рыбку исполнить пожелания старухи?

А. 3

Б. 5

В. 7

Г.Ни разу

6. Ребята пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков?

А. 9

Б. 10

В. 11

Г. 12

7. Сколько месяцев в году содержат 30 дней?

А. 6

Б. 11

В. 12

Г. 5

7. Игра со зрителями

  1. Петя держит две монеты на общую сумму 15 копеек, причём одна из них не пятак. Какие монеты держит Петя? (5к. и 10 к.)
  2. Четверо играли в домино три часа. Сколько часов играл каждый? (три часа)
  3. Если в 11 часов ночи идёт дождь, то возможна ли солнечная погода через 72 часа? (нет, т. к. будет ночь)
  4. Два в квадрате – четыре, три в квадрате – девять, а чему равен угол в квадрате? (90 градусов)
  5. Сколько получится, если разделить сто на половину?(200)
  6. Хорошо видит, а слепой? (неграмотный)
  7. Какую траву и слепые узнают? (крапиву)
  8. На какое число надо разделить два, чтобы получить четыре? (на 0, 5)
  9. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
  10. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (сто)
  11. Чему равно произведение всех цифр? (нулю)
  12. Можно ли между цифрами 2 и 3 поставить какой – либо знак, чтобы получилось число большее двух, но меньшее трёх? (запятую)
  13. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовых машин и три легковые машины. Сколько машин ехало в село? (одна – такси)
  14. Почему в поездах стоп – краны красные, а в самолётах – голубые? (в самолётах нет стоп – кранов)
  15. Из какой посуды не едят? (из пустой)
  16. Что в горшок кидают перед тем, как варят в нём еду? (взгляд)
  17. У причала стоит корабль, с которого свисает верёвочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет третьей ступеньки, если за минуту она поднимается на 15 см? (никогда, лестница поднимается вместе с водой)
  18. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (которые стоят)

8. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги. Называют команду победительницу. Я поздравляю команду победительницу и всех кто принимал в игре участие и хочу напомнить слова Павла Антокольского:

Продолжается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам.
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.
Волшебный сундучок

То, что лежит в этом сундучке, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться каждый ученик.

Вопрос: Что лежит в волшебном сундучке? (Циркуль)

2это я знаю и помню прекрасно”, - этими словами начинается всем известный стишок, который помогает запомнить десятичное приближение этого иррационального числа, которое очень часто используется в математике. Название этого числа, его обозначение – первая буква греческого алфавита, в переводе означает “окружность”. Оно было введено в 1706 году английским математиком Джонсоном. Архимед, Аль-Каши, Ф. Виет и многие другие пытались вычислить наибольшее количество знаков у этого числа, а теперь в этом соревнуются умные машины.

Вопрос: Что это за число? (число пи)

 Ответы.

  • “Космонавтика”: 1.В, 2.Б, 3.А, 4.Г, 5.Б, 6.А
  • “Математика”: 1.Б, 2. А, 3.В, 4.Б, 5.В, 6.А
  • “Занимательная математика”: 1.В, 2.Г, 3.В, 4.б,5.Г, 6.В, 7Г (по 31 дню –январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь; по 30 дней – апрель, июнь, сентябрь, ноябрь; февраль в зависимости от года содержит 28 или 29 дней)

Приложение.

23.07.2014