Методическая разработка урока математики по теме "Пропорция". 6-й класс

Разделы: Математика


Цели урока:

Познакомить учащихся с понятиями:

  • пропорция, члены пропорции, верная и неверная пропорции, с основным свойством пропорции и сформировать навык нахождения верной пропорции,
  • создать условия для формирования умения анализировать, сравнивать, классифицировать данные зависимости,
  • продолжить формирование умения работать с учебной литературой, следить за выполнением единого орфографического режима при записях в тетрадях,
  • воспитывать чувство товарищества, деликатности и дисциплинированности.

Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний, умений, навыков. Устная работа.
  • Сообщение темы урока.
  • Объяснение нового материала.
  • Закрепление знаний по новой теме.
  • Запись домашнего задания. Комментирование, инструктаж.
  • Подведение итогов.
  • Рефлексия.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • словесный,
  • информационно-сообщающий,
  • практический,
  • репродуктивный.

Ход урока

I. Организационный момент.

И так друзья внимание
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Сейчас начнем урок.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение большого раздела курса математики. Какую тему мы закончили изучать? (Отношение). Теперь мы приступим к изучению новой темы в этом разделе. А узнать тему урока нам помогут следующие задания.

Давайте вспомним основные правила:

Что называется отношением двух чисел?

Как можно записать отношение двух чисел?

Что показывает отношение двух чисел?

Вычислите и заполните таблицу в соответствие с полученными результатами.

На доске заготовлена таблица.

                 
0,75 0,5 0,6 75% 60% 50% 0,7 25% 0,375

а) 1/2 (р)

б) 1/4 (и)

в) 7/10 (ц)

г) 3/5 (о)

д) 3/8 (я)

е) 3/4 (п)

п р о п о р ц и я
0,75 0,5 0,6 75% 60% 50% 0,7 25% 0,375

Знакомо нам это слово? Нет, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием пропорция.

Изучение нового материала.

Запишем тему урока в тетрадях.

Перед вами несколько отношений. Найдите значение этих выражений.

4:0,5

7:42

2:12

8:1

5:10

2,5:5

Сгруппируйте отношения по определенному признаку и составьте соответствующие равенства.

4:05=8:1 2/12=7/42 5:10=2,5:5

- По какому признаку вы сгруппировали данные отношения? (их значения равны)

- Полученные равенства называются пропорцией

- Подумайте и дайте определение пропорции.

- Откройте учебники на стр. 123 и прочитайте правило.

С помощью букв пропорцию записывают так:

средние члены пропорции

крайние члены пропорции

Заполнить таблицу (взаимопроверка с доски).

Пропорция 20:5=16:4 3/15=2/10 3:0,5=6:1
Крайние члены 20; 4 3; 19 3; 1
Средние члены 5; 16 2; 15 0,5; 6
Произведение крайних членов 80 30 3
Произведение средних членов 80 30 3

Какой вывод можно сделать? ( В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции).

В любой ли пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике.

Итак, вывод: в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции. Верно и обратное утверждение. Если произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна. Это основное свойство пропорции.

V. Закрепление знаний.

Назовите верные и неверные пропорции:

18/3=30/5

7,5:5=2:3

10:3=10/3:1

1:0,5=4,8:2,4

3,9/3=2,7/9

5:x=20:4x

Используя основное свойство пропорции, составьте верные пропорции из следующих чисел: 4; 5; 12; 15 (записать на доске, остальные проверяют).

4:5=12:15

15:1,5=12:4

4:12=5:15

5:4=15:12

Сколько верных пропорций можно составить?

Вывод: если в верной пропорции поменять местами средние члены или крайние члены, то получившиеся пропорции тоже верны.

VI. Запись домашнего задания.

П.21 стр.123, №776, 779

VII. Подведение итогов.

VIII. Рефлексия.

8.07.2014