Технологическая карта конструирования урока русского языка по теме "Приставки". 5-й класс

Разделы: Русский язык


Аннотация

Для развивающегося образования важным является возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и обучающегося на уроке. Поэтому обращение к технологическому подходу не случайно. По мнению, И.М. Логиновой и Г.Л. Копотеевой, междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения [2. С. 12].Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты при изучении темы “Приставки” на уроке русского языка в пятом классе.

Состав УМК:

  • Учебная программа: Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой. О. В. Загоровской и других. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 108 с.
  • Учебник “Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков., А. Г. Лисицын]; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во “Просвещение”. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с.
  • Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1 / Л. М. Рыбченкова, Т. Н. Роговик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 80 с.
  • Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во “Просвещение”. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.

Тип урока: урок формирования и закрепления предметных умений.

Место урока в учебном плане (программе): 5 класс, I четверть.

Время, необходимое для проведения конкурсного урока: 1 урок

Цель темы
  • Обучающая: актуализация знаний о приставке как словообразующей морфеме; об отличии приставки от предлога; совершенствование правописных умений;
  • Развивающая: развитие способности слушать и говорить, анализировать и моделировать;
  • Воспитательная: приобщение к истории языка, воспитание культуры общения.
Планируемый результат Предметные умения УУД
  • Углубление знаний о приставке как словообразующей морфеме;
  • об отличии приставки от предлога;
  • совершенствование правописных умений
Личностные: 
  • углубление, обобщение и систематизация знаний о приставке как словообразующей морфеме;
  • формирование интереса к поисковому и изучающему чтению.

Регулятивные: 

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: развитие творческого мышления, памяти, внимания и языковой компетенции.

Коммуникативные: 

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;
  • владение устной и письменной речью.
Основные понятия Приставка как словообразующая морфема, предлог, родственные слова.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
  • Самоцелеполагание
  • Самооценка
  • Рефлексия
  • Решение учебных задач
  • Работа с текстом
  • Учебная беседа
  • Эвристическая беседа
  • Рабочая программа
  • Учебник русского языка
  • Рабочая тетрадь
  • Поурочные разработки
  • Проектор

 Этапы уроков

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Мотивационный этап
Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помочь обучающимся сформулировать цели и задачи Через анализ языкового материала формулируют тему, цели и задачи урока Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме Слушают собеседника, строят высказывания по теме, возражают или принимают высказывания Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания
Ориентировочный этап
Направляет обучающихся на формулирование цели урока и составление плана деятельности

Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся, используя языковой материал, спроецированный на экран

Находят приставки и предлоги в стихотворении Я. Козловского “Веснушки”, доказывают, что между предлогом и словом можно вставить другое слово (См. Приложение № 1) Осуществляют актуализацию полученных знаний Используют речевые средства для выполнения задания Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Осуществляют самоконтроль

Слушают собеседника, строят высказывания

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания
Исполнительский этап
Организует, направляет деятельность учащихся по подбору слов, которые могут сочетаться с другими словами (одеть – сестренку или шубу? и др.); выбору приставок для получения правильных словосочетаний; замене слов теми, в которых пишется Ь (показать документы – предъявить документы и др.), находить слова с приставками и предлогами, выделять графически; заменять слова на существительные с приставкой (Режиссер начал снимать фильм – Режиссер приступил к съемке фильма); приобщает к истории языка Отработка навыков письменного высказывания (по вопросам и опорной лексике).

Параграф 13, упражнение 95, 99, 100, рабочая тетрадь Ч.1 с. 35, задание 2.

Знакомство с историческими процессами в языке, изменявшими состав слова.

Актуализируют знания о приставке как словообразующей морфеме, об отличии приставки от предлога, совершенствуют правописные умения.

Знакомятся с понятиями опрощение, синхронное словообразование (См. приложение 2).

Применяют полученные знания на практике, строят высказывания, используют толковый и морфемный словари, получают представление о словах, имеющих несколько приставок, совершенствуют правописные умения. Самостоятельно обозначать приставки в словах, находить слова с двумя приставками и более (например, непереосвидетель ствовавшийся), устанавливать значения слов и морфем. Осуществляют контроль своих знаний. Принимать и сохранять цель; определять способы действий в рамках предложенных условий.
Контрольный этап
Задаёт вопросы, оценивает результаты учебной работы, предлагает критерии самооценки, проводит объяснительный диктант (Контрольное задание на проверку планируемых результатов См. приложение 3) Соотносят полученное решение учебной задачи с целью занятия; оценивают, насколько правильно удалось выполнить все запланированные действия Анализировать и сопоставлять цель и полученные результаты учебной деятельности Выполняют задание выборочного диктанта, составляют оценочное высказывание Уметь слушать собеседника и задавать уточняющие вопросы Контролируют правильность и полноту проведенного анализа Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Рефлексивный этап
Ставит вопросы о том, как решались учебные задачи и достигались цели урока; задаёт домашнее задание, предоставляя выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации   параграф 13. Упражнение 98:

1 уровень - списать, обозначить приставки в словах;

2 уровень - списать, вставить пропущенные буквы в приставках и обозначить графически; определить значение слова тише в тексте упражнения.

Анализирует уровень освоенности учащимися необходимых ЗУН, надпредметных способов действия

Отвечают на вопросы учителя Осознанно и произвольно отвечать на поставленные вопросы Участвуют в устной беседе, подводят итоги; высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной Самоконтроль Осуществлять итоговый контроль по результату

Результаты, подтверждающие эффективность данного урока

Качество обученности по теме “Приставки”

Литература

1. Зайцева, О. Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы / О. Н. Зайцева. – М. : Издательство “Экзамен”, 2013. – 2013. – 319 с.

2. Логинова И. М., Копотеева Г. Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС //Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.

3. Овсепьян В. А. Взгляд: сборник очерков, рецензий и интервью / В. А. Овсепьян Нижний Тагил: ТРМ, 2013, 96 с.

4. Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во “Просвещение”. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.

5. Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1 / Л. М. Рыбченкова, Т. Н. Роговик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 80 с.

6. Учебник “Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков., А. Г. Лисицын]; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во “Просвещение”. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с.

7. Учебная программа: Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой. О. В. Загоровской и других. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 108 с.

8. standart.edu.ru (дата обращения: 10.01.2014) 

7.07.2014