Урок окружающего мира по теме "Когда жили динозавры?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока: создать условия для актуализации и упорядочения знаний детей об окружающем мире;

Образовательная: формировать представления о далеком прошлом Земли; познакомить учащихся с удивительными животными прошлого – динозаврами; как ученые изучают этих древних животных;

Развивающаяразвивать познавательный интерес к предмету, мыслительные процессы: внимание, память, речь;

Воспитательная:  создать условия для формирования познавательного интереса к предмету; воспитывать любовь к природе, уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

Здоровье сберегающая: организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональное и психологическое состояние учащихся.

Программа Школа России. Автор учебника: А.А. Плешаков Мир вокруг нас 1 кл. В 2 ч. М.; Дрофа, 20009

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный (упражнение на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний учащихся, упражнение на классификацию);
  • частично-поисковый (перенос общих признаков известного на новое, выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);

Приёмы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, словесный, рассуждение, опора, иллюстрирование, классификация, проблемная ситуация, обобщение, поиск закономерности, конкретизация.

Форма урока: Комбинированный урок.

Оборудование:

  • учебники: А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 1 кл. В 2 ч. М.; Дрофа, 2009. (Школа России)
  • рабочие тетради №2 по окружающему миру: 1 класс: к учебнику: А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 1 кл. В 2 ч.
  • презентационное сопровождение урока – компьютер, мультимедиапроектор, магнитофон, интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение урока:

  • Презентация учителя (приложение № 1) Power Point 2007.
  • Рисунки учащихся с изображением динозавров.
  • Карточки с вопросами для групповой работы.
  • Конверты с моделями динозавров для групповой работы.
  • Модели динозавров.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи (2 мин.)
  3. Изучение нового материала.(15 мин.)
  4. Физминутка. (3 мин.)
  5. Работа с учебником.(7 мин.)
  6. Работа в тетради на печатной основе.(8 мин.)
  7. Этап подведения итога урока. Рефлексия. (2 мин).
  8. Домашнее задание.(1 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока.

У. Мы сегодня продолжаем изучать мир, который нас окружает. Сегодня мы снова отвечаем на вопросы раздела “Где и когда?”. Определим тему нашего урока.

Возьмите листочки, зачеркните на них простым карандашом буквы, которые повторяются.

Листок с буквами УДЕИФНМОЯЗУАМВЕРФЫЯ лежит на парте у каждого ученика.

– О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Д. О динозаврах.

У. Сформулируйте тему урока.

Д. Когда жили динозавры?

У. Как вы думаете, когда жили динозавры?

А) Жили в прошлом;

Б) живут сейчас;

В) не жили совсем.

Сформулируйте поточнее цель нашего урока.

Д. Мы должны узнать, кто такие динозавры, когда и где жили эти животные.

3. Знакомство с новым материалом.

У. Закройте, пожалуйста, глазки и представьте, что мы оказались в прошлом. Неприветливыми и страшными казались леса. Не росли цветы на полянах. Не вились над ними пестрые бабочки. Странные и зубастые птицы не пели и не щебетали, а шипели и квакали. Высоко над головой качались ветви папоротников. Жара. На земле видны громадные следы. Вот из-за дерева показалась голова, маленькая и добродушная, за головой тянется шея. Заслоняя все вокруг, к воде тянется живая гора – гигантское тело, за ним хвост, который еще длиннее шеи. Это динозавр. (Показ картинки.) Динозавр – это “Ужасная ящерица”, или чудовищный ящер.

Почти 220 млн. лет назад появились первые динозавры. Прожили они 150 млн лет. В то время обитало огромное количество разнообразных динозавров. Расселились они по всему миру. Жили и на суше, и в пресных водоемах. Детеныши динозавров вылуплялись из яиц, которые самка откладывала в песок. Одни динозавры достигали огромных размеров, когда вырастали, а другие оставались мелкими.

Всех динозавров можно разделить на группы.

ДИНОЗАВРЫ

По способу передвижения:

– ходящие на 2 или 4 ногах;
– плавающие;

По способу питания:

– растительноядные;
– хищные;
– всеядные.

Учитель рассказывает про диплодока и гадрозавра и показывает иллюстрации из книг.

– Как вы думаете, чем питались динозавры?

По способу питания их можно разделить на группы (показывает схему).

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ – это динозавры, питающиеся растительной пищей: листьями, стеблями, побегами, почками, корнями растений.

БРАХИОЗАВР. Чтобы не умереть с голоду, ему приходилось съедать за день почти 1 тонну листьев. Он имел 25 метров в длину, 12 м в высоту и весил свыше 80 т, то есть больше, чем 20 слонов.

ДИПЛОДОК. Что общего во внешнем виде этих динозавров?

Д. Длинная шея.

У. Для чего она?

Д. Благодаря длинной шее они могли дотягиваться до листьев на верхушках деревьев.

ТРИЦЕРАТОПС. Рогатый динозавр выделяется из всех травоядных ящеров огромной двухметровой головой, самым большим мозгом – с килограмм весом – и не мирным характером. Он был всегда готов к бою. Толстая, бугристая кожа и костяной воротник на затылке надежно защищали его шею и бока при внезапном нападении. Он мог постоять за себя даже при встрече с тираннозавром – самым кровожадным из хищных ящеров. Трицератопс достигал в длину 8 м и весил не менее 9 т (был величиной с быка).

СТЕГОЗАВР. Он был безобидным травоядным ящером: всего 6 м в длину и 3 м в высоту, но зато хорошо защищен от нападения хищных ящеров. Скрежетом своих крепких платин на спине и взмахом шипастого хвоста он оборонялся от хищников. Этими же пластинами он пользовался и для регулирования температуры своего тела, подставляя их солнцу, чтобы согреться, или ветру, чтобы охладиться.

Что объединяло растительноядных динозавров? Сравните их изображения.

Д. Длинная шея, мелкие зубы, толстая бугристая кожа, костяной воротник, костяные щиты, передвижение на четырех ногах.

У. Хищные – это динозавры, которые добывали пищу, охотясь и убивая живых существ.

ТРИТАНОЗАВР. Он был самым большим и свирепым хищником из всех когда-либо живших на земле. Зверь достигал 6 м в высоту, его длина составляла 15 м, вес – свыше 8 т. Тираннозавр имел очень жесткий короткий хвост, который при ходьбе раскачивался из стороны в сторону. Тяжелый хвост помогал тираннозавру удерживать равновесие, поскольку верхняя часть туловища была очень массивной. Он был слишком большим для быстрого бега. Передние лапы были очень короткими. Возможно, он использовал их для того, чтобы ковырять в зубах, или опирался на них, когда поднимался с земли после отдыха.

Нападая на травоядных ящеров, тираннозавр с размаха бил жертву своей метровой мордой, вырывал острыми, как ножи, зубами длинной 15 см огромные куски мяса и тут же заглатывал их.

Помогая себе короткими передними лапами с кривыми длинными ногтями, он окончательно расправлялся со своей жертвой. Тираннозавр издавал ужасный громоподобный рык, кА бы оповещая других ящеров об удачной охоте. Тираннозавр пожирал все, что мог поймать.

КОМПСОГНАТЫ. Это были самые маленькие хищные динозавры. Длина их тела равнялась 60 см, то есть они были размером с курицу. Питались они насекомыми и умели очень быстро бегать.

Что же объединяло хищников?

Д. Длинные острые зубы, сильные когти, массивная челюсть, передвижение на двух или четырех ногах.

У. Как вы понимаете смысл слова всеядные?

Д. Это звери, которые могли есть растительную пищу и живых существ.

У. Были и такие динозавры.

4. ФИЗМИНУТКА “Мышки”

5. Работа с учебником. (с. 79)

Дети находят рисунки динозавров.

У. Рассмотрите рисунки динозавров и определите, какой из них хищный, а какой травоядный.

Работа в группах.

Каждой группе выдают две модели динозавров. Ученики должны определить, какого они вида – растительноядные или хищные. Затем по одному представителю от каждой группы выходят к доске, доказывают правильность суждений всей группы и называют динозавра.

Работа по рисунку в центре с.79.

У. Откуда же люди знают о динозаврах, если они жили на земле очень давно, тогда когда еще не было людей на планете?

Выслушиваются ответы детей.

Помогают нам узнать о динозаврах ученые – палеонтологи. Они осторожно выкапывают кости, соединяют их. Посмотрите на зуб – важная находка ученых. По нему можно судить о том, какими огромными были некоторые динозавры.

Прочитайте, что спешит сообщить нам Мудрая Черепаха.

Д. Черепаха появилась в одно время с динозаврами.

У.А почему тогда исчезли динозавры? Ученые в точности не могут определить – почему, по каким причинам вымерли динозавры около 70 млн лет назад. Но существует несколько версий:

1. В эпоху динозавров климат был теплым на протяжении всего года .Однажды с неба упал астероид(небесный камень большого размера, с маленькую планету), и началась на Земле жара. Нестерпимый зной жжет кожу и глаза. С каждым вздохом все труднее дышать. Вода так горяча, что обжигает язык. Динозавры отчаялись найти клочок зеленой травы или свежую ветку кустарника. Все сухо и мертво. То тут, то там валяются трупы динозавров, погибших от жары и жажды.

2. А может, упал астероид, и началась вечная зима. Снег валил и валил. Свирепый ветер лавиной обрушивал его на сбившихся в кучи динозавров. Вот снег уже коснулся брюха. Все реже поворачивались головы динозавров. Они замерзали и сон их становился все крепче, переходя в вечный сон, от которого нет пробуждения. (Включить песню № 075 ”Горлинка” на 10 секунд сборник “Хиты” 2009 г.).

ФИЗМИНУТКА “Деревцо”

6. Работа в тетради на печатной основе. (с. 33)

У. Какого динозавра вы узнали?

Д. Справа – тираннозавр.

У. А слева – стегозавр. По всей спине у него росли большие плоские пластины, а на хвосте четыре острых шипа. Голова была маленькая, вмещавшая крошечный мозг размером с грецкий орех. Питался этот динозавр растениями.

7. Итог урока

У. Что нового узнали на уроке? Кто такие динозавры? Когда они жили? Что вас удивило на уроке? Что заинтересовало? Над чем пришлось задуматься?

Молодцы сегодня на уроке хорошо работали…

8. Домашнее задание.

Вылепить из пластилина динозавра.

Приложение

30.07.2014