Статья о развитии творческих способностей студентов средствами иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Изучение иностранных языков является существенной ступенью в формировании культурной личности. Студенты должны изучать не только лексику и грамматику иностранного языка, но и знакомиться с культурными достопримечательностями страны изучаемого языка, получать фоновые знания, расширять интеллектуальный кругозор, формировать и развивать свои творческие способности.

Для эффективности творческого развития необходимы следующие условия:

  • желание студентов в творческой деятельности;
  • мотивация и стимулирование;
  • учет индивидуальных возможностей и способностей студентов.

На уроках иностранного языка я использую различные виды и формы работ, способствующие развитию творческих способностей студентов.

Использование стихов на уроках оказывают положительное воздействие в плане нравственного и эстетического воспитания личности. Анализ стихотворения, идея которого выражена в поэтической форме, развивает творческие способности студентов, побуждает к рассуждению, к выражению своих мыслей, развивает память. Стихи, которые я использую на уроках немецкого и французского языков, доступны по количеству новой лексики, не включают незнакомую грамматику, небольшие по объему. Студенты обсуждают, оценивают стихи; сопоставляют имеющиеся литературные переводы; обсуждают свои собственные переводы.

В результате работы со стихотворными текстами у студентов приобретается вкус к творчеству, активизируется познавательная деятельность, что способствует их самореализации, расширяется филологический кругозор, обогащается словарный запас.

Использование песен на уроках иностранного языка также содействует раскрытию творческих способностей каждого студента. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи. Песни могут рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, отражающей особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, песня формирует духовную культуру студентов.

Театральные инсценировки, которые мы используем на уроках, также являются одним из средств формирования творческой личности. Разыгрывая роль, студент начинает говорить языком литературного героя, становится этим героем на несколько минут, а это, в свою очередь, способствует глубокому пониманию литературного отрывка. Драматизацию разумно сочетать с проектной деятельностью студентов, где необходимо не только правильно создать сам проект, но и суметь провести его презентацию. Чтение любого диалога желательно превратить в мини-спектакль. Как показывает опыт, при работе над пьесой у студентов развивается умение общения на иностранном языке, расширяется кругозор, формируются актерские навыки, навыки социального общения.

Использование пословиц и поговорок в обучении иностранному языку способствует развитию языкового чутья. Для формирования навыков продуктивной устной и письменной речи желательно использовать такие виды работ: составление мини-диалогов с употреблением пословиц; составление ситуации по иллюстрации к данной пословице; нарисовать иллюстрацию к пословице и объяснить её; составить рассказ, употребив максимальное количество пословиц. В пословицах отражаются особенности истории, культуры, быта народа страны изучаемого языка.

Одним из средств развития творческих способностей, духовно-нравственной культуры студентов является изобразительное искусство. Воспринимая произведение художника, размышляя о нём, человек преобразует свой внутренний мир. Желательно выбирать тексты с духовно-нравственной направленностью; отбирать картины, соответствующие содержанию и последовательности событий рассказа; знакомить учащихся с авторами подобранных картин. С опорой на произведения живописи на основе прочитанного текста, студенты составляют свои монологи, включают личную оценку, примеры ситуации из личной жизни. Работая над диалогической речью студентов средствами изобразительного искусства, выбираются тексты на определённую духовно-нравственную проблематику. Студенты составляют собственные диалоги с опорой на картину и их представлениями.

Использование средств изобразительного искусства на уроках иностранного языка приобщает студентов к мировой художественной культуре, обогащает студентов духовно-нравственно, развивает в них лучшие человеческие качества.

В итоге можно сказать, что вышеизложенная работа позволяет выявить креативные возможности студентов, активизировать творческое мышление, повысить интерес к культуре страны изучаемого языка. Развитие творческих способностей студентов пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к самовыражению, уверенность в себе.

Литература

  1. Баженова Н.Г. Роль музыки в формировании духовно-нравственной культуры учащихся при изучении французского языка// Иностранные языки в школе – 2011. – №6.
  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Русская книга, 1993.
  3. Комарова Ю.А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов// Иностранные языки в школе. – 2008. №4.

18.08.2014