Способы словообразования в русском и английском языках

Разделы: Русский язык, Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (426,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Обучающиеся: студенты 2 курса

Оборудование:

  • кабинет;
  • мультимедийное устройство (проектор, интерактивная доска);
  • конспект занятия (преподаватель);
  • учебные принадлежности (студенты)

Цель:

  • вспомнить способы словообразования в русском и английском языках;
  • познакомиться с терминам, называющими способы образования слов;
  • сопоставить и сравнить способы словообразования в этих языках;
  • способствовать развитию самостоятельности мышления.

Использованная литература:

  1. Бгуашева А.Р., преподаватель англ.языка МГГТК ФГБОУ ВПО «АГУ»
  2. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи: учеб.пособ / Е.Д.Ващенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349с.
  3. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб.пособ / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 382с.
  4. Масюченко И.П. 222 правила современного английского языка. Справочник школьника.– Москва: ЗАО "БАО-ПРЕСС", ООО "ИД"РИПОЛ классик", 2006.-448 с.
  5. Фомина, Н.В. Русский язык и культура речи. Курс лекций: учеб.пособ / Н.В. Фомина.– Майкоп, 2008. – 160с.
  6. Фомина, Н.В. Сборник упражнений по русскому языку и культуре речи. / Н.В. Фомина.– Майкоп, 2008. – 72с.

Ход занятия

1. Орг.момент

Рус.яз

Англ.яз

 

Пр-ль: (по-англ) Доброе утро. Какое сегодня число? Кто отсутствует?

Ст-т: переводит на рус.яз вопросы преподавателя и отвечает по-англ.

Пр-ль: (по-англ) Сегодня у нас необычный урок. Мы постараемся с Натальей Владимировной объединить 2 предмета: англ. и рус. языки. Как вы думаете, почему мы решили объединить эти 2 языка?

Ст-т: переводит на рус.яз слова преподавателя и отвечает по-англ.

2. Изучение новой темы

Пр-ль: В настоящее время наблюдается тесная взаимосвязь русского и англ.языков. сближение языков вызвано потребностью современной жизни и деятельности людей.

Один из примеров сближения языков – это то, что лексика рус.языка пополняется словами из англ.языка. Кроме того, проследить близость языков можно на примере темы нашего сегодняшнего занятия.

 
 

Пр-ль: (по-англ) Обратите внимание на доску: тема нашего урока зашифрована в ребусе. Попробуйте отгадать.

Ст-т:  переводит на рус.яз слова преподавателя и отвечает по-англ.

Пр-ль: Сегодня мы поговорим о словообразовании в русском и английском языках.

 
 

Пр-ль: (по англ) называет тему.

Обратите внимание, что слово «словообразование» в англ.яз имеет 2 термина.

(произношение терминов на англ.яз.)

Пр-ль: Пожалуйста, запишите тему урока.

Цель нашего урока:

  • вспомнить способы словообразования в русском и английском языках;
  • познакомиться с терминам, называющими способы образования слов;
  • сопоставить и сравнить способы словообразования в этих языках;
  • способствовать развитию самостоятельности вашего мышления.

Итак, тема нашего урока – «словообразование». Что такое словообразование?

Ст-т:

Пр-ль: термин «словообразование» имеет в русском языке 2 значения:

  1. Раздел языка, изучающий словообразовательную систему языка.
  2. Процесс образования новых слов. (определения записываются)

Пр-ль: Скажите, как образуются слова в русском языке?

Ст-т:

 

 

Пр-ль: А как образуются слова в англ.языке?

Ст-т:

Пр-ль: Давайте попробуем проанализировать способы словообразования в англ. и рус. языках. А для этого вы будете работать в группах.

Пр-ль: Каждая группа получит задание, выполнив которое, сможет назвать один из способов словообразования в русском и англ.языках.

 

А) работа по группам

Приложение 1

Б) Анализ выполненной работы

(Проверяется выполнение задания у каждой группы по очереди. На доску выносится задание, которое получила группа. Представитель группы комментирует ответ. При этом в обсуждение выполнения задания включаются и другие группы.)

Пр-ль: Первая группа получила следующее задание: вам были даны слова и было необходимо сгруппировать их в зависимости от способа образования. А также сформулировать способ словообразования в каждом отдельном случае.

Как вы сгруппировали слова и почему?

Ст-т:

Пр-ль: Все ли согласные с тем, как выполнено это задание? (докажите ответ)

Ст-т:

Пр-ль: А вот как нужно было это сделать.

 
 

Пр-ль: А как вы сгруппировали слова в англ.яз. Почему?

Ст-т:

Пр-ль: Все ли согласные с тем, как выполнено это задание? (докажите ответ)

Ст-т

Пр-ль: А вот как нужно было это сделать.

Пр-ль: Все перечисленные способы словообразования объединяются в один общий способ – морфологический.

(записать определение)

Пр-ль: Вторая группа работала над следующим заданием: вам необходимо было определить, по какому признаку отличаются выделенные слова в предложениях.

Назовите этот признак.

Ст-т: (относятся к разным ч.речи)

Пр-ль: Все ли согласные с тем, как выполнено это задание? (докажите ответ)

Ст-т:

Пр-ль: Действительно, данные слова относятся к разным частям речи. Вот, как нужно было объяснить.

 
 

Пр-ль: А как вы выполнили это задание в англ.языке?

Ст-т: (чтение и перевод)

Пр-ль: Все ли согласные с тем, как выполнено это задание? (докажите ответ)

Ст-т:

Пр-ль: Вот, как нужно было объяснить.

Пр-ль: Способ образования слов, в результате которого слова переходят из одной части речи в другую называется морфолого-синтаксический.

Ст-т: (определение записать)

 

 

Пр-ль: В английском языке этот способ называется конверсия.

Ст-т: (записать)

Пр-ль: Третьей группе необходимо было определить, по какому признаку отличаются предложенные слова.

Назовите этот признак.

Ст-т:

Пр-ль: Все ли согласные с тем, как выполнено это задание? (докажите ответ)

Ст-т:

 
 

Пр-ль: Как вы выполнили задание в англ.языке?

Ст-т:

Пр-ль: Все ли согласные с тем, как выполнено это задание? (докажите ответ)

Ст-т:

Пр-ль: Вы знаете, что слова, которые пишутся и прозносятся одинаково, но значения которых не связаны между собой, называются омонимами.

Многие омонимы образовались из многозначных слов, значение которых утратили  связь между собой с течением времени.

Способ образования слов, в результате которого многозначные слова расщепляются на омонимы, называется лексико-семантическим.

Ст-т: (записать определение)

Пр-ль: Четвертой группе было предложено следующее задание: необходимо объяснить, по какому признаку отличаются выделенные слова в предложениях.

Назовите признак.

Ст-т: (написание: в одном случае – словосочетание, в другом – слово)

Пр-ль: Все ли согласные с тем, как выполнено это задание? (докажите ответ)

Ст-т:

Пр-ль: Вот так нужно было объяснить.

Пр-ль: Вот такой способ образования новых слов, когда из словосочетания получается новое слово, называется лексико-синтаксическим.

Лексико – синтаксический способ, при котором новые слова образуются в результате сращения сочетаний слов в одну лексическую единицу.

Ст-т: (записать определение)

 
 

Пр-ль: в англ.языке такого способа словообразования не существует.

3. Закрепление

 

Пр-ль: Итак, тема нашего занятия – «словообразование». Определите, способ образования этого термина в русском и английском языках.

Ст-т: сложение (морфологический)

4. Итог

Пр-ль: Сегодняшний наш урок был направлен на систематизацию ваших знаний по словообразованию.

 

 

Пр-ль: Назовите способы словообразования в англ.языке.

Ст-т:

Пр-ль: А какие способы словообразования существуют в русском языке?

Ст-т:

Пр-ль: Какой вы можете сделать вывод о способах словообразования в обоих языках?

Ст-т:

 
 

Пр-ль: (по-англ) Сегодня мы только поверхностно коснулись способов словообразования. Более подробно о том, как образуются слова в этих языках, мы будем говорить на последующих занятиях русского и английского языков.

Ст-т: (перевод слов преподавателя)

5. Д/з

Пр-ль:  1. выучить терминологию; 2. подобрать по одному примеру на каждый способ словообразования

11.12.2014