Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


Условия возникновения данной проблемы.

С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно-коммуникативных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности “информационного общества”.

Актуальность проблемы.

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории и общества.   Одна из задач школьной истории и обществознания на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно, работать с разнообразными носителями информации.

Сегодня одним из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять-семь лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Постановка проблемы. 

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Использование ИКТ   на уроках истории и обществознания”. Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения обществоведческих и исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование ИКТ.

Цели и задачи:

в связи с этим определяются задачи:

  • обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию;
  • развитие общеучебных умений и навыков;
  • содействие развитию ИКТ-компетентности;
  • организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

На первом этапе необходимо было самой усвоить основные навыки пользователя компьютера.

Краткосрочные курсы повышение квалификации при Приморском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования по проблеме “Образовательные информационные технологии на уроках истории и обществознания” - 72 часа 2005 год.

Овладела навыками:

  • работы на клавиатуре;
  • создания презентаций уроков, докладов;
  • навыками работы с Интернет-ресурсами;
  • своими силами и силами обучающихся создавала базу презентаций к урокам.

Использую основные формы работы с ИКТ на уроках.

Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. 

Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.

В своей практике я использую несколько вариантов презентаций: 

  • лекционная презентация,
  • “плакаты”,
  • “тройное действие”,
  • интерактивные презентации.

Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций,   докладов, выступлений учителя или обучающихся.

Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. На слайды помещаю только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции раскрываю и развиваю. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд демонстрирую на экране не менее 10-15 секунд.

“Плакаты” - это  демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учеников. Наиболее активно данную разновидность презентаций я использую при составлении так называемых виртуальных экскурсий по историческим местам, предлагая детям при помощи презентации совершить заочную экскурсию. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия.

“Тройное действие”. На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо “расширять” его. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала.

Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности ребят на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Если презентация предназначена для самостоятельной работы детей, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается учителем именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана.

На эти же моменты обращаю внимание детей, когда предлагаю им подготовить презентацию  по той или иной учебной теме. Это, кстати, ещё одна их форм использования ИКТ, благодаря использованию которой ребята учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.

В настоящее время у меня нет большой необходимости в создании поурочных презентаций, так как я имею 145 презентаций промышленного производства по истории Отечества к учебникам А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. Готовим презентации, только дополняющие основной материал учебника.

Считаю, что уроки-презентации имеют ряд преимуществ:

1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована, это приучает учащихся к дисциплинированности  и точности при выполнении заданий. Кроме того, при минимальных затратах времени можно проверить знания всех учащихся класса, например, при помощи мини-теста,  осуществить самопроверку или взаимопроверку (выставление правильных ответов на слайде), при этом, учащиеся могут сами дать оценку своей работе или работе одноклассника (ученики знакомы с критериями оценок).  Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки  мотивации ученика.

2. Без дополнительных затрат времени учитель может включить в урок-презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом.

3. С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка.

4.  С помощью логических схем (на слайде) можно сравнивать содержание различных источников, например, археологические памятники и летописи. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся.

5. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы.

6. Затраты времени педагога при создании презентации значительные. Но в последующем затраты сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это экономит время педагога и направляет его усилия на совершенствование урока-презентации.

Содержание задания на слайде предлагаются в различных формах:

  • Прослушай фрагмент лекции и ответь на вопросы...,
  • По рисунку на слайде опиши “..”,
  • В тексте документа (на слайде) найди “...”, Сравни как это описано в твоем учебнике,
  • Продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений “...” (логическая цепочка на  слайде),
  • Просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения на слайде, расскажи о сражении (или отдельном этапе сражения),
  • На основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника  составь план сражения,
  • Создай свой слайд, (презентацию)  по  теме “...”. В этом случае учитель должен позаботиться о публичности работы ученика. Самое действенное – включить слайд (или презентацию) ученика в урок.

Возможны и другие формы организации деятельности учащихся.

С помощью  заданий на слайде можно активизировать познавательную  деятельность учащихся.

Использование авторских презентаций повышает активность учащихся.

Использую  следующие компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.

Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые   предлагаю учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе и дома. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

Электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.

Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Уделяю внимание учебно-исследовательской и проектной работе с учащимися:

а) в учебном процессе;
б) во внеурочное время.

Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения истории и актуален при изучении краеведческого материала.

Этапами исследовательской деятельности является:

  • Знакомство со статистическими данными.
  • Обсуждение социальных проблем.
  • Социологический опрос населения по данной проблеме.
  • Обработка полученных результатов и их анализ.
  • Составление компьютерной презентации.
  • Публичное самостоятельное представление результатов работы.

Примерами подобных работ могут служить проекты по обществознанию по теме “Глобальные проблемы современности”. По краеведческому материалу – “Моя Родина – Приморский край”.

Особая ценность этих работ заключается в следующих “ключевых” словах:

  • междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;
  • оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи;
  • технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, цифровой фотоаппарат) и с ними интересно работать;
  • завершенность – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории. (Презентация Сушковой Олеси 11 класс).

Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.) Используется небольшим кругом учеников дома.

Моими учениками подготовлено около 40 презентаций проектов, сообщений, докладов. На уроках и во внеклассной работе использую свои тематические презентации, презентации уроков (их более 20), использую готовые цифровые образовательные ресурсы. Пользуюсь Интернет-ресурсами.

В 2010-2011 гг. - 12 уроков; 2011-2012 гг. - 26 уроков, в 2012-2013 гг - 40 уроков с использованием компьютерных технологий. В 2012, 2013 гг. Давала открытые уроки с использованием ИКТ: “Участие в выборах - право или обязанность?” В 10 классе по обществознанию, “Нашествие с Востока” в 6 классе по истории, “СССР в 1953 -1964 гг.” В 11 классе по истории.

Мои труды не проходят даром. Успеваемость по предмету – 100%. Есть высокие результаты на итоговой аттестации (история ЕГЭ 2013 г. - Федорко Т. - 75 баллов, обществознание ЕГЭ 2013 г. – Завьялов М. – 66 баллов, Землянуха А. – 70 баллов, Ченцов Л. – 68 баллов, Шумилова К. – 63 балла). Большое внимание уделяю подготовке учеников 10 – 11 классов к ЕГЭ по истории и обществознанию. В этом мне помогаю элективные курсы: “Правоведение”, “Политология”, “Романовы на русском престоле”, “Знатоки истории Отечества”.

Мои ученики принимают участие и становятся призерами и победителями школьных и муниципальных олимпиадах. В муниципальной олимпиаде 2011 года по обществознанию моя ученица Карелина Марина стала победителем. Активное участие принимаю в работе школьного и муниципального методического объединения учителей истории.

Я в своей работе использую современные образовательные технологии, в том числе, информационно – коммуникационные технологий позволяет мне осуществлять: подготовку к урокам и внеклассным мероприятиям; проводить учебные занятия; вести индивидуальную работу с учащимися, работу с классом, группой учащихся (непосредственное использование электронных и печатных материалов на предметных уроках в соответствии с учебной программой); сбор и обработку дидактического, методического, нормативного и информационного материала; поддерживать профессиональную связь с коллегами.

Мои педагогические наблюдения, анкетирование учеников показывают позитивное влияние используемых компьютерных технологий на качество знаний и интерес к предмету. Обучающиеся не считают эти методы, приёмы новыми, но в беседах, анкетах отмечают эти уроки как наиболее продуктивные.

Думаю, что яркой иллюстрацией того, что моя система работает, являются полученные результаты: 2009–2010 уч. Гг. 2010–2011 уч. Гг. 2011–2012 уч. Гг.
Рост качества знаний % 63 % 68 % 71 %
Рост мотивации, интерес к предмету % 61 % 75 % 86 %
Проектно-иссл. Деятельность учащихся

Результат

2 ученика

Получили грамоты и благодарность за участие

3 ученика

Сушкова Дарья – 11 класс получила I место в районном конкурсе – “Моя Родина Приморский край”

3 ученика

Получили грамоты и благодарность за участие

  Успеваемость % Качество %
2009–2010 уч. Гг. 100 % 63 %
2010–2011 уч. Гг. 100 % 68 %
2011–2012 уч. Гг. 100 % 71 %
2012–2013 уч. Гг. 100 % 73 %
2013–2014 уч. Гг. 100 % 75 %

Мои ученики участвовали в районных конкурсах:

2012–2013 учебный год

  • “70 лет Сталинградской битвы” – Федорко Татьяна – 11 б класс – “Сталинградская битва”.
  • “Моя Родина Приморский край” - Сушкова Олеся – 11 б класс – районный конкурс презентаций (I место).

2013–2014 учебный год

  • “70-летие Великой Отечественной войны” - Рябцева Лия – 6 б класс – “Дети блокадного Ленинграда”, “Дорога жизни”; Кондык Александра – 7 б класс – “Дети-герои войны”; Фирстова Виктория – 7 б класс – “Блокада Ленинграда”.

Мои ученики принимают активное участие в подготовке презентаций к урокам: Волобуев Владислав – 7 в класс, Рыльская Дарья, Белов Захар, Гринько Дмитрий, Карелина Анна, Якимчук Александр – 7 б класс.

Немаловажное значение играет и контингент учащихся, но я вижу рост интереса к предмету, а это прямая дорога к повышению качества учебного процесса.

Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности, обучающихся на уроках сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он   отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании истории и обществознания является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития личности.

Список используемой литературы

I. Нормативные документы.

1. Концепция проекта федерального закона “Об образовании в РФ” (протокол от 1 июня 2009 г. N 20).

2. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” (04 февраля 2010 г. Приказ № 271).

3. “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” (Приказ от 11 февраля 2002 Москва № 393).

II. Дополнительная литература.

1. Р.И. Ивановский. Информационные технологии в образовании. - М., 2013.

2. И.Г. Захарова. Интернет в гуманитарном образовании. – М:, 2012.

3. Д.Ш. Матроса. Интерактивное образование. “Электронная газета”. № 12-13, октябрь 2012.

4. Е.С. Полат. Как реализовать компетентностный подход в обучении. “Преподавание истории и обществознания в школе”. – 2013. - №3.

5. Предметно-содержательные журналы “Современный урок” за 2010-2013 год.

6. И.Г. Семакина. Информатизация общего среднего образования. - М., 2012.

7. И.С. Сергеев. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. – М:, 2013.

8. И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы).

Презентация

23.12.2014