Креативное занятие (продуктивный вид деятельности) для детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта «Волшебство нитей». 4-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: продолжать учить детей рисовать по бархатной бумаге ниткой, методом ниткографии.

Задачи:

Образовательные.

  • Учить выполнять работу по алгоритму действий.
  • Совершенствовать умение выкладывать нить точно по нарисованному контуру.
  • Продолжать знакомство с линией как изобразительным средством, знакомить со свойствами бархатной бумаги.

Коррекционно-развивающие.

  • Развивать мелкую моторику рук методом нетрадиционного рисования “ниткография”.
  • Развивать связную речь, пространственное воображение, внимание, память, абстрактное мышление, слуховое и зрительное восприятие, глазомер.
  • Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.
  • Развивать умение следовать устным инструкциям.

Воспитательные:

  • Поддерживать в детях стремление к работе,творческую инициативность.
  • Воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, через выполнение практической части занятия, поддерживать порядок на рабочем месте.
  • Прививать чувство взаимопомощи к своим сверстникам.

Слово: НИТ-КО-ГРА-ФИЯ.

Активизация словаря: накладывать нитку, прижимать ладонью.

МЕТОДЫ ФОРМЫ РАБОТЫ:

Исследование,

  • информационно-коммуникативный метод,
  • эксперимент,
  • наблюдение,

Алгоритм последовательности работы,

  • рассуждение,
  • анализ, синтез.

Предварительная работа

Беседа о ниточках (из чего и для чего изготавливают, какие бывают), рассматривание ниточек и классификация по виду, цвету, толщине.

Чтение стихотворения Л.Л.Яхнина:

Солнце нитями – лучами
Вышивает,
Луг – цветами,
Сад – плодами,
Пруд и небо – облаками,
А колосьями – поля.
Словно тонкими шелками,
Сшита - вышита стежками
Разноцветная Земля.

Материалы, инструменты, оборудование.

Шерстяные нити разного цвета – нарезанные (по 15-20 см) и в небольших клубках, бархатная бумага, простые карандаши, корзина с клубками ниток, алгоритм действия, карточки с линиями, две – четыре аппликации выполненные воспитателем или родителями из шерстяных ниток.

Педагогические технологии: музыкальное воздействие “Вальс цветов” Франц Шуберт

Здоровьесберегающие технологии: игра “Паутинка”на психо-эмоциональный настрой, релаксационный момент, физкультминутка, гимнастика для рук.

Ход занятия

Дети стоят в центре класса, воспитатель сообщает цель:

- Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учиться рисовать ниткой по бархатной бумаге, а тема нашего занятия: “Вот паутинки - разноцветные картинки.”

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Клубочек хочет поиграть с вами в игру “Паутинка”.

(Дети встают в круг, педагог бросает клубок ниток любому ребенку и говорит: “Я желаю тебе удачи на сегодняшнем занятии”, далее ребенок бросает другому учащемуся проговаривая слова напутствия, оставляя нитку у себя в руке изображая букву или геометрическую фигуру, и так до тех пор, пока клубок с нитками не побывает у каждого в руках.)

2. Основная часть.

Воспитатель:

- Ребята, вчера я была у своей бабушке Зины и представляете, что там произошло?

Воспитатель читает стихотворение: (Картинка из книги А.Александровой)

Котенок

Бабушка в кресле вязала носок
И, не заметив, заснула чуток.
Клубочек с коленей скатился, упал
И прямо в лапы котенку попал.
С клубочком, как с мышкой, стал он играть.
Под стул закатил, а потом под кровать.
Бабуля, проснувшись, не узнала свой дом,
Клубочек пропал, только пряжа кругом.
Вся комната в нитках, как в паутине,
Что же случилось у бабушки Зины.
Автор (Г.Давыдова)

Ответ детей: - Котята спутали нитки.

Воспитатель:

- Ребята, котята-шалуны опять нашалили – перевернули корзинку с цветными клубочками и все спутали. Их надо смотать и вернуть на свое место. Бабушка Зина очень расстроилась, и попросила меня и вас помочь.(показ спутанных ниток)

Игра - “Смотай нитки в клубок - совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев.

(Воспитатель даёт детям верёвочки и предлагает смотать их в клубок. Вывод: длинная верёвка не запутывается, если смотать их в клубок. Кроме того, в таком виде их легче хранить: занимают мало места.)

Воспитатель:

- Вместе нам удалось распутать нитки, и в знак благодарности бабушка достала из своего сундука и дала мне, послушайте что;

Загадка:

Я длинная и тонкая
И смотана в клубок,
Сбежала от котенка я
В укромный уголок.

Ответ детей: Ниточка!

Работа за столом

Воспитатель:

- Правильно это нитка, а знаете ли вы, что нитки бывают разные!

(Рассматриваем нитки, разные по толщине, дети называют тонкие и толстые нитки).(Коробочки на столах с разными видами длины ниток).

Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вам узнать какая ниточка длинная, а какая короткая.

|----------|

|------------------|

Индивидуальная работа за столами.

(Дети показывают, как надо положить ниточки, чтобы определить их длину.)

Воспитатель: Наши пальчики устали и немного отдохнут

Проводится пальчиковая гимнастика

Котик ниток клубок. В руках клубок (катать по кругу вправо)
Укатил в уголок. В руках клубок (катать по кругу влево)
Укатил в уголок Катим клубок по столу вперёд(от себя)
Котик ниток клубок затем назад (к себе).

Воспитатель:

- А теперь я предлагаю с ниткой поиграть.

- На столах у вас у каждого лежат карточки и нитки, предлагаю повторить рисунки, сели красиво, помним об осанке.

Игра “Превращение линий”.(У каждого ребёнка свой рисунок) (Индивидуальная работа детей с подсказкой взрослого,обговаривание линий)

Закрепление техники выполнения работы:

– Как приложить ниточку? – Накладываем ниточку на полоску, слегка прижимаем пальцем, а лишнюю нитку отрезаем. (Воспитатель объясняет детям)

Воспитатель:

- Дети, какие вы молодцы! Оказывается ниточкой можно рисовать разные фигуры.

Воспитатель:

- Я предлагаю вам сегодня рисовать нитками,( Уточняем, что рисование ниткой - это ниткография.

(На доске большими буквами написано НИТ-КО-ГРА-ФИЯ, и сделаны предварительно картинки из ниток)

- А делать мы будем с вами подарки к “Дню пожилого человека”. У вас у всех есть бабушки? Тогда сделаем подарок для ваших бабушек, а подарком послужит наша картина из ниток.

- Все бабушки любят цветы и самым лучшим подарком будет картина. (Показ образца, выполненный воспитателем)

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Планирующая функция речи.

Объяснение воспитателем по образцу последовательности выполнения работы по схемам:

– С чего начнем работу?

1) Сначала сделаем стебелек.

2) Затем листочек, лепестки.

3) Затем сердцевину из желтой ниточки. 4)Затем лепестки.

Зрительное восприятие (описание цветка.)

Воспитатель – У него есть зеленый стебелек с листочком, круглые (овальные) лепестки красного (синего, розового, голубого цвета) и желтая сердцевина.

Цветовосприятие У детей на столах лежат трафареты с контурным изображением цветов разной формы. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать свой цветок и выбрать из корзинки нитки того цвета, который ему будут нужны для работы.

На доске висит алгоритм действия, дети составляют план работы:

  1. Приготовить основу для аппликации (фон);
  2. Сначала делаем стебелёк он в рисунке самый длинный
  3. Листочки прикрепляем к столбику они овальной формы.
  4. Потом делаем серединку она у нас круглая
  5. Делаем лепесточки они овальной формы.

Воспитатель: - Сейчас с вами вспомним правила работы.

Повторение правила работы.

1. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

2. Во время работы держи рабочее место в порядке.

3. Не разговаривай во время работы.

4. Если у соседа что – то не получается – помоги ему.

Воспитатель:

- Какой материал нам необходим, чтобы сделать цветы(для роботы понадобится бархатная бумага, нитки шерстяные разных цветов)

Наш подарок готов.

Воспитатель: -А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и настроиться на занятие с помощью физкультминутки.

По дороге Коля шёл дети ходят по кругу
Клубок ниточек нашел наклонились, “взяли”
Клубок маленький показывают клубок
Нитки аленькие имитация движения
К нитке тянется имитация движения
Он за нитку взял наклонились, “взяли”
Потянулся и поднял поднимаем руки вверх

Самостоятельная работа детей.Закрепление техники детьми (дети обговаривают. )

– Как приложить ниточку? – Накладываем ниточку на полоску, слегка прижимаем пальцем, а лишнюю нитку отрезаем.

(В процессе апликации, если у кого-то из детей не получается, то педагог предлагает попросить вежливо помощи у своих товарищей, которые уже выполнили тот или иной этап работы.

Звучит музыка “Вальс цветов” Франц Шуберт

Ребенок читает стихотворение:

Стихотворение:

“Не рвите цветы не рвите,
Пусть будет нарядна земля.
А вместо букетов дарите,
Частичку труда и тепла.
Цветок расцветёт на бумаге.
Лишь только я нитку беру.
Его я любимой бабуле,
От чистого сердца дарю.”

После того как дети закончили работу, воспитатель предлагает детям показать гостям свои картинки и оценивает работу детей.

Воспитатель:

- Антоша сегодня ты справился с задание и работал хорошо.

- Саша у тебя получилось рисовать в технике ниткография.

- Вася, а ты так ловко рисовал, что из паутинки у тебя получился цветок.

- Миша был внимательный и правильно по алгоритму все сделал.

Воспитатель: - Ребята, клубочек хочет попрощаться и ещё раз поиграть в “ Паутинку”. Дети встают в круг, в руках у педагога клубок. Дети кидают по очереди друг другу клубок и говорят, что они научились делать, что им понравилось, при этом оставляя нитки в руках и делая паутинку-картинку(круг.)

ИТОГ РАБОТЫ:

Воспитатель:

- Ребята, чем было интересно занятие?

Дети:

- Мы рисовали нитками.

Воспитатель:

- Чем мы с вами занимались?

Дети:

- Мы делали бабушкам подарок?

Воспитатель -Что нового узнали?

Дети:- Можно рисовать с помощью ниток по бархатной бумаге без клея.

Список литературы

1. О.А. Новиковская  Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.

2. А.В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.

3. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10, 12;  2012 № 1,2

4. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.

5. Н.В. Гультяева Ниткография “Солнечная система”, “Дошкольное воспитание” №2 – 2004.

28.11.2014