Урок окружающего мира "Водоемы нашего края". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

Формировать знания, представления учащихся о родном крае, о водоёмах нашего края.

Развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств.

Планируемые предметные результаты. Познакомятся с основными сведениями о своём крае: естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана; научатся использовать краеведческие знания при характеристике родного края, пользоваться административной картой России и картой Чукотки.

Планируемые метапредметные результаты.

Личностные: Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Познавательные УУД: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, карта Чукотского АО, фотографии, карточки для игры.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок будет новым открытием для вас.

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Учитель. Отгадайте чукотские загадки.

1. Что такое - не разрывается и не горит? (Вода)

2. Твёрдый, прозрачный, в тепле тает. Что это? (Лёд)

3. Белый, но не заяц, летает, но не чайка. Что это? (Снежинка)

4. Как будто дым, только это не дым. Что это? (Туман)

5. Вдруг море сверху упало, всех намочило, в дома загнало. Что это? (Дождь)

6. Вся в движении, спешит, бежит, шумит. Что это? (Река)

7. Всё наоборот – мать питается от своих детей. И так увеличивается. Что это? (Ручейки, река).

8. Летом раскрывается, покрывается волнами, зимой замерзает, становится белым. Что это? (Море).

9. Глаза в ресницах в небо смотрят. (Озёра в Обрамлении Трав).

Учитель: Где мы можем встретить воду в трёх состояниях?

Ученики. В ручье, реке, озере, море, океане.

(Дети смотрят видео “Набережная города”. (Приложение 1)

Учитель. Я думаю, вы догадались, какая сегодня тема урока.

Ученики. Водоёмы нашего края – Чаунского района, Чукотского автономного округа.

Учитель. Определите цели урока, используя опорные слова:

  • Мы познакомимся с … (водоёмами Чаунского района, Чукотки).
  • Мы узнаем …  (названия рек, озёр, что они обозначают).
  • Мы вспомним … (что мы знаем о Чукотке, что читали, узнавали в кружке).
  • Мы будем уметь … (пользоваться прочитанной информацией, беречь природу).
  • Мы сможем поразмышлять … (об экологических проблемах нашего края).

(В скобках даны примерные ответы учеников).

III. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Тему урока и цели мы определили. Давайте повторим, что мы знаем о нашем крае.

1. Графический диктант.

Если вы согласны с высказыванием, пишите знак , если не согласны, то ставьте знак ∆.

1. Чукотка расположена на материке Евразия;

2. Мой край находится в Восточном полушарии;

3. Мой край находится в зоне пустыни.

4. Чукотка дает родной стране продукты сельского хозяйства;

5. Территория моего края расположена в полярном поясе;

6. Столица Чукотки – город Певек.

7. Терриконы – это горы, созданные природой.

8. Остров Врангеля расположен между Восточно-Сибирским и Чукотским морями.

9. Лемминги зимой впадают в спячку.

10. Оленьи пастбища в тундре не нуждаются в охране, так как ягель растёт быстро, постоянно их обновляя.

Ответы (?∆∆∆∆∆) даны на обратной стороне доски. Работа в парах. Дети меняются листками и производят взаимопроверку. Самооценка: Отлично – без ошибок. Хорошо – допускается две ошибки. Удовлетворительно – 3-5 ошибок.

2. Рабочая тетрадь с.67 Проверка заданий. Фронтальный опрос.

1) Расшифруйте условные знаки. Объяснить их смысл (устно). Отметьте в квадратике знаком “– ” то, что плохо, а знаком “ + ” отметьте то, что хорошо.

3. Творческий проект.

Просмотр презентации ученицы “Экономика Чукотки”. (Презентация)

Учитель. Понравилась ли вам работа? Что нового узнали о родной Чукотке?

Музыкальная физминутка “Увезу тебя я в тундру”.

IV. Освоение нового материала.

1) Учитель. Каким цветом обозначена вода на карте? Почему планету Земля называют “голубой”?

Ученики. Вода обозначается синим цветом на глобусе и карте. Земля – “голубая” планета, так как 2/3 земной поверхности занимает вода.

Учитель. Летом вы с родителями отдыхаете на берегу Восточно-Сибирского моря или в тундре возле речки. Заметили ли вы, одинакова ли вода по вкусу?

Ученики. Нет. В морях и океанах – соленая. А в озерах, реках, ручьях – пресная.

Учитель. Вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению: водоемы естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком).

Водоемы
Естественные Искусственные

(Дети смотрят слайд-шоу о водоёмах Чукотки.) Приложение 2.

Учитель. Как же “живут” естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

Ученики. Реки Чукотки имеют преимущественно снеговое и дождевое питание. Они так же пополняются водой за счёт подземных вод и летнего таяния многолетней мерзлоты.

Учитель. Чем отличаются реки от озера? (Работа по схемам. Река. Озеро.)

Ученики. Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки. В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется устьем. Река течёт по руслу, у неё есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.

Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озерах вода пресная, а в других – соленая. На Чукотке вода равнинных озёр не всегда приятна на вкус, часто обладает болотным запахом и буроватым цветом.

Учитель. Разгадайте ребусы.

Учитель. Давайте обратимся к карте Чукотского АО. Какими морями Северного Ледовитого океана омывается Чукотка на севере?

Ученики. На севере Чукотка омывается морями Северного Ледовитого океана: Восточно-Сибирским и Чукотским.

Учитель. На востоке полуостров омывается каким морем Тихого океана?

Ученики. На востоке ? Беринговым морем Тихого океана.

Учитель. Если посмотреть на карту полушарий, то можно увидеть, что Восточно-Сибирское и Чукотское моря лежат в разных полушариях.

Ученики. Восточно-Сибирское – в Восточном, а Чукотское – целиком в Западном.

Учитель. Какой материк на востоке омывает Чукотское море?

Ученики. На востоке Чукотское море омывает уже другой материк – Северную Америку.

Учитель: Но эти моря имеют между собой много общего. Их максимальные глубины редко превышают сотню метров, хотя в отдельных местах достигают 150-160 м. Имеются большие заливы: Чаунская и Колючинская губы. В Чаунской губе раположен остров Айон. В 150 км от побережья в Северном Ледовитом океане находится большой остров Врангеля и с ним рядом остров Геральда. В Восточно-Сибирском и Чукотских морях наблюдаются приливы и отливы. Они здесь небольшие, высота их всего лишь один метр, тогда как в заливах Берингова моря она достигает 3 м. Большую часть года Восточно-Сибирское и Чукотское моря скованы ледяным панцирем. Толщина льда постоянно меняется: зимой она увеличивается из-за его нарастания главным образом снизу, а летом уменьшается благодаря таянию сверху. Кроме того, льды находятся в постоянном движении. В морях могут возникнуть устойчивые пространства чистой воды – полыньи.

2) Учитель. Разгадайте ребусы.

Учитель. Посмотрите на карту и назовите крупные реки Чукотки.

Учитель (обобщает ответы детей). Самая крупная на Чукотке река Анадырь берёт начало в центре Анадырского плоскогорья. Общая протяжённость её 1150 км. Левые притоки: Белая, Танюрер; правые: Майн, Еропол, Яблон. Река впадает в залив Онемен, который соединяется с мелководным Анадырским заливом. Сюда же впадает крупная реки Великая, которая берёт начало на Корякском нагорье. Отсюда берёт начало и река Хатырка, впадающая в Берингово море. На Чукотке могут быть выделены реки двух типов: горные и равнинные. Но большинство крупных рек Чукотки по своим особенностям смешанные: в верховьях они относятся к типичным горным, а в нижнем течении к равнинным. Например, река Анадырь имеет горный облик в пределах Анадырского плоскогорья и равнинный – на просторах Анадырской низменности.

Учитель. А теперь прочитайте список водных объектов нашего края.

Восточно-Сибирское море, Чаунская губа, река Паляваам, река Пегтымель, река Раучуа (Большая Бараниха), река Чаун, река Апапельгино, озеро Эльгыгытгын.

Названия необычны. Знаете что они обозначают? (Учитель дополняет ответы детей).

(Название Апапельгино по чукотски “апаапэлгын”. Апапельгино – река и посёлок около г.Певек. В переводе с чукотского означает “паучья горловина” или “паучье устье”. Чукчи считают, что вблизи устья этой реки множество пауков, поэтому и дали ей такое название.)

Паляваам – река, впадает в Чаунскую губу; название смешанное юкагирско-чукотское, где “паля” происходит от юкагирского слова “пнэльэ” – “гора” или “скала”, “камень”, а чукотское “ваам” – “река”.

Пегтымель – самая крупная река Западной Чукотки, впадает в Восточно-Сибирское море. “Пегтымлен” означает по-чукотски “сломанный полоз нарты”, где “пегты” – “нартовый полоз”, а “млен” от “млельын” – сломанный. В долине р. Пегтымель па прибрежных скалах геолог И.М.Саморуков в 1965 г. обнаружил самые северные петроглифы, рассказывающие о жизни древних охотников. Наскальные рисунки-петроглифы, являющиеся памятниками древней культуры Чукотки. 170 композиций на протяжении километра.

Они представляют собой отдельные фигуры и группы силуэтных изображений: сцены охоты древних людей на китов, моржей и северных оленей, рисунки пасущихся оленей, людей с головами в форме гриба, изображения лучников, жилищ древних людей.

Учитель. Разгадайте ребус.

(Заранее подготовленный ученик читает сообщение с показом фотографий).

(Приложение 3)

Самое известное горное озеро Чукотки – озеро Эльгыгытгын. Озеро Эльгыгытгын – геологический памятник природы. Загадочное, круглое озеро. Находится южнее Чаунской губы в верховьях рек Анадырь и Белая, в 300км от г. Певек. В переводе с чукотского– “белое озеро”, где “элг” – “белый” и “гытгын” – “озеро”. Диаметр озера 17 км, площадь 13,3 тыс.га. Глубина в центре около двухсот метров, но где-то может быть глубже или мельче. Рельеф дна неровен. “Озеро Эльгыгытгын неестественно синего цвета. В зависимости от глубины цвет воды меняется от невероятно голубой, почти черной синевы, до радужных оттенков. Ощущение такое, что озерной водой можно заправлять чернильные авторучки. Но на самом деле вода очень прозрачная”. [О. Куваева “Птица капитана Росса”]. Лёд на озере тает, но очень поздно. Вода чистая, прозрачная, вкусная. Происхождение круглого озера неизвестно. Ученые предполагают разные версии. Эндогенный взрыв, падение метеорита. А географ и геолог Сергей Владимирович Обручев высказывал предположение, что озеро – это кратер древнего разрушенного вулкана. На склонах гор водятся снежные бараны, почти в каждом распадке долины Юрумкувеема полярные волки живут семейными парами и растят волчат. А в озере водится красная рыба - три вида гольца. Флора насчитывает 249 видов трав, сто из которых редкие и единичные.

Озеро имеет общемировое значение и распоряжением Правительства РФ включено в список особо охраняемых объектов под названием национальный парк “Эльгыгытгынский”.

Учитель: Обилием озёр характеризуются низменности Чукотки. Самое крупное из равнинных озёр – озеро Красное, расположенное в нижнем течении реки Анадырь.

V. Работа по группам.

Учитель. А сейчас поработаем в группах. (Приложение 4)

1-я группа. С помощью учебника составьте схему о значении водных богатств. Нарисуйте схему в печатной тетради с.69, 2 задание. Используя схему, расскажите о значении водных богатств.

2-я группа. Печатная рабочая тетрадь по окружающему миру с.70.

Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите. Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

3-я группа. Составьте правила безопасного поведения на водоёмах.

1) Опасность зимой. Полыньи.

2) Опасность весной и осенью.

3) Опасность летом во время купания.

4-я группа. С.70, 4 задание. Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.

VI. Проверка. Представители групп дают ответы.

Учитель. (Дополнение по вопросу об экологических проблемах.) На арктическом побережье Чукотки ни одно предприятие не имеет очистных сооружений. Отходы напрямую сбрасываются в реки, озёра и моря. Основными же загрязнителями являются сточные воды шахт, рудников, карьеров.

VII. Закрепление изученного материала.

Учитель. Давайте поиграем в “Географическое лото”. Из карточек составлена таблица. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и побеждает. (Можно провести игру в командах).

Восточно-Сибирское море Самая крупная река на Чукотке Столица Чаунского района Самая крупная река Западной Чукотки
Озеро Эльгыгытгын Чукчи считают, что вблизи устья этой реки множество пауков, в восточном полушарии не имеют истоков и устья
Река Анадырь Чукотское море Озёра Апапельгино
Река Пегтымель Г.Певек в переводе с чукотского “белое озеро” в западном полушарии

Цепочка ответов.

Восточно-Сибирское море в восточном полушарии. Озеро Эльгыгытгын в переводе с чукотского “белое озеро”. Река Анадырь – самая крупная река на Чукотке. Река Пегтымель – самая крупная река Западной Чукотки. Апапельгино – чукчи считают, что вблизи устья этой реки множество пауков. Чукотское море в Западном полушарии. Певек – столица Чаунского района. Озёра не имеют истоков и устья.

VIII. Домашнее задание.

С.68 -69. Заполните таблицу описания реки.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно заинтересовало на уроке?

- Как вы думаете, нужны ли вам сведения о родном крае, услышанные на уроке?

Образовательные ресурсы:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012. Школа России.

2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. Москва “Просвещение”, 2014 г. ФГОС Школа России.

3. Голубчиков Ю.Н. География Чукотского Автономного округа. ? М: ИПЦ “Дизайн. Информация. Картография”, 2003 г.

11.01.2015